Материалы методических объединений
материал

Цырендоржиева Марина Дабаевна

Хэшээлдээ хэрэглэхэ материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.15 КБ
Microsoft Office document icon master-klass_krossens.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МБОУ «Лицей №2» г.Мытищи Московской области

        

Если вслушаться в слова выдающихся деятелей и в области преподавания языка, и в области научных исследований языка, то можно вынести впечатление, что не может быть более благодарного, более воспитывающего предмета в средней школе, чем языкознание и в особенности изучение родного   языка.

А.Д. Алфёров.

                                                    

        Цель: Определение путей и средств внедрения инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в школе

        Задачи:

     1. Использование на уроках современных образовательных технологий —         обязанность любого современного учителя;

  1. формирование языковой и коммуникативной компетенции школьников, культуры устной и письменной речи;
  2. развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
  3. приобщение их к искусству слова, формирование художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, нравственно-эстетических ориентаций, творческих способностей.

        Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы  в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?

         Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация  школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта  школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса.  Как учитель-практик,  стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я  рассматриваю его  не только как деятельность учителя, то есть как форму  обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности.  Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.

Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:

  • учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  • признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;
  • включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса;
  • опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

Продумывая методическую тему,  я в первую очередь учитывала именно те тенденции, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последние годы широко употребляются термины педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии и так далее.

Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.

В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы. Постоянно обогащаю кабинет таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами. Собран богатый видео- аудио- , DVD- материал.  Пользуюсь любой возможностью для проведения уроков с применением компьютеров и интерактивной доски.

Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.

В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Научно-теоретические семинары, круглые столы, реферирование, уроки-лекции, уроки-защиты своих научных работ – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

      Методика интегрированных уроков помогает дать не только определенную сумму знания в его углубленной (расширенной) редакции, но и исключить перегрузку школьников при сохранении творческой активности и высокого познавательного интереса к гуманитарным наукам.

      Практика подобных уроков (например, совместно с учителем истории при изучении творчества А.С.Пушкина или с учителем ИЗО при изучении народных сказок) доказала необходимость интегрирования литературы с этими предметами.

Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми у себя в лицее мы успешно пользуемся.

  1. Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией). 
  2.  Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.
  3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества,  креативности мышления и социализации личности.  
  4. Технологии модульного обучения по системе профессора А.Третьякова. Особый вид модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований.
  5. Технология разноуровневого обучения. Сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. 
  6. Индивидуальные образовательные технологии:  а) создание ситуации успеха для каждого ученика, б) индивидуальная работа с одаренными детьми.  

Работая над формированием языковой компетентности учащихся, в своей практике опираюсь как на традиционные методы и приёмы, так и новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.

В 2008 году мне посчастливилось познакомиться с авторской технологией обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной, доцента ВГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. Отличительными особенностями данной технологии являются:

1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;

2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;

3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:

4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;

5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;

6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;

7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;

8) система непрерывного правописного тренинга;

9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;

10)  система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.

Для формирования языковой компетентности учащихся используются следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:

  1. в теме «Орфография»:

•  «запрет  на  бездумное  письмо»  –  осмысленная  правописная деятельность с «графической защитой»,

• «свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,

•  решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;

2) в теме «Пунктуация»:

•  синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и ежеурочно – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);

3) в теме «Культура речи»:

•         скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.

Что же можно использовать из перечисленного в классах, обучающихся по УМК Т.М. Баранова и М.М. Разумовской? Это прежде всего использование в начале каждого урока «разминки», которая включает работу по повторению всех разделов языка; алгоритмизацию правил русской орфографии, их блочную подачу; синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания и объяснением правил пунктуации.

Средства реализации инновационных педагогических технологий:

  • продуктивная деятельность учащихся;
  • педагогика сотрудничества;
  • самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся;
  • интеграция учебных предметов;
  • глобальное мышление и видение мира.

Внедрение инновационных педагогических технологий повышает квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предметов.

Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов.

  • разработка методических тем по моделированию системы повышения качества обученности;
  • участие в проведении экспериментов и научных исследований;
  • разработка учебных программ и курсов;
  • формирование регулярно обновляемого учебного материала по проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе;
  • подготовка и проведение олимпиад, конкурсов и так далее;
  • введение активных методов преподавания элективных курсов, дополнительных предметов.

Методические рекомендации учителям русского языка и литературы.

  • осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин через языковое погружение и внедрение современных методик обучения;
  • развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность;
  • усилить диагностико-аналитическую деятельность через презентацию педагогического опыта, работу творческих групп, семинары и так далее;
  • усилить работу с одаренными детьми через работу творческих групп и семинаров;
  • усилить технологизацию предметов через внедрение инновационных технологий.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

        Yдэрэй халуун амар мэндэ, хундэтэ оюутад, жюри!

       Мүнѳѳдэр буряад хэлэнэй хүндэхэн байдалда ороод байхада, багшанарай урда горитойхон орео асуудал табигдажа байна: ямар онол аргануудые хэрэглэжэ, буряад хэлэ литературада hонирхол түрүүлхэбибди, хүүгэдээ буряадаар дуугаруулжа hургаха гэхэ мэтэ. Мүнѳѳнэй сагта, сэхынь хэлэбэл, үхибүүд урданайхиhаа тад ондоо болоо. Тэдээниие даб гээд хэшээлдээ hонилхуулмаар бэшэ, тиимэhээ багша бүхэн шэнэ, тон hонирхолтой аргануудые бэдэрхэ баатай болоно.

           Багшын хэрэглэхэ hонирхолтой онол арганууд тон олон. Тэдээн cооhоо намда тон зохид, hанаандам таараhан, үхибүүдые hонирхуулдаг онол аргатай танилсуулха хүсэлэнтэй байнаб.

          Кроссенс тухай дуулаhан хүн бии гү, гараа үргѳѳрэйт?

Кроссенс гээшэ юун бэ? Кроссворд булта таажа үзэhэн байхат. Тэбхэлжэн соо үгэнүүд нюулгаатай байдаг, харин кроссенс соо нэгэ тэбхэлжэн соо нэгэ зураг байха. Хэрбээ кроссворд соо дүүрэн үгэнүүд байдаг, кроссенс соо 9 тэбхэлжэн, найман зураг байха.

         Кроссенс англи хэлэнhээ оршуулбал, «удхын хүндэлэн гаралга» гээшэ.  Эдэ найман зурагуудаа хоорондонь удхаар холбожо, юһэдэхи тэбхэр cоохи ямар үгэ нюулгаатайб гэжэ тааха еhотой.  

        Кроссенс хадаа хэдэн аргаар уншажа болохо. Зураг дээрэ харая.

Кроссенсые багша хэшээлэй ямаршье шатада хэрэглэжэ болохо. Жэшээнь, шэнэ сэдэбтэй танилсахадаа, бэхижүүлгэ үнгэрхэдѳѳ г.м.

      Кроссенс таажа hурахын тула, эдэ зурагуудые холбоод үзэе. (зурагуудаар хүдэлнэ).

Зай, мүнɵɵ танай анхаралда кроссенсууд, таажа үзэе.

  1. Ямар зохеол нюулгаатайб? Юундэ, бодомжолон баталагты. («Т.х.з»)
  2. Энэ зурагууд дээрэ Т.Х.З.соо юун зураглагдаhан байнаб? (еһо заншалнууд)

Үшɵɵ тиихэдэ буряад гүрэнэй хэлэн гэhэн hуралсалай программаар заадаг багшанарта зурагуудые хэрэглэн hургахада, тон тааруу гэжэ hанагдана. Эндэ кроссенс бэшэ, удхаарнь зурагуудые тааруулаад, оньhон үгэ нюуhан байнаб, таагаад үзэе.

  1. Ажал хэбэл, ама тоhодохо,

Ажалгүй hуубал, аяга хооhодохо.

  1. Шоноhоо айгаад байбал,

Модо руу ошохогүйш,

Шоноhоо айгаад байбал,

Мал үдхэхэгүйш.

  1. Гахайе хэдышье гоеогоо hаа,

Гахай зандаа үлэхэ.

Зай, мүнɵɵ танай урда фотозурагууд, кроссенс хэжэ туршая. Нэгэ бүлэг Ч.Цыдендамбаевай «Буряад басаган» гэhэн зохеолоор хэхэ, хоердохи бүлэг Ц.Галановай «Саран хүхы» гэhэн зохеолоор. Анхаралтай байгаарайт, энээн соотнай зохеолдо хамаагүй зурагууд байха. 3 минутын турша соо хэхэбди. Һүүлдэнь бүлэг бүхэн ажалаа хамгаалха, юундэ иимэл зурагуудые абаабта гэжэ тайлбарилжа үгэхэт.

Рефлекси:

        -Зай, иигээд мастер-класснай дүүрэбэ. Мүнɵɵ хэрэгтэй, шэнэ юумэн тухай танда дуулгаба гүб гэжэ мэдэхэ hаналтайб. Хэрбээ hонирхуулаа hаань, модон дээрэ улаан үлир үлгэхэт, хэрбээ хэрэгтэй аад, хүсэд  ойлгоогүйб гэжэ hанаа hаа, шарые;  хэрэггүй, һонирхуулаагүй гэжэ hанаа hаа, ногоониие.

Һайн даа, дахин уулзатараа баяртай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"

Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений

laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут  только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников

Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения

Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...

Материалы методических объединений

Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...