Урок И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока (8 класс)

Суслова Ольга Николаевна

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажут…

  На Руси было время, которое в истории называется крепостное право.  Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие  несколько тысяч «душ». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Цель: составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму»

Задачи: систематизировать знания, полученные при изучении произведения;              

       формировать полноту воспроизведения словесного материала,

       умение     пользоваться планом; тренировать образную память;

       развивать умение выделять главное, существенное, обобщать;

       совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

       развивать критическое  мышление;

       обогащать чувственный опыт;

       продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных

       черт   характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.

      Оборудование: презентация, карточки с заданиями,

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

слайд 1 Презентация

После прочтения заключительной части рассказа И.С.  Тургенева вы, недоумевая, задали вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока.

Итак, начинаем.

II. Индивидуальное домашнее задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажут…

        На Руси было время, которое в истории называется крепостное право.  Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие  несколько тысяч «душ».

 Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

III. Работа по теме урока.

        1.А теперь вернемся к нашему произведению. Вспомним ход событий рассказа. А поможет нам небольшой фильм. Слайд 2

        

        2.Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Слайд 3

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.        

2. Жизнь Герасима в доме барыни.        

3. Герасим находит щенка.                  

4. Барыня требует уничтожить собаку.        

5. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.        

6. Встреча Муму и барыни.        

3.Проверка по ключу. Слайд 4

4.Познакомиться с героем, понять все его поступки, нам может помочь план работы. План- кластер, который выглядит как гроздь или созвездие. Слайд 6

Составление кластера. Слайд 7

– Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…- портрет)

 – Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)

 – На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На отношение к труду, на отношение к окружающим людям, внутренние переживания, поступки)

 – Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.

-Значение имени. Индивидуальное домашнее задание (Найти в интернете значение имени Герасим).

– И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”, ему свойственны добродушие, сила воли, чувствительность, развитое самолюбие)

  1. Дальше работаем в группах, выполняя задания. Карточки1-6

Физпауза: Встали, потянулись, встрепенулись, расправили плечи,  прогнули спину

  1. Выступление групп в соответствии плана (кластера):

Портрет. Дать ответы на вопросы, приводя примеры из текста.

Прием «Выглядит как…», основан на сравнении.

Сложенный …

Могучий, как …

Смахивал на ….

  Отношение к труду.                                                                        

- Чем Герасим занимался в деревне?

- Почему герой не устает от работы?

- Какие обязанности были у Герасима в доме барыни?

- Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

Обстановка, в которой живет.

Найдите описание каморки Герасима. Зачитайте.

- Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

- Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

 -Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки? (сильный, нелюдимый).

Внутренние переживания.

- Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?

- Почему автор сравнивает его «с пойманным зверем»?

- В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?

  Отношение барыни к Герасиму.

-Найдите глаголы, подтверждающие власть барыни, распоряжающейся судьбой Герасима, совершенно не считаясь с его желаниями, чувствами.(стр.98, последнее предложение 2 абзаца).

Слайд 8 (монолог барыни)

    -  Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Это прихоть барыни!)

Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

  • Отношения с дворовыми. Ответьте на вопросы примерами из текста

                     - Какими были сначала взаимоотношения Герасима с дворовыми?

- Как  потом изменилось отношение Герасима  к дворовым? Почему?

-  Скажите, посочувствовал ли кто-нибудь Герасиму в его горе?

- Объясните, почему люди не могли открыто ему сочувствовать?

  • Поступки Герасима.
  1. Доказательства. В этом задании вы должны высказать свою точку зрения и доказать её.
  • Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берёт на себя уничтожить Муму, но сам-то решил всех обмануть и таким образом спасти собаку. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ начинайте так: «Я согласен с этим…», или «Я не согласен с этим…»

- Как вы думаете, почему Герасим решил сам уничтожить Муму? (Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.)

- Почему Герасим подчинился барыне?

         - Когда он принял решение уйти от барыни до смерти Муму или после?

         -  О чём говорит его решение? (  Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

Учитель: Ну вот, при помощи плана-кластера мы составили  характеристику Герасима, главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму»

  1. Выводы      

Дайте полный ответ на вопрос: как вы поняли на этом уроке:

кто виноват в смерти Муму?

1 Герасим.

2 Барыня.

3 Степан, передавший приказ барыни.

4 И. С. Тургенев.

5  Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять.

Оценки:

IV. Домашнее задание. Подготовить рассказ о Герасиме, используя план-кластер, синквейны, составленные на предыдущих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...