Методическая рекомендация по теме: ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА И.С.ТУРГЕНЕВА «МУМУ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ МЕТОДОВ И СТРУКТУР
методическая разработка (5 класс)

Данная методическая рекомендация предназначена для учителей общеобразовательных школ Узбекистана, работающих по учебнику Н.И.Сергеевой, Г.С.Меркина 5-класса.

В данной разработке предложены общие рекомендации проведения урока по теме рассказа И.С.Тургенева «Муму», методические пояснения к отдельным видам работ, приемов и структур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация по теме:

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА И.С.ТУРГЕНЕВА «МУМУ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ МЕТОДОВ И СТРУКТУР

Андижан 2024

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА И.С.ТУРГЕНЕВА «МУМУ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ ПРИЕМОВ И СТРУКТУР

Аннотация: Данная методическая рекомендация предназначена для учителей общеобразовательных школ Узбекистана, работающих по учебнику Н.И.Сергеевой, Г.С.Меркина 5-класса.

В данной разработке предложены общие рекомендации проведения урока по теме рассказа И.С.Тургенева «Муму», методические пояснения к отдельным видам работ, приемов и структур.

Ключевые слова: сингапурская методика, структура, приемы, авторская позиция, система героев, современный урок.

Автор:

Махмудова М.В. – преподаватель кафедры теории русского языка и переводоведения АГИИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..4

Изучение рассказа И.С.Тургенева «Муму» с применением сингапурских приемов и структур………………………………7

Заключение …………………………………………………………12

Использованная литература ……………………………………..13

Приложения …………………………………………………………13

Введение

В современном обществе всё острее возникает вопрос об усовершенствовании методик образования, т.к. современным детям необходим иной подход в обучении. Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. Ученики должны стать, прежде всего, социально адаптированными личностями, а все полученные в школе знания должны иметь практический выход во взрослую жизнь, поэтому сейчас правильно говорить об усовершенствовании образования. [2., 214с.]

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на школьника-читателя.

Изучение творчества Ивана Сергеевича Тургенева предполагает знакомство учащихся с жизненным и творческим путем писателя, с проблемами творчества и осмысление его произведений.

В системе уроков по Тургеневу для учителя должен являться приоритетным нравственно-философский аспект художественного мышления писателя, во многом обусловленный его драматическим восприятием окружающего мира и места в нем человека, вытекающим из осознания всемогущества смерти, тщеты земного, равнодушия природы к миру людей. Вместе с тем, отразившееся сполна в произведениях Тургенева содержание современной жизни общества также должно стать предметом обсуждения. Это касается отражения общественной жизни второй половины XIX века.

Материал методической разработки поможет учителю в определении содержательно-аналитических аспектов уроков, в системе планирования работы, в частности, по рассказу «Муму».

Данный урок проводится в 5-классе при изучении творчества И.С.Тургенева(после изучения биографии писателя). В ряду уроков, отведенных на изучение рассказа «Муму», данный урок - третий.При проведении урока по данной теме первоначально учитель должен поставить цели для себя и для учащихся. Например,
Цели для учителя:

Воспитательные цели:

  1. Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
  2. Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Образовательная цель:

выявить особенности характера героев и авторской позиции.

Развивающие цели:

  1. Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.
  2. Развивать аналитическое, критическое и креативное мышление.

Цели для учащихся:

Знать/понимать:

- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;

- систему образов героев.

Уметь:

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода и сюжета в целом.

При работе над рассказом «Муму» важно раскрыть широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие произведения, художественное своеобразие рассказа; показать Герасима в системе действующих лиц.

Современный учитель может столкнуться с проблемой отсутствия интереса к чтению и творчеству у учащихся, а это важные составляющие урока русской литературы. Сингапурская методика обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в том числе творческую, активность учащихся. Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками. Использование структур Сингапурской методики помогает значительно разнообразить занятие, способствует тому, чтобы учащиеся были максимально вовлеченными в образовательный процесс, таким образом, создавая активную и интерактивную модель построения занятия. Такие модели построения занятий считаются в рамках ФГОС наиболее результативными. Использование Сингапурских структур позволяет учителю выстраивать продуктивный урок. Большинство структур направлено на взаимодействие учащихся, обсуждение поставленного вопроса. Каждый школьник имеет возможность высказать свое мнение, услышать чужую точку зрения, задать вопросы, организовать обсуждение. Все эти составляющие важны для урока литературы. Структуры Сингапурской методики направлены на развитие креативности учащихся, так как большинство из них подразумевают свободу творчества, не устанавливают ограничения. Школьники имеют возможность порождать новые знания, аргументировать свои действия и выводы. На уроках литературы по Сингапурской методике нет правильных и неправильных ответов. Это стимулирует учащихся придумывать что-то новое, выдвигать свои гипотезы, доказывать их. Таким образом, применение Сингапурской методики на уроках литературы будет очень эффективным. Каждый ученик будет иметь возможность высказаться, используя личный жизненный опыт, организовывать обсуждение в группе (или в паре). Такая организация работы на уроках литературы позволит активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Ученики окажутся в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.[3,195]

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА И.С.ТУРГЕНЕВА «МУМУ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ ПРИЕМОВ И СТРУКТУР

Организационный момент: в самом начале урока учитель должен рассадить детей в команды, которые образуются из участников двух парт, т.е. 4 человека, обозначить за каждым участником команды номера 1, 2, 3 и 4 (МЭНЕЖМЕНТ, ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и обьяснить ученикам, что в команде каждый участник важен и ответственен за других участников. Командная работа важна, т.к. она способствует развитию навыков работы в коллективе, группового общения, умения совместной работы со сверстниками. Также является важным четкое разграничение времени (регламент) и указание, объяснение заданий учителем, от этого зависит качество и продуктивность урока.

Объявление темы урока

Урок можно начать с позитивного настроя, например, попросив учащихся повернится к своему партнёру по плечу, улыбнутся ему и сказать друг другу комплимент.

Девизом урока будет «Доброта сердца лучше щедрости». А ученики могут ответитьпо кругу (Тайм Раунд Робин, ПРИЛОЖЕНИЕ 2) почему данная пословица подходит к теме урока или предложить свою.

Также можно предложить ученикам подумать над утверждениями и принять решение: правда + или ложь – (ПРИЛОЖЕНИЕ 3,учащиеся либо переписывают утверждения, либо учитель раздает в виде распечатанных карточек). Работа над «утверждениями» проводится в самом начале урока и в конце, в качестве рефлексии.

Теоретическая часть

Для целостного понимания рассказа важно знать и биографию автора произведения, поэтому на следующем этапе занятия можно решить тесты по жизни И.С.Тургенева. И здесь я предлагаю применить структуру МИКС ПЭА ШЕА(ПРИЛОЖЕНИЕ 4):

  1. сначала учащиеся решают один тест;(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
  2. передвигаются по классу под музыку (можно и потанцевать, попеть и т.д.);
  3. как только музыка «останавливается», ученики находят себе пару (человек, стоящий рядом), дают друг другу пять;
  4. учитель говорит кто из партнеров начинает первым задавать вопрос (например, начинает тот, кто ближе к потолку) и дети задают «свой» тест, вопрос своему партнеру
  5. затем нужно поменяться тестами и похвалить друг друга

И так рутиная работа решения тестов, заменяется активной коммуникативной умственной деятельностью учащихся, где за короткий промежуток времени (3-5 минут) работают (слушают и отвечают) все. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот.

Но чтобы педагог осуществил так называемый «включенный контроль» нужно после решения тестов (когда ученики сядут на свои места)прослушать ответы по очереди одного из представителей команды (участник № 1,2 например), оценить их, подкорректировать, помочь и направить.

Мотивационная часть

Для того, чтобы заинтересовать учащихся можно рассказать историю создания произведения:

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

А затем попросить детей высказать «по кругу»(Тайм Раун Робин, ПРИЛОЖЕНИЕ 2) свои мнения и идеи насчет сказанного, и опять же потом опросить одного из участников команды (например, участник №3)

Практическая часть

Для закрепления знаний об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева, можно поинтересоваться у учеников какие чувства у них возникали во время чтения? Кто вызвал у них эти чувства? Назвать героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)

При анализе героев нужно отдельно остановиться на значении имени главного героя.

Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.

В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.

Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.

Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.

Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются.

(Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.)

Затем можно предложить учащимся подумать и соотнести черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму»

Коммуникативная часть

1) Работая над образом Герасима, можно составить своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки записать на доске: «Герасим – это…».

Работа в командах

Чтобы выявить особенности характера героя предстоит поработать с текстом произведения. Каждой команде будет дана тема задания и им нужно будет найти описание, цитату в рассказе по заданной теме. (Каждая команда получает задания. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)

1 команда – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий.

(Попутно объясняется слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам)

2 команда - Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность.

(Попутно объясняется слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)

3 команда – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Вывод: нелюдимый, все делает основательно.

4 команда – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.

(Попутно объясняется слово «челядь» - дворовые слуги помещика)

В конце задания учитель опрашивает одного из участников команды (например, участник №4)

Общие выводы (творческая часть)

Для закрепления работы практической деятельности можно составить синквейн (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) к главному герою. Например,

Герасим

Могучий, глухонемой

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

Богатырь

По написанию синквейна учитель опрашивает одного из представителей команды.

С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло более 150 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище.

В самом конце урока нужно «вернуться к утверждениям» и обсудить ответы с детьми. Если ребенок в начале урока мог ошибиться, то при ответах в конце урока, если ученик хорошо усвоил материал, он ответит правильно.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам написать свое завершение рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Заключение

Школьный предмет литературы имеет свои особенности, а именно: процесс усвоения материала происходит через чтение и анализ текста, его осмысление и обсуждение. Важной составляющей успешного урока литературы является эмоциональность урока. Этим требованиям отвечает урок, организованный с помощью Сингапурской методики обучения. Использование Сингапурских структур позволяет учащимся взаимодействовать с разными партнерами, делиться своими точками зрения, обсуждать изучаемый материал. А форма организации урока, напоминающая игру, вызывает интерес у учащихся, побуждает их активно участвовать в учебном процессе[2,150].

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме учитель – ученик лишает учебный процесс важнейшего звена – межличностного общения и межличностного взаимодействия, которое так важно именно на уроках литературы. Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести учащимся содержание предмета, провести контроль знаний. Постановка ученика в центр школьной образовательной системы потребовала переосмысления отношений между учителем и учеником в процессе обучения и воспитания, сподвигла к работе над проблемой трансформации традиционных методов обучения в новаторском и передовом педагогическом опыте на основе личностно-ориентированного обучения, где основная цель в развитии личности отводится художественной литературе. Для понимания идеи произведений, погружения в них важна эмоциональная составляющая на уроках литературы.

Данная методическая рекомендация включает ценный теоретический и практический материал: цели , план урока, подробную справочную информацию, вопросы для аналитической беседы, творческие и тестовые задания, способные оказать практическую помощь преподавателям в подготовке к занятиям по данной теме.

Использованная литература

  1. Сергеева Н., Meркин Г. Литература. 5 кл.: Учебник / Н.И. Сергеева, Г.С. Меркин. – Т.: «Sharq», 2020. – 240 с.
  2. Применение сингапурской методики обучения на уроках литературы Тэйц С.А. материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2020 г.) [Текст] / Под ред. Г.Д. Ахметова. Казань: Бук, 2020. 214 с
  3. Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.) [Текст] / Под ред. Г.Д. Ахметова. Казань: Бук, 2014. 128 с.
  4. Рубцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся [Электронный ресурс] / Л. Г. Рубцова. – Режим доступа: (дата обращения: ).
  5. Богословский Н. В. И. С. Тургенев: Жизнь замечательных людей. – М., 1981.
  6. Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев – художник слова. – М., 2000.

Приложение 1

Сингапурская методика - Интернет-класс

Приложение 2

Сингапурская методика обучения как один из интерактивных методов обучения на уроках английского языка.

Приложение 3

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

#1056;ассказ И.С.Тургенева «Муму» основан на реальных событиях

#1048;мя главного героя означает «неуклюжий»

3. Рассказ «Муму» написан Тургеневым в 1860 году

Приложение 4

Презентация по чувашскому языку на тему "И.Я. Яковлев - великий чувашский просветитель" (6 класс)

Приложение 5

ТЕСТЫ ПО БИОГРАФИИ И. С. ТУРГЕНЕВА

1. Тургенев родился:

А) в Москве в) в Спасском-Лутовинове

Б) в Орле г) в Ясной Поляне

2. Тургенев не владел языком:

А) немецким в) французским

Б) английским г) испанским

3. Тургенев закончил университет:

А) Московский

Б) Петербургский

В) Казанский

4. В Берлине Тургенев изучал:

А) философию

Б) юриспруденцию

В) медицину

#1058;ургенев вернулся из Германии в Россию:

А) в 1840 году б) в 1841 году в) в 1842 году

7. Определился на службу:

А) в Министерство внутренних дел

Б) в Коллегию иностранных дел

8. Вышел в отставку:

А) в 1845 году б) в 1846 году

9. С 1847 по 1850 год Тургенев живёт:

А) в Париже

Б) в Берлине

В) в Баден-Бадене

10. Тургенев был арестован и подвергнут ссылке в Спасское-Лутовиново под надзор полиции:

А) в 1851 году

Б) в 1852 году

11. Поводом для ареста и ссылки были:

А) революционная деятельность Тургенева

Б) «Записки охотника»

В) «Отцы и дети»

12. Тургенев болел раком:

А) спинного мозга

Б) лёгких

В) крови

13. Тургенев похоронен:

А) в Орле

Б) в Спасском-Лутовинове

В) в Петербурге

14. Годы жизни Тургенева:

А) 1818-1883

Б) 1828-1887

В) 1809-1852

15. Сколько романов написал И.С.Тургенев?

А) 6

Б) 7

В) 8

Приложение 6

Синквейн инновационная технология в развитии речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

«Крепостное право и Личность. Такое возможно?» Урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"...

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Урок «Самое замечательное лицо из всей челяди» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)

Педагогический подход к обучению учащихся строится по доминирующей цели образования, то есть используется комплексный подход к обучению, развитию и воспитанию школьников.Цели не ранжируются, и н...

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»

В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

Урок по повести И. С. Тургенева "Муму" с применением метода "шести шляп"

Итоговый урок по повести И. С. Тургенева "Муму". Рассчитан на два академических часа....