Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 2073" http://sch2073.mskobr.ru
________________________________________________________________________
Учитель русского языка и литературы высшей категории Волкова
Заключительный урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Тема: «Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину». Возвращение Герасима в деревню.
Цель урока: обучение учащихся элементам литературоведческого анализа.
Воспитание любви к языку родной литературы, бережного отношения к слову.
Оборудование: мультимедийный диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс», авторская презентация к уроку «И.С.Тургенев. «Муму»
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
- Проверка знания текста на тренажёре мультимедийного диска «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс»:
- «События повести»;
- «Портретные характеристики героев».
- Пересказ «Герасим – какой он?» от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки ( по выбору учащихся).
- Индивидуальные задания (на карточках):
- Найти в литературоведческом словаре, выписать в тетрадь и записать на доске определение слова «Эпилог».
- Найти в словаре определение выражения «Аннибалова клятва», выписать в тетрадь.
- Изучение нового материала.
- Чтение учителем заключительной части повести.
- Работа с текстом.
- Найдём в тексте слова и выражения, которые передают настроение Герасима. Чем он может выразить свои переживания и настроения? (Только действием).
- Находим глаголы движения и поясняющие их слова.
- О чём говорят эти глаголы? ( Показывают неодолимое стремление домой, на родину)
- Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола).
- Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»).
- Какие слова придают возвышенный строй концовке повести? (Домой, родина – противопоставляется чужая сторона).
- Как автор относится к Герасиму?
- Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы».
- Как барыня отнеслась к уходу Герасима?
- Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки?
- Чем объясняются её поступки? (Скука и злость).
- Словарная работа.
- Вспомним, что такое экспозиция.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом «Эпилог». На доске записано его определение. Прочитаем его и занесём в тетрадь.
- Найдём и прочитаем эпилог в повести. С какой частью текста его можно сопоставить?
- Исследовательская работа по тексту. Сопоставление экспозиции и эпилога.
На слайде проецируется часть «экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.
Сопоставим эпилог с экспозицией
Экспозиция | Эпилог |
немой и могучий | здоров и могуч по-прежнему |
работал за четверых | работает за четверых по-прежнему |
смахивал на степенного гусака | важен и степенен |
сложенный богатырём | богатырская сила |
- Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?
- Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
- Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.
- Вывод по исследованию.
- Слово учителя.
В имении Тургеневых Спасском, где вырос писатель, служил немой дворник Андрей, «красавец с голубыми глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов». С ним случилась вся эта история. Он по приказу матери Ивана Сергеевича Тургенева Варвары Павловны, утопил преданную ему собачку, очень горевал, но до самой своей смерти верно служил своей барыне.
- Откуда Тургенев взял историю, положенную в основу повести?
- Можно ли сказать, что история Герасима и Муму взята целиком из жизни?
Прочитаем слова критика В.Г.Белинского, мнением которого писатель очень дорожил, о призвании И.С.Тургенева:
«…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».
- О чём говорят слова В.Г.Белинского?
- Почему Тургенев изменил концовку своей истории? Зададим себе этот вопрос, на который ответим чуть позже.
- Вспомним, при каких обстоятельствах был написан рассказ «Муму». (И.С.Тургенев писал её, находясь в тюрьме).
- Какую сцену он наблюдал, стоя у окна камеры? (Как наказывали плетью крепостных крестьян).
Тогда же писатель дал себе клятву, которую назвал «Аннибаловой клятвой». Прочитаем, как он говорит об этом:
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца…Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.
- Против чего решил бороться Иван Сергеевич Тургенев?
- Почему же Тургенев изменил концовку истории дворника Андрея?
- Итог урока.
Давайте подведём итог всему, что мы говорили на уроке.
- Какие же испытания выпали на долю Герасима?
- В экспозиции обозначены 2 главных героя: Герасим и барыня. Можем ли мы согласиться с этим, прочитав всю повесть целиком?
- Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?
- Какое отражение в рассказе нашла клятва, данная И.С.Тургеневым самому себе?
- Как изменила Герасима гибель Муму? (Он взбунтовался против рабской покорности).
- Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?
- Домашнее задание.
- Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Герасим – какой он? П.М.Боклевский «Герасим» В.Г.Перов «Странник»
Хотела ли барыня зла Герасиму? «Барыня…уве-ряла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку…» А.Г.Венецианов. «Утро помещицы»
Сопоставим эпилог с экспозицией Экспозиция немой и могучий работал за четверых смахивал на степенного гусака сложенный богатырём Эпилог здоров и могуч по-прежнему работает за четверых по-прежнему важен и степенен богатырская сила
Дом Тургенева в Спасском
В.Г.Белинский о призвании Тургенева «…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».
«Аннибалова клятва» Тургенева Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца… Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.
Как изменила Герасима гибель Муму? Почему Тургенев изменил реальную основу рассказа и заставил Герасима уйти в деревню?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.
План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....
Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.
План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).
Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способн...
Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму
Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму...
конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственное преображение Герасима, или немой протест против крепостного права" по рассказу И.С.Тургенева "Муму"( УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Жура...