Конспект урока в 6 классе «Нормы произношения отдельных грамматических форм».
план-конспект урока (6 класс)

Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм».

Класс: 6.

Предмет: родной (русский) язык.

Учебник: Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. :Просвещение, 2019. — 144 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм».

Цели урока: формировать правильное произношение грамматических форм русского языка и заимствованных слов; показать, чем обусловлены произносительные различия в русском языке; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения орфоэпических норм, навыки работы в группе.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

– Почему возникают сложности в произношении некоторых русских слов?

– Что значит подвижное ударение?

– Как узнать о правильном произношении слова?

– Как бы вы сформулировали тему урока? («Нормы произношения отдельных грамматических форм».)

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

Существительные мужского рода множественного числа именительного падежа (одушевлённые и неодушевлённые) могут иметь два варианта окончания: -ы, -и – - а, -я, различающиеся стилистически: бухгалтеры, инструкторы, слесари; выборы, месяцы, почерки; но директора, мастера, повара; катера, паспорта, якоря.

В русском языке существует тенденция к переносу ударения на конец слова. Это относится и к именам прилагательным. Например, в XIX в. ударение в прилагательном английский падало на первый слог, а согласно современной норме это слово произносится с ударением на втором слоге. Ударение в словах дне́вный, громо́вый, характерное для XIX в., в наше время сместилось на последний слог: дневно́й, громово́й.

Во многих прилагательных место ударения строго закреплено: ку́хонный (нельзя: кухо́нный), кедро́вый (не рекомендуется: ке́дровый), зна́чимый (нельзя: значи́мый).

Краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы в мужском, среднем роде и множественном числе. В кратких прилагательных женского рода оно во многих случаях переходит на окончание: вéсел – весела́, глýп – глупа́.

В русском литературном языке действует такое правило: если в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе -ее-: длинна́ – длинне́е, видна́ – видне́е, нужна́ – нужне́е и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно остаётся на основе: краси́ва – краси́вее, лени́ва – лени́вее, прекра́сна – прекра́снее и т. д.

Закономерности в постановке ударения есть, но они довольно сложны. Кстати, в кратком прилагательном сложны допустимы оба варианта ударения: на первый и на второй слог.

Необходимо упражняться в правильном произношении слов, чаще обращаться к словарю ударений, орфоэпическому словарю. Ещё совет: слушайте аудиокниги, которые читают известные артисты, владеющие эталонной литературной речью.

Работа по учебнику

Упр. 66 (с. 61) – чтение вслух, запись формы родительного падежа множественного числа имён существительных.

Чтение вслух имён существительных в форме множественного числа в рамке «Говорите правильно» (с. 61).

Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 61).

Чтение вслух теоретического материала (с. 61–62).

Упр. 67 (с. 61) – обсуждение и выполнение заданий (работа в парах).

Упр. 69 (с. 62) – комментированное письмо (чтение вслух).

Чтение вслух глаголов в форме 3 го лица единственного числа будущего времени в рамке «Говорите правильно» (с. 63).

Упр. 70 (с. 62) – чтение вслух.

Упр. 71 (с. 62) – самостоятельная работа с последующей проверкой (чтение вслух).

Упр. 73, задания 1, 3 (с. 63–64), – чтение, обсуждение вопросов и заданий; творческая работа и её обсуждение.

Упр. 74 (с. 64) – самостоятельная работа с последующей проверкой.

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

– Приведите примеры имён существительных и имён прилагательных с вариативным ударением.

– Какими способами можно научиться правильному произношению?

– В чём особенность постановки ударений в кратких прилагательных?

– Какие орфоэпические нормы оказались новыми для вас?

– Какие трудности вы испытывали при изучении темы?

– В каких глагольных формах возникают трудности с ударениями?

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание: § 9, упр. 74.

Упражнение 74. Орфографический и пунктуационный практикум.

Ростов(на)Дону это крупнейший город на юге России. Он расположен на берегах Дона. Поскольку скорость т..чения Дона (не)большая, проживающие на его берегах донские казаки и(з/с)покон веков называли реку «тихим Доном».

Ростов называют «воротами Кавказа» и «южной ст..лицей России», что говорит о важном значени.. города в жизн.. страны. По те(р/p p)ито(р/pp)ии Ростова проход..т географическая граница между Европой и Азией. Левый берег Дона относит(?)ся к Азии а правый к Европе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме

Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного  дикт...

План-конспект урока "Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм" УМК Н.В.Макаровой

Цель урока:•     закрепить у  учащихся умение и навыки   конструирования и моделирования в среде графического редактора...

Конспект урока по английскому языку по совершенствованию грамматических навыков в 5 классе “Past Simple. Irregular verbs”.

Конспект урока по английскому языку по совершенствованию грамматических навыков в 5 классе “Past Simple. Irregular verbs”. ...

План-конспект урока в 6 классе по теме "Школьная форма"

Урок английского языка по теме: «Школьная форма» Класс: 6 Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Одежда»....

конспект урока в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС). Цель урока:Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамм...

Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...