ОГЭ Литература. Сочинения. 9 класс.
творческая работа учащихся (9 класс)

Надежда Анатольевна Ципровская

Примерные сочинения для экзамена в 9 классе по литературе. 1 - 5 задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_literatura_9_klass.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение 1.1.

Какие типичные черты шукшинского «чудика» проявились в характере Васёки?

          Да, в характере Васёки проявились черты шукшинского «чудика». Сам автор пишет о своём герое так: «Он был очень странный парень». Васёка вёл себя как маленький ребёнок, хотя был вовсе не дитя.

          Во-первых, у героя что на уме, то и на языке. Он говорил всё, что ему приходило в голову: «Я очень талантливый»; «На самом деле они меня любят. И я их тоже люблю».

          Во-вторых, Васёка относился к деньгам с пренебрежением: «…он презирал деньги».

          В-третьих, героя не интересовала никакая работа: «Кем он только не работал после армии! Нигде не нравилось». Он только куклы любил делать: «Куклы пошёл делать? Хэх…»

          Итак, мы видим, что в характере Васёки действительно проявились черты шукшинского «чудика», например: детскость, легкомыслие, пренебрежение к деньгам.

Шумейко Злата. 9 класс.

Гимназия № 80.

Г. Нижний Новгород.

Учитель Ципровская Надежда Анатольевна.

Какие типичные черты шукшинского «чудика» проявились в характере Васёки?

          В рассказе «Стенька Разин» в характере Васёки проявились типичные черты шукшинского «чудика» - очень странного парня.

          Например, Васёка часто менял работу, потому что, как ребёнок, не мог усидеть на месте: «Кем он только не работал после армии!.. Нигде не нравилось». Ему становилось скучно, и он «брал расчёт».

          Герой не любил деньги и небрежно к ним относился. Это тоже несвойственно обычным людям: «А Васёка, небрежно сунув деньги в карман (он презирал деньги), уходил».

          Из-за этих черт характера окружающие считали Васёку чудиком.

Козлова Юлия. 9 класс.

МАОУ «Школа № 77».

Г. Нижний Новгород.

Учитель Ципровская Надежда Анатольевна.

В чём своеобразие звучания «богатырской» темы в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь»?

          В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «богатырская» тема обрела своеобразное звучание.

          Во-первых, сама тема характерна для другого жанра русского устного народного творчества - былины.

          Во-вторых, в произведении действуют сказочные персонажи, которые не имеют никакого отношения к богатырям. Например, дурак Иванушка, леший, баба-яга: «Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила».

          В-третьих, Богатырь бестолково тратит свою силушку: «…видит, один дуб стоит – он его с корнем вырвал; …другой… кулаком пополам перешиб». На протяжении всего сказочного повествования богатырь не просто никого не защищает и подвигов не совершает – он спит тысячу лет непробудным сном.

          Таким образом, в этой сказке «богатырская» тема обрела своеобразное звучание.

Шумейко Злата.

Сочинение 1.2.

Как и почему меняется отношение кузнеца к Васёке в ходе повествования?

          Да, у кузнеца в ходе повествования меняется отношение к Васёке. Сначала старик злится на героя и выгоняет его из кузницы: «Выйди отсюда… Балаболка, если не трепло», «Даже злость берёт». Со временем кузнец смягчается по отношению к нему: «Ты, Васёка, парень – ничего, но болтун».

          В конце старик начинает уважать главного героя: «Чудной ты парень, Васёка! Но разговаривать с тобой интересно».

          Это происходит потому, что кузнец убеждается в том, что Васёка действительно талантливый человек. Старик заинтересовывается его необычными работами – деревянными скульптурами, выполненными настоящим художником.

Шумейко Злата.

Как и почему меняется отношение кузнеца к Васёке в ходе повествования?

          Отношение кузнеца к Васёке в ходе повествования меняется. Сначала, когда Васёка решил бросить работу, старик отнёсся к нему плохо, потому что Васёка сказал ему: «Души нету в работе». Кузнецу не понравилось отношение главного героя к его любимому делу.

          Мнение кузнеца о Васёке изменилось в лучшую сторону, когда парень принёс вырезанную им из дерева куклу смолокура. Это произошло, потому что кузнец понял, что Васёка - талантливый человек, который умеет и любит работать: «Чудной ты парень, Васёка! Но разговаривать с тобой интересно».

Козлова Юлия.

Какова роль фольклорных образов и мотивов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь»?

          В этом произведении М. Е. Салтыков-Щедрин использует образы и мотивы из русских народных сказок и былин. Здесь встречаются такие персонажи, как Богатырь, баба-яга, леший и дурак Иванушка.

          Былинные мотивы богатырской силы, подвига, богатырского сна и храпа тоже стали неотъемлемой частью сказки.

          Их роль невозможно переоценить, потому что жанр щедринского произведения – литературная сказка. Фольклорные образы и мотивы помогли писателю стилизовать творение под народную сказку.

Шумейко Злата.

Сочинение 2. 1.

На примере другого фрагмента рассказа В. М. Шукшина «Стенька Разин» объясните, что более всего ценит Васёка в окружающих его людях.

          Ближе к концу рассказа «Стенька Разин» мы узнаём, что более всего ценит Васёка в окружающих его людях. Он ценит в людях умение видеть талант в другом человеке. Например, Васёка с уважением относится к учителю истории Вадиму Захаровичу, потому что тот разглядел в нём, очень странном парне, талант. «Ты - мастер. Большой мастер», - сказал ему Захарыч, учитель-пенсионер, которого Васёка слушал затаив дыхание.

          Ещё главный герой ценит в окружающих людях знания, умение заинтересовать, способность научить. Поэтому он с повлажневшими глазами слушал рассказы Вадима Захаровича о Стеньке Разине и «глубоко уважал старика».

          Итак, Васёка более всего ценит в окружающих его людях способность быть интересными и умение видеть в других лучшие стороны характера.

Козлова Юлия.

На примере другой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина покажите, в чём проявилась обличительная сила социальной сатиры писателя.

          В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» проявляется обличительная сила социальной сатиры. Писатель высмеивает общественные пороки. Приведём некоторые примеры.

          Во-первых, в произведении говорится о том, что мужик «по десять сладких яблок собрал генералам, а себе одно кислое оставил». В другом эпизоде герой сам сплёл верёвку, которой потом генералы его привязали, чтобы мужик от них не сбежал.

          Во-вторых, сатирик высмеивает глупость людей, занимающих ответственные должности. Например, генералы стали «искать, где восток и где запад». Не смогли найти. Вспомнив речь начальника, пытались «по северу найти искомое». Но у них опять ничего не вышло.

          Таким образом, обличительная сила социальной сатиры писателя проявляется в том числе в изображении скотского терпения мужика и глупости генералов.

Шумейко Злата.

Сочинение 2. 2.

На примере другого фрагмента рассказа В. М. Шукшина Стенька Разин покажите, как в нём раскрывается тема искусства.

          В рассказе В. М. Шукшина «Стенька Разин» раскрывается тема искусства. Васёка вырезает из дерева скульптуры, которые детально передают признаки разных профессий: «Есть солдат, артистка одна есть, тройка... ещё солдат, раненый».

          Васёка вырезал смолокура. Этой профессии уже нет. Но потомки, благодаря мастерству художника, смогут узнать, как выглядели люди, занимавшиеся курением смолы. Труд Васёки бесценен. Он оставляет след в искусстве.

          Послушав рассказы учителя истории Вадима Захаровича, Васёка выстрогал исторического персонажа Стеньку Разина. Мастер так талантливо изобразил атамана, что старый пенсионер Захарыч, рассмотрев скульптуру, «…сел на лавку и заплакал горько и тихо». С ним заплакал и сам Васёка: «Сидели и плакали». Работа Васёки тронула старого учителя. А настоящее искусство призвано трогать душу человека.

Козлова Юлия.

На примере другой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина выявите своеобразие эзопового языка автора.

          М. Е. Салтыков–Щедрин в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» использовал эзопов язык. Его своеобразие заключается в средствах художественной изобразительности. Например, автор использует иносказания: генералы являются аллегорией власти, мужик – народа.

          Излюбленный приём сатирика в этой сказке – ирония. Писатель весело посмеивается над умственными способностями власти предержащих. Например, два генерала стали искать, «где восток и где запад», но у них ничего не вышло. Вспомнив слова начальника, они пытались «по северу найти искомое». Опять безрезультатно.

          При этом необитаемый остров, на который по воле автора попали персонажи, является аллюзией райского сада. Эта аллюзия помогает понять, насколько бестолковы власти предержащие чиновники.

          Итак, своеобразие эзопового языка М. Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что автор вскрывает пороки общества с помощью иносказаний, иронии, аллюзии и т. д.

Шумейко Злата.

Сочинение 3.1.

Как меняется внутреннее состояние лирического героя от первой ко второй строфе стихотворения?

          Внутреннее состояние лирического героя от первой ко второй строфе стихотворения сильно меняется. В первом четверостишии он смотрит на все заботы с улыбкой: «И, путь свершая мой, с улыбкой мимоходом // Смотрю на прах забот и горестей земных».

          Это происходит, потому что герой представляет «за лазурным сводом ряд жизней», которые сильно отличаются от земных, что позволяет ему мужественно переносить горести.

          Во второй же строфе лирический герой от одного взора любимой женщины испытывает к ней безграничную жалость: «…и так тебя мне жаль». А из-за её мгновенной печали чувствует в своей душе боль: «твоя… печаль // В душе моей звучит так долго и так больно». В этом четверостишии мы видим, что любовь делает сердце человека нежным и ранимым.

Шумейко Злата.

Как меняется внутреннее состояние лирического героя от первой ко второй строфе стихотворения?

          В стихотворении А. К. Толстого «Ты знаешь, я люблю…» от первой ко второй строфе внутреннее состояние лирического героя меняется.

          В первой строфе герой смотрит на свои «заботы и горести земные» как на прах, «с улыбкой мимоходом». Они его не беспокоят и не тревожат.

          Во второй строфе его «сердце… сжимается невольно» и ему становится жаль возлюбленную, когда он просто встречает её взор. Каждая её мгновенная печаль в его душе звучит «долго и больно». Лирический герой тяжело переживает даже мимолётную печаль своей возлюбленной. Это отзывается в нём сильной болью.

Козлова Юлия.

Сочинение 3.2.

Какую роль в стихотворении А. К. Толстого играет лексика со значением времени?

          В стихотворении А. К. Толстого «Ты знаешь, я люблю…» лексика со значением времени играет важную роль, поскольку показывает, как сильно лирический герой любит женщину, которой посвящено произведение.

          Во-первых, наречие «мимоходом», употреблённое в первой строфе, показывает читателю, что герой, представляя величественные миры «за лазурным сводом» и чувствуя вечность, смотрит на прах собственных забот и горестей лишь с улыбкой.

          Во второй строфе автор употребляет эпитет «мгновенная» и наречия «так долго», чтобы показать, что даже мимолётная печаль возлюбленной долго и больно отзывается в его сердце.

          Таким образом, А. К. Толстой с помощью лексики со значением времени говорит о бесконечной любви лирического героя к женщине.

Шумейко Злата.

Какую роль в стихотворении А. К. Толстого играет лексика со значением времени?

          В стихотворении А. К. Толстого лексика со значением времени играет большую роль. С её помощью автор помогает понять читателю, как лирический герой относится к женщине.

          В первом четверостишии он смотрит на свои земные горести «с улыбкой мимоходом». Наречие мимоходом показывает, что герой с лёгкостью переносит невзгоды, которые выпадают на его долю.

          Во второй строфе наречие со значением времени «так долго» и эпитет «мгновенная» показывают, что даже незначительная «печаль» возлюбленной отзывается в душе автора сильными переживаниями. Это свидетельствует о глубокой любви героя к женщине.

Козлова Юлия.

Сочинение 4.

Сравните стихотворения А. К. Толстого «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…» со стихотворением Ф. И. Тютчева «Как неразгаданная тайна…». В чём Вы видите сходство и различие женских образов, представленных в этих произведениях?

          Стихотворения А. К. Толстого и Ф. И. Тютчева написаны примерно в одно время. Разница между ними – 10 лет. Это восьмистишия, состоящие из двух строф. Произведение А. К. Толстого написано шестистопным, а Ф. И. Тютчева – четырёхстопным ямбом. Тема стихотворений – любовь. Оба произведения посвящены женщинам, с которыми авторы знакомы.

          Сходство женских образов я вижу в том, что они обе любимы и обе вызывают тревожные чувства в сердцах лирических героев. У А. К. Толстого: «сердце сжимается, …когда твой встречу взор». У. Ф. И. Тютчева: «смотрим с трепетом тревожным // На тихий свет её очей».

          Различия женских образов я вижу в том, что авторы по-разному относятся к возлюбленным. Любовь у лирического героя А. К. Толстого настолько сильна, что каждая «мгновенная печаль» любимой отзывается в его сердце «долго и… больно». А в стихотворении Ф. И. Тютчева лирический герой не может разгадать свою возлюбленную: «Земное ль в ней очарованье, // Иль неземная благодать?»

Козлова Юлия.

Сочинение 5.1.

Автор и его героиня в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

          Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» написана в конце восемнадцатого века. Произведение является ярким примером сентиментализма. Черты этого литературного направления отражаются в том числе в отношении автора к заглавной героине, которое он высказывает уже в самом начале повести: «… привлекает меня к стенам монастыря воспоминание о плачевной судьбе …бедной Лизы». В этих словах звучит сочувствие автора своей героине.

          Лиза – трудолюбивая, чистая душой крестьянка с ранимым сердцем. Девушка потеряла отца, когда ей едва исполнилось пятнадцать лет. Автор с уважением относится к Лизе, поскольку она, несмотря на юный возраст, одна обеспечивает семью и своим трудом пытается прокормить себя и мать. Рассказчик описывает героиню как застенчивую и скромную девушку. Она не привыкла к мужскому вниманию и доверчива. Поэтому молоденькая, неопытная Лиза сразу полюбила видного дворянина Эраста.

          В соответствии с законами сентиментализма автор сопереживает героине. Через описание природы он выражает свои чувства к Лизе. Например, когда Лиза влюбилась в Эраста и у неё на душе было радостно, природа тоже ликовала: «На лице и во всех её движениях обнаруживалась сердечная радость», «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле!» Автор тоже радовался вместе со своей героиней. А когда произошло падение девушки, началась сильная гроза, словно натура оплакивала утраченную невинность бедной Лизы. Вместе с природой Лизину трагедию оплакивал и автор: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?» «Между тем грянул гром».

          После того как Эраст бросил Лизу навсегда, рассказчик использует эпитет «несчастная». Этим он выражает сочувствие своей героине. А когда Лиза покончила жизнь самоубийством, Н. М. Карамзин с сокрушением пишет: «Таким образом закончила жизнь свою прекрасная душою и телом». Он по-прежнему относится к ней с нежностью: «Я узнаю тебя, нежная Лиза!»

          Итак, автор на протяжении всей повести относится к своей героине с любовью, нежностью и уважением. Он радуется её радостям и оплакивает её горе.

Шумейко Злата.

ОГЭ. Литература: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/под ред. Л. В. Новиковой. – М.: «Национальное образование», 2024. – 64 с.

ОГЭ. 9 класс. Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"

Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...

сочинение по литературе 10 класс

сочинение по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"...

Как написать сочинение по литературе (11 класс допуск к ЕГЭ)

Памятка содержит рекомендации по написанию выпускного сочинения. примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебный год....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....