Статья "Формирование типа правильной читательской деятельности"
статья

Шумкова Мария Юрьевна

Статья "Формирование типа правильной читательской деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шумкова М.Ю., учитель русского языка и литературы

         МБОУ «ООШ №38 им. С.В. Кайгородова»,

             Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская область

Формирование типа правильной читательской деятельности

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.  

Федеральный образовательный стандарт основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению познавательных и коммуникативных задач – это понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста. Этому должна способствовать технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного  типа. Данная универсальна, может применяться на уроках литературы, биологии, истории и даже иностранном языке.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

- Антиципация (предугадывание предстоящего чтения).
- Определение смысловой, тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной) готовности учащихся к работе. 

II этап. Работа с текстом во время чтения. 

- Первичное чтение текста.
- Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя).

- Выявление первичного восприятия (с помощью беседы). 
-Перечитывание текста.
- Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
- Беседа по содержанию текста.
- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

- Смысловая  беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Технология формирования активной читательской деятельности.

Материалы предназначены  для обучения активной читательской деятельности школьников.В виде схемы представлены этапы читательской деятельности, их смысловое наполнение, дан образец "диалога ...

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

Формирование правильного типа читательской деятельности .

Статья поможет учителям литературы, работающим в старших классах, разнообразить задания при работе с текстами художественных произведений. Приёмы позволят учащимся запомнить произведения, героев, авто...

Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее зна...

Технология продуктивного (медленного) чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Чтение – это окошко, через которое дети видяти познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,на...

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...