Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Волкова Алла Петровна

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 2073"   http://sch2073.mskobr.ru

________________________________________________________________________

Учитель русского языка и литературы высшей категории Волкова

Заключительный урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Тема: «Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину». Возвращение Герасима в деревню.

Цель урока: обучение учащихся элементам литературоведческого анализа.

Воспитание любви к языку родной литературы, бережного отношения к слову.

Оборудование: мультимедийный диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс», авторская презентация к уроку «И.С.Тургенев. «Муму»

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Проверка знания текста на тренажёре мультимедийного диска «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс»:
  1. «События повести»;
  2. «Портретные характеристики героев».

  1. Пересказ «Герасим – какой он?» от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки ( по выбору учащихся).

  1. Индивидуальные задания (на карточках):
  1. Найти в литературоведческом словаре, выписать в тетрадь и записать на доске определение слова «Эпилог».
  2. Найти в словаре определение выражения «Аннибалова клятва», выписать в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.
  1. Чтение учителем заключительной части повести.

  1. Работа с текстом.
  • Найдём в тексте слова и выражения, которые передают настроение Герасима. Чем он может выразить свои переживания и настроения? (Только действием).
  • Находим глаголы движения и поясняющие их слова.
  • О чём говорят эти глаголы? ( Показывают неодолимое стремление домой, на родину)
  • Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола).
  • Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»).
  • Какие слова придают возвышенный строй концовке повести? (Домой, родина – противопоставляется чужая сторона).
  • Как автор относится к Герасиму?

  1. Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы».
  • Как барыня отнеслась к уходу Герасима?
  • Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки?
  • Чем объясняются её поступки? (Скука и злость).

  1. Словарная работа.
  • Вспомним, что такое экспозиция.
  • Сегодня мы познакомимся с новым словом «Эпилог». На доске записано его определение. Прочитаем его и занесём в тетрадь.
  • Найдём и прочитаем эпилог в повести. С какой частью текста его можно сопоставить?

  1. Исследовательская работа по тексту. Сопоставление экспозиции и эпилога.

На слайде проецируется часть «экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.

Сопоставим эпилог с экспозицией

Экспозиция

Эпилог

немой и могучий

здоров и могуч по-прежнему

работал за четверых

работает за четверых по-прежнему

смахивал на степенного гусака

важен и степенен

сложенный богатырём

богатырская сила

  • Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?
  • Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
  • Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

  1. Вывод по исследованию.

  1. Слово учителя.

В имении Тургеневых Спасском, где вырос писатель, служил немой дворник Андрей, «красавец с голубыми глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов». С ним случилась вся эта история. Он по приказу матери Ивана Сергеевича Тургенева Варвары Павловны, утопил преданную ему собачку, очень горевал, но до самой своей смерти верно служил своей барыне.

  • Откуда Тургенев взял историю, положенную в основу повести?
  • Можно ли сказать, что история Герасима и Муму взята целиком из жизни?

Прочитаем слова критика В.Г.Белинского, мнением которого писатель очень дорожил, о призвании  И.С.Тургенева:

«…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».

  • О чём говорят слова В.Г.Белинского?
  • Почему Тургенев изменил концовку своей истории? Зададим себе этот вопрос, на который ответим чуть позже.
  • Вспомним, при каких обстоятельствах был написан рассказ «Муму». (И.С.Тургенев писал её, находясь в тюрьме).
  • Какую сцену он наблюдал, стоя у окна камеры? (Как наказывали плетью крепостных крестьян).

Тогда же писатель дал себе клятву, которую назвал «Аннибаловой клятвой». Прочитаем, как он говорит об этом:

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца…Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.

  • Против чего решил бороться Иван Сергеевич Тургенев?
  • Почему же Тургенев изменил концовку истории дворника Андрея?

  1. Итог урока.

Давайте подведём итог всему, что мы говорили на уроке.

  • Какие же испытания выпали на долю Герасима?
  • В экспозиции обозначены 2 главных героя: Герасим и барыня. Можем ли мы согласиться с этим, прочитав всю повесть целиком?
  • Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?
  • Какое отражение в рассказе нашла клятва, данная И.С.Тургеневым самому себе?
  • Как изменила Герасима гибель Муму? (Он взбунтовался против рабской покорности).
  • Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?

  1. Домашнее задание.
  • Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С.Тургенев «Муму» Составила учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г.Москвы Школа №2073 Волкова А. П.

Слайд 2

Герасим – какой он? П.М.Боклевский «Герасим» В.Г.Перов «Странник»

Слайд 3

Хотела ли барыня зла Герасиму? «Барыня…уве-ряла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку…» А.Г.Венецианов. «Утро помещицы»

Слайд 4

Сопоставим эпилог с экспозицией Экспозиция немой и могучий работал за четверых смахивал на степенного гусака сложенный богатырём Эпилог здоров и могуч по-прежнему работает за четверых по-прежнему важен и степенен богатырская сила

Слайд 5

Дом Тургенева в Спасском

Слайд 6

В.Г.Белинский о призвании Тургенева «…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».

Слайд 7

«Аннибалова клятва» Тургенева Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца… Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.

Слайд 8

Как изменила Герасима гибель Муму? Почему Тургенев изменил реальную основу рассказа и заставил Герасима уйти в деревню?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).

Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способн...

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму...

конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственное преображение Герасима, или немой протест против крепостного права"  по рассказу И.С.Тургенева "Муму"( УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Жура...