Урок родного языка в 8 классе. Тема: Заимствованные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
план-конспект урока (8 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Тип: урок общеметодологической направленности. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_yazyka_v_8_klasse.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного языка в 8 классе.

Тема: Заимствованные  слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Тип: урок общеметодологической направленности

Задачи:

•  формировать коммуникативные умения и культуру речи в сфере Интернета;

•  формировать понимание современного процесса заимствования иноязычных слов;

•  научиться правильно использовать заимствованные слова;

•  научиться создавать дисплейный текст в жанре социальной рекламы.

Предметные:

•  понимание роли языка как постоянно развивающегося явления и роли заимствованной лексики в этом процессе;

•  понимание процессов  заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

•  умение определять заимствованные слова;

•  общее представление об особенностях освоения заимствований в последние десятилетия;

•  правильное употребление заимствованных слов в современных ситуациях речевого общения;

•  умение редактировать свои и чужие тексты с соблюдением норм современного русского литературного языка;

•  умение создавать публицистический текст;

•  работать  со  словарём,  с  дополнительными  источниками

Метапредметные:

регулятивные:

•  выбирать действия и необходимые ресурсы в  соответствии с  поставленной на уроке  задачей;

•  контролировать процесс выполнения задания;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

познавательные

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности.

коммуникативные:

•  уметь  корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

•  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми;

•  составлять план деятельности;

•  строить  собственное  рассуждение,  соотносить

с  известной информацией

Личностные:

•  совершенствовать культуру речи;

•  учиться  видеть  необычное  в  обычном,  устанавливать  неочевидные  связи  между  предметами,  явлениями, действиями при чтении  текста;

•  совершенствовать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• показать сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• сотрудничать с другими людьми в образовательной, проектной и других видах деятельности.

Межпредметные связи:  русский язык (диалог, слова на –ция, орфография и пунктуация);  иностранные языки  (работа со словарем иностранных слов)

Ресурсы урока: учебник «Русский родной язык. 8 класс» О.М. Александровой и т.д.;  рабочая тетрадь,  словари, презентация., смайлики настроения

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Создает положительно-эмоциональный настрой на уроке

- Ребята, поприветствуйте друг друга: похлопайте по плечу, поздоровайтесь за руки. Соедините свои ладони в группе. Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. Что необходимо, чтобы знания были крепкими?  Необходимо быть дружными и работать сообща. Желаю, чтоб на уроке вам было комфортно, познавательно, интересно. Сегодня вы ученики института  Грамматики.

  • Предлагает списать предложения, вставляя орфограммы и знаки препинания.

Трен..р спросил восьмикла…ников Ребята какие сп..ртивные игры вам нравят..ся. Фу..бол! Баске..бол! В..лейбол! напер…бой начали  отв..чать дети.

Слайд 1: Запись темы урока «Заимствованные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

  • Предлагает прочитать эпиграф к уроку

Слайд 2: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга» (В.Г. Белинский)

- Какое интересное выражение – «занимать слова». Не деньги, а слова. Еще великий поэт А.С. Пушкин назвал русский язык  «переимчивым и общежительным».  С глубокой древности русский народ устанавливал торговые , хозяйственные, культурные и политические связи с другими народами, заимствуя у них предметы обихода, орудия труда, понятия, а с ними и иностранные слова. Ученые считают, что их в русском языке приблизительно 30%. Самые древние заимствования – из тюркского, греческого и скандинавского языков. (Слайд 3)

  • Выполняют действия по просьбе учителя

  • Списывают, объясняют орфограммы и пунктограммы.
  • Отвечают на вопросы «Слова « футбол, баскетбол,  волейбол» - русские или пришедшие из другого языка?» (Слова, пришедшие из других языков).  Как они называются? (Заимствованные)
  • Называют тему урока, задачи

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает разбиться на группы,  рассказать о ранних, поздних и новых заимствованиях. Подводит к ответу на вопрос: «Как же определить, из какого языка то или иное слово?»

•  Разбиваются на группы,  которые  рассказывают о ранних, поздних и новых заимствованиях на с. 22-23 учебника.  отвечают  на  проблемный  вопрос: «Для этого следует обратиться к словарю:  словарю иностранных слов, этимологическому, школьному толковому и т.д.» Выполняют упражнение 26  на с. 24 по группам (каждая группа выписывает свои слова).

Организация познавательной деятельности

• Предлагает заранее подготовленным обучающимся прочитать свои сообщения.

•Подводит ко 2  сообщения,  ответив  на вопрос: «А что вы знаете о словах, которые оканчиваются на -ция

• Предлагает прочитать сообщение о происхождении этих слов.

• Первое сообщение.

- Попав в русский язык, иноязычные слова претерпевают разные изменения: фонетические, грамматические, лексические, графические и т.д. Сначала происходит графическое освоение слова, т.е. слова записываются при помощи букв русского алфавита:  football (8) – футбол(6);  volleyball (10) – волейбол (8); basketball (10) –  баскетбол(9).

Изменяется количество букв. В английском языке это сложные слова, в них выделяется 2 корня, а в русском язык 1 корень – это грамматические изменения. (Слайд 4)

• В словах,  оканчивающихся на –ция после ц пишется и.

• Второе сообщение. (Слайд 5)

- Многие люди ошибочно считают, что все слова на –ция пришли к нам из английского языка. Это не так. Инерция (из польского языка), нация (из немецкого),  инфляция (из английского), информация (из латинского). Языки польский, немецкий, английский ученые называют языками-посредниками, так как все слова на –ция сначала были латинскими, именно латинский язык многие годы являлся литературным языком во многих странах Западной Европы. Английский язык, как и другие языки, заимствовал эти слова, и в английских словах стали выделять суффикс tion (шн): inflation.Но это не значит, что в русском языке в словах на –ция тоже есть суффикс, не обязательно. Следовательно, в русском языке разбирать слова по составу надо внимательно.

•  Предлагает  приступить  к  выполнению упражнения 29 на с. 26-27  и  последующему  обсуждению упражнения о дисплейных текстах. (Лингвистические заметки на слайде 6)

• Выполняют упражнение 29 на с. 26-27: задание 1 -  индивидуальная работа; задания 2,3,4 – по группам.

• Организует выполнение практической работы в рабочей тетради (упражнение 7 на с. 4)

• Выполняют практическую работу (упражнение 7 на с. 4)

Подведение  итогов

• Использует прием "Уголки"  при выполнении упражнения 32 (задание 2) на с. 28

• Читают высказывание В.И. Даля.  Высказывают  отношение к этому высказыванию.

•  Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Привлекает внимание   следующим заданием:

- И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами.  Причем говорим сразу на нескольких языках. – Когда, как вы думаете? Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев), мармелад (португальский). Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста. (Слайд  7) Перед написанием повторите знаки препинания при диалоге по памятке на вашей парте. (5-7 реплик)

• Спрашивает,  какие трудности встретились в совместной работе в группах.

• Предлагает оценить свое настроение на уроке, прикрепив смайлик на доску

•  Выполняют задания  по группам и отвечают на вопрос: «Утром, за завтраком».

• Создают диалог по группам, включая в него данные слова. Руководитель группы зачитывает подготовленный текст.

•  Рассказывают,  какие  трудности  встретили  в  ходе  работы.  Говорят  о  том,  что  чёткая  структура  урока помогла  разделиться  на группы и распределить  задания.

• Прикрепляют смайлики настроения на доску.

Дополнительный материал:  сайты о дисплейных текстах

Диагностика достижения планируемых результатов:  связные  письменные  ответы или выполнение дополнительного задания

Дополнительные творческие задания:  подобрать электронные материалы на тему: «Дисплейные тексты» и создать рекламу школьной формы

Д/з: упражнение 10 в рабочей тетради на с. 4-5, создать рекламу школьной формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б Тема урока Паронимы и точность речи

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б     Тема урока    Паронимы и точность речи...