О, язык родной!
методическая разработка

Кардаш  Ольга  Алексеевна

Мероприятие «О ЯЗЫК РОДНОЙ!», посвященное Международному дню родного языка.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

О ЯЗЫК РОДНОЙ!

Цель занятия: познакомить детей с Международным днем родного языка, показать значимость родного языка, как уникального наследия человечества, воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь и уважение к родному языку, родному краю, своему народу.

Формирующиеся ценности: защита и сохранение родного языка, уважение к истории и культуре родного языка, единство народов России.

Продолжительность занятия: 30 минут

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

-сценарий

-методические рекомендации

-ссылки на видеофрагменты видео- и аудиоматериалы

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Принятие мотива предстоящей деятельности на занятии строится на обсуждении фразы писателя о родном языке.

Часть 2. Основная.

Рассуждение на примере: что такое родной язык, значение родного языка для каждого человека, важность сохранения родного языка, как уникального наследия человечества, знакомство с Международным днем родного языка.

Часть 3. Заключительная.

Подводятся итоги занятия: обсуждается значимость родного языка, его важность для наследия человечества

Слайд   СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, на доске написана фраза. Прочтите ее про себя.

Слайд    Читают «Бессмертие народа - в его языке»

-А теперь давайте хором прочтем: «Бессмертие народа - в его языке».

Эти слова сказал кыргыский и русский писатель Чингиз Айтматов. Как вы думаете, что означает данная фраза писателя?

Ответы обучающихся

Учитель. Народы будут жить до тех пор, пока жив их язык. Поэтому, каждому из нас с вами нужно знать свой родной язык, свою культуру, чтобы не исчезли наши народы. Язык является одним из основных средств передачи национальной культуры от поколения к поколению.

Часть 2. Основная

Учитель. Предлагаю хором ответим на вопрос: какой язык для каждого родной?

Ответы обучающихся

(Здесь учащиеся могут запутаться и назвать родным языком русский)

-Вот, и попались! Русский язык – не для всех является родным языком. Мы получаем знания на русском языке, учителя преподают на нем, врачи тоже говорят с нами на русском языке. Он официальный в России, но он не для всех жителей России является родным.

-Так что же такое РОДНОЙ ЯЗЫК?

Учитель. Итак, что же такое РОДНОЙ ЯЗЫК – это язык, который мы усвоили в раннем детстве, подражая окружающим старшим. Это язык матери и отца. Это язык каждого народа – этнический язык. На родном языке разговаривали наши предки и передавали его из поколения в поколение.

Язык народа (этнический язык) помогает сохранять его историю и культуру, традиции и бытовой уклад.

Учитель. По данным переписи, в Новосибирской области живут такие народы как

Русские   2 605 096 / 93.10%Немцы 34 138 / 1.22% Татары 26 583 / 0.95% Украинцы 24 344 / 0.87%

и малочисленные народности. Самые многочисленные группы:

Казахи — 10 705

Киргизы — 6506

Таджики — 10 054

Узбеки — 12 655

Армяне — 9508

Азербайджанцы — 8008

Белорусы — 5382

Посмотрите какая Россия многонациональная страна! У каждого народа свой родной язык, свои обычаи, традиции.

-Сейчас предлагаю послушать стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая «РОДНОЙ ЯЗЫК». Внимание на экран.

Звучит стихотворение на экране

Ссылка: https://youtu.be/WgJErC1YOh4?si=m1xUFo4jqO0CXr6v

Учитель. О чем это стихотворение? Какая основная мысль стихотворения?

Учитель. Про свой родной язык писал аварский поэт Расул Гамзатов. Он говорил такие слова:

«Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык. Но мне на нем не петь

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть».

Учитель. Ребята, почему поэт говорит о том, что готов умереть? Что будет, если исчезнет ваш родной язык?

Ответы обучающихся

Учитель. Кто теряет свой родной язык, тот теряет национальность. Есть языки народов, которые находятся на грани вымирания (исчезновения). Как считаете почему это происходит?

Ответы обучающихся

Учитель. Для защиты Международного языкового многообразия, чтобы сберечь языковое богатство мира в разных странах создаются национальные культурные центры, общественные объединения, выпускаются книги на редких и исчезающих языках. А также установлен Международный день родного языка, который отмечается 21 февраля. В этот день в разных странах проходят различные мероприятия. Они показывают значимость родного языка для каждого народа, прививают уважение и любовь к родному языку, учат беречь и защищать родной язык.

Учитель. А сейчас внимание на экран.

Звучит фрагмент видео о родном языке. Источник ИНФОУРОК.

Ссылка: https://youtu.be/zX2SNoD-glU?si=fB8OX_tC0RcJ0UuU

Часть 3. Заключительная

Учитель. Почему так важно беречь свой родной язык?

Ответы обучающихся

Учитель. Язык является одним из основных средств передачи национальной культуры от поколения к поколению. Если перестать беречь свой родной язык, а значит перестать говорить на нем, то исчезнет народ, национальность.

Учитель. А сейчас предлагаю послушать русскую песню «Катюша» на 40 языках. Исполняет Алиса Супронова. Родной язык Алисы – русский.

(Звучит «Катюша» на 40 языках Алиса Супронова YouTube, длительность 2.55 мин.)

Ссылка: https://youtu.be/LCCsa9YlOzQ?si=4sptBgR5wTvBL2Mf

 Слайд  Учитель. В заключении хотелось бы произнести слова Л.Н. Толстого: «Оборачиваться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...