Программа литературного кружка "Уран үгэ"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна

Буряад хэлэ гүнзэгыгүүлэн үзэхэ һэдэбтэй үхибүүд энэ кружогто ябажа, түрэл хэлэн дээрээ найруулга, шүлэгүүдые бэшэжэ туршадаг. Энээндэ түрэлхи хэлэнэй багшанар ехэ туһа хүргэдэг. үхибүүд еэхэ дуратай кружогто ябадаг. Буряад үнэн сониндо түрүүшын туршалгануудыень хэблүүлжэ урмашуулдагби.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uran_uge.docx59.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                              Директор ГБОУ “РБНЛ-И№1”

                         ___________Б.Б.Шойнжонов                                                                                                                                                                                                                                                             «________»___________2024г.                                                                            

                                                                                                   

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Уран үгэ»

Направленность – социально – гуманитарная

     

                                                     Составитель:

Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна                                                                                                                                                    

                                                                 

Улан-Удэ, 2024                                                                          

Пояснительная записка

             Направленность программы – художественная.

             Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир бурятской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нем возможности, способствует развитию мотивации к обучению бурятскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена все четче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.        

           Выразительное чтение и рассказывание – первостепенные приемы постижения учащимися художественного произведения и развития у них литературной речи и творческих способностей.

Выразительное чтение произведений разного жанра и стиля способно вызвать у слушателей эстетическое наслаждение, интерес к тому или иному тексту, даже увлечение им, желание перечитывать его и т. д.

           Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом, помогая учащимся осваивать произведения в единстве формы и содержания, раскрывать его подтекст, глубже понимать художественную идею автора. В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливается целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Таким образом, обучение учащихся выразительному чтению произведений различной тематики, жанра и стиля – необходимое условие формирования читательской и речевой культуры, художественного вкуса учащихся.

           Одним из видов звучащего художественного слова является рассказывание. Между ним и выразительным чтением много общего: внимание к авторскому слову, осмысление художественной идеи произведения, особенности его стиля. Передавать содержание произведения рассказчик может дословно или «от себя». Во втором случае уместны сокращение текста, замена слов, выбор языковых средств и форм изложения, акцентирование внимания на какой – то ситуации или мысли по усмотрению исполнителя. Целесообразно рассказы на основе литературного текста сочетать с рассказами на жизненном материале, что стимулирует развитие речи и творчество учащихся. Кроме того, выразительное чтение и разные виды рассказывания являются эффективными приемами обучения орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.

         Отличительными особенностями программы является то, что на занятиях можно привлекать интересные, но не входящие в школьную программу тексты незнакомых детям авторов. У детей есть возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях. Она носит обобщённый характер работы с группой. Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.

          Адресат программы: программа составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических особенностей детей; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями, задатками, характером. Программа рассчитана на обучение и воспитание детей среднего (10-15 лет) школьного возраста.

          Форма обучения – очная.

          Срок освоения программы – 1 год.

         Объем программы: программа рассчитана на 2 часа в неделю (144 часа в год для каждой возрастной категории).

         Виды занятий: беседы, лекции, практические занятия.

         Формы проведения учебных занятий:

- занятия по развитию техники речи;

- занятия по логике чтения;

- упражнения в рассказывании;

- словесное рисование;

- проведение занятий на природе;

- выразительное чтение

       Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов ребенка.

        Цель: обучение учащихся умениям выразительного чтения и рассказывания литературных произведений разных жанров и стилей, обеспечивая целостность их восприятия, читательское, речевое развитие и нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

Задачи:

Предметные:

- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному рассказыванию;

- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному рассказыванию;

- ознакомить учащихся с основами техники чтения (дыхание, голос, дикция), отработать некоторые из правил;

- показать значение и основные приемы исполнительского анализа произведения;

           Метапредметные:

- обучать выразительному чтению и рассказыванию произведений различного жанра;

- формировать умение пересказывать произведения разных авторов и создавать рассказы на основе литературных текстов и по жизненным впечатлениям.

           Личностные:

- развитие творческой личности.

Возраст участников: средний (10-15 лет) школьный возраст.,.

          В основу программы положены:

- принципы развивающего обучения;

- тематический принцип планирования;

- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

- межпредметные связи (бурятский язык, окружающий мир).

         Планируемые результаты обучения.

Предметные:

         В процессе изучения курса учащиеся будут иметь возможность научиться:

- основам техники выразительного чтения и рассказывания: правильности дыхания, качеству голоса, дикции;

- логике выразительной речи;

- исполнительскому анализу;

       В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:

- пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, творчески, художественно;

- чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее;

- читать художественный текст (отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи и др.);

- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;

- определять исполнительскую задачу;

- мотивированно оценивать собственное и чтение товарищей;

- в художественном рассказе использовать систему изобразительно- выразительных средств языка произведения.

Метапредметные:

- учащиеся научатся особенностям чтения произведений разных жанров на бурятском языке.

Личностные:

- учащиеся получат возможность творчески развиваться.

Учебно-тематический план (группа №1)

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Выразительность звучащего слова. Мысль и эмоция.

20

6

14

3

Понятие «техника речи».

20

8

12

4

Логическая выразительность чтения.

18

8

10

5

Бурятский фольклор.

20

8

12

6

Форма построения стихотворений.

12

6

6

7

Эмоционально-образная выразительность чтения и рассказывания.

16

4

12

8

Особенности чтения драматических произведений

16

4

12

9

Особенности чтения прозаических произведений.

18

6

12

10

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

144

52

92

Учебно-тематический план (группа №2)

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Выразительность звучащего слова. Мысль и эмоция.

20

6

14

3

Понятие «техника речи».

20

8

12

4

Логическая выразительность чтения.

18

8

10

5

Фольклор народов мира.

20

8

12

6

Форма построения стихотворений.

12

6

6

7

Эмоционально-образная выразительность чтения и рассказывания.

16

4

12

8

Особенности чтения драматических произведений

16

4

12

9

Особенности чтения прозаических произведений.

18

6

12

10

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

144

52

92

Условия реализации программы.

  1. Учебный класс (стулья, столы)
  2. Интерактивная доска
  3. Тексты художественных произведений.
  4. Компьютер

Формы апробации

Разделы

Контроль

Текущий

Итоговый

1

Выразительность звучащего слова. Мысль и эмоция.

Практикум по выразительному чтению стихотворений, заучивание наизусть.

Конкурс чтецов.

2

Понятие «техника речи».

Практикум по выразительному чтению стихотворений, заучивание наизусть.

Конкурс чтецов.

3

Роль пауз. Основные правила нахождения места ударения.

Практикум по выразительному чтению стихотворений, заучивание наизусть.

Конкурс чтецов.

4

Форма построения стихотворений. Рифма. Строфа.

Практикум по выразительному чтению стихотворений, заучивание наизусть.

Конкурс чтецов.

5

Особенности фольклорных произведений.

Практикум по чтению фольклорных произведений.

Празднование недели, посвященной к Сагаалгану.

6

Особенности чтения драматических произведений

Практикум по инсценированному чтению.

Инсценирование пьесы

7

Особенности чтения прозаических произведений, стихотворений в прозе.

Практикум по выразительному чтению прозаических произведений, стихотворений в прозе.

Конкурс чтецов.

Оценочные материалы

       Во время проведения конкурса чтецов оценивается соблюдение орфоэпических норм, интонационное оформление, темп и ритм прочтения произведений.

Содержание программы кружковых занятий

Раздел 1. «Выразительность звучащего слова».

       Теория. Выразительность звучащего слова. Его воздействие на слушателей. Роль воображения в этом процессе. Мысль и эмоция.

       Практика. Прослушивание мастеров художественного чтения (или образцовое чтение учителя), обмен впечатлениями. Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений. Проба мотивировки собственной манеры чтения.

Раздел 2. «Основы техники речи».

      Теория. Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения. Правильный тип дыхания – смешанное реберно – диафрагматическое. Рациональное, равномерное расходование воздуха, своевременный и незаметный добор воздуха.

     Практика. Тренировка дыхания в процессе чтения и рассказывания специально подобранных тестов (отработка умений продолжается на всех последующих занятиях). Голос, его свойства: сила, высота, длительность (темп), плотность, качество (тембр), громкость (полнозвучность). Индивидуальные задания для совершенства голосовых данных (при необходимости). Дикция. Ясное, отчетливое, чистое произнесение каждого звука. Речевой аппарат, правильность его работы (правильность артикуляции). Упражнения по выработке навыка правильного произношения (при необходимости на каждом занятии).

Раздел 3. «Логическая выразительность чтения».

        Теория. Раздельность речи – первое условие ее понятности. Группировка звуков и слов. Роль пауз в раздельности речи. Логическое ударение, его средства: тональное повышение и понижение, усиление звука, замедленное произнесение слов, паузы. Основные правила нахождение места ударения: о новом понятии, и противопоставлении, о сравнении, о многословном понятии и др. Роль знаков препинания в логическом чтении текста. Знакомство учащихся с основными знаками партитуры (логические ударения, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона. Важность мимики и жестикуляции.

      Практика. Упражнения по определению места логического ударения и по разметке текста (закрепление и совершенствование умений на последующих занятиях).

Раздел 4. «Бурятский фольклор». 

      Теория. Малые жанры фольклора, былины, сказки. Особенности чтения нараспев. Обрядовый фольклор. Виды, особенности обрядового фольклора.    

      Практика. Узнавание и называние игрового жанра по его формальным признакам; подбор игровых стихов заданного типа в том числе сборники игровых сказок.  

Раздел 5. «Форма построения стихотворений».

      Теория. Форма построения стихотворений. Рифма. Виды рифм (мужские и женские). Перекрёстная, смежная и кольцевая рифмовки. Строфа. Виды строф. Знакомство учащихся со стихотворным размером.

      Практика. Практикум на различение рифм и размеров стихотворений.

Раздел 6. «Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания».

      Теория. Неразрывная связь логической и эмоционально- образной выразительности чтения и рассказывания. Средства эмоционально- образной выразительности. Эпитеты. Метафоры. Олицетворение. Стимулирование видения, представления того, о чем рассказывается, читается. Правильное понимание произведения, авторской художественной идеи. Рождение общения чтеца со слушателями.

      Практика. Отработка всех правил на конкретном материале (по выбору учителя).

Раздел 7. «Особенности чтения драматических произведений».

       Теория. Особенности чтения «чужого» диалога или монолога. Направленность текста к аудитории, даже если читается монолог. Ознакомление с личностью автора. Выстраивание событийного ряда пьесы, выяснение основной мысли (идеи) драматического произведения и «сверхзадачи» (цели) драматурга, режиссера и исполнителя.

      Практика. Выявление подтекста произведения и каждой роли. Выявление идейной сути каждого персонажа.  

Раздел 8. «Особенности чтения прозаических произведений».

       Теория. Определение жанра прозаического произведения. Определение роли исполнителя. Определение отношения к читаемому (рассказываемому). Звуковое донесение художественного произведения, которое автор доверил читателю. Использование рассказывающей интонации. Особенности чтения стихотворений в прозе.

      Практика. Определение цели чтения (рассказа).

Раздел 9. «Итоговое занятие».

      Подведение итогов работы.

Календарно-тематический план для среднего (13-15 лет) школьного возраста. Группа №1.

Дата

Корректировка

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

План

Факт

1. Вводное занятие.

2

2

-

1.

06.09

Вводное занятие.

2

2

-

2. Выразительность звучащего слова. Мысль и эмоция.

20

6

14

2.

3.

06.09

13.09

Выразительность звучащего слова.

4

2

2

4.

5.

13.09

20.09

Мысли и эмоции при чтении стихотворений.

4

2

2

6.

7.

8.

20.09

27.09

27.09

Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений.

6

-

6

9.

04.10

Проба мотивировки собственной манеры чтения.

2

2

-

10.

11.

04.10

11.10

Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»

4

-

4

3. Понятие «техника речи».

20

8

12

12.

11.10

Понятие «техника речи».

2

2

-

13.

14.

18.10

18.10

Тренировка дыхания в процессе чтения и высказывания.

4

4

-

15.

16.

25.10

25.10

Дикция.

4

2

2

17.

01.11

Чтение пословиц, поговорок.

2

-

2

18.

19.

01.11

08.11

Чтение басни И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок».

4

-

4

20.

21.

08.11

15.11

Чтение басни И.А. Крылова «Демьянова уха».

4

-

4

4. Логическая выразительность чтения.

18

8

10

22.

15.11

Роль пауз.

2

2

-

23.

22.11

Основные правила нахождения места ударения.

2

2

-

24.

22.11

Роль знаков препинания в чтении текста.

2

2

-

25.

29.11

Знакомство со знаками партитуры.

2

2

-

26.

27.

29.11

06.12

Упражнения по разметке текста.

4

-

4

28.

06.12

Мимика и жестикуляция.

2

-

1

29.

30.

13.12

13.12

Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт».

2

-

4

5. Фольклор народов мира

20

8

12

31.

20.12

Особенности фольклорных произведений.

2

2

-

32.

33.

20.12

27.12

Малые жанры фольклора, былины, сказки.

4

2

2

34.

35.

27.12

10.01

Обрядовый фольклор.

4

2

2

36.

37.

38.

39.

40.

10.01

17.01

17.01

24.01

24.01

Инсценирование народной сказки «Морозко».

10

2

8

6.Форма построения стихотворений

12

6

6

41.

31.01

Форма построения стихотворений.

2

2

-

42.

31.01

Рифма.

2

2

-

43.

07.02

Строфа.

2

2

-

44.

07.02

Чтение стихотворений на выбор учащихся.

2

-

2

45.

46.

14.02

14.02

Празднование масленичной недели.

4

-

4

7. Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания

16

4

12

47.

48.

21.02

21.02

Средства выразительности, их роль в стихотворениях.

4

2

2

49.

50.

28.02

28.02

Виды средств выразительности.

4

2

2

51.

52.

07.03

07.03

Поиск средств выразительности в стихотворениях поэтов 19-го века.

4

-

4

53.

54.

14.03

14.03

Поиск средств выразительности в стихотворениях поэтов 20-го века.

4

-

4

8. Особенности чтения драматических произведений

16

4

12

55.

56.

21.03

21.03

Особенности чтения «чужого» диалога или монолога.

4

2

2

57.

58.

28.03

28.03

Ознакомление с личностью автора.

4

2

2

59.

60.

04.04

04.04

Чтение и инсценирование отрывкка из драматического произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль».

4

-

4

61.

62.

11.04

11.04

Чтение и инсценирование отрывка из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

4

-

4

9.Особенности чтения прозаических произведений

18

6

12

63.

18.04

Определение жанра прозаического произведения.

2

2

-

64.

65.

18.04

25.04

Определение роли исполнителя. Определение цели чтения (рассказа).

4

2

2

66.

67.

25.04

02.05

Чтение рассказа Л.А.Андреева «Баргамот и Гараська».

4

-

4

68.

02.05

Особенности чтения стихотворений в прозе.

2

2

-

69.

70.

16.05

16.05

Выразительное чтение стихотворений в прозе.

4

-

4

71.

23.05

Конкурс чтецов

2

-

2

10.Итоговое занятие

2

2

72.

23.05

Подведение итогов работы, награждение.

2

-

2

Календарно-тематический план для среднего (10-13 лет) школьного возраста. Группа №2.

Дата

Корректировка

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

План

Факт

1. Вводное занятие.

2

2

-

1.

04.09

2

2

2. Выразительность звучащего слова. Мысль и эмоция.

20

6

14

2.

3.

04.09

11.09

Выразительность звучащего слова.

4

2

2

4.

5.

11.09

18.09

Мысли и эмоции при чтении стихотворений.

4

2

2

6.

7.

8.

18.09

25.09

25.09

Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений.

6

-

6

9.

02.10

Проба мотивировки собственной манеры чтения.

2

2

-

10.

11.

02.10

09.10

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Важный день»

2

-

2

3. Понятие «техника речи».

20

8

12

12.

09.10

Понятие «техника речи».

2

2

-

13.

14.

16.10

16.10

Тренировка дыхания в процессе чтения и высказывания.

4

4

-

15.

16.

23.10

23.10

Дикция.

2

2

2

17.

18.

30.10

30.10

Чтение пословиц, поговорок.

4

-

4

19.

06.11

Чтение басни «Ворона и рак».

2

-

2

20.

21.

06.11

13.11

Чтение стихотворения Г. Демыкиной «Мама».

4

-

4

4. Логическая выразительность чтения

20

10

10

22.

13.11

Роль пауз.

2

2

-

23.

20.11

Основные правила нахождения места ударения.

2

2

-

24.

20.11

Роль знаков препинания в чтении текста.

2

2

-

25.

27.11

Знакомство со знаками партитуры.

2

2

-

26.

27.

27.1104.12

Упражнения по разметке текста.

4

-

2

28.

04.12

Мимика и жестикуляция.

2

-

2

29.

30.

11.12

11.12

Чтение стихотворения  И. Никитина «Встреча зимы».

4

-

4

5. Фольклор народов мира

18

8

10

31.

18.12

Особенности фольклорных произведений.

2

2

-

32.

33.

18.12

25.12

Малые жанры фольклора, былины, сказки.

4

2

2

34.

35.

25.12

15.01

Обрядовый фольклор.

4

2

2

36.

37.

38.

39.

40.

15.01

22.01

22.01

29.01

29.01

Инсценирование народной сказки «Колобок».

10

2

8

6.Форма построения стихотворений

12

6

6

41.

05.02

Форма построения стихотворений.

2

2

-

42.

05.02

Рифма.

2

2

-

43.

44.

12.0212.02

Празднование масленичной недели.

4

-

4

45.

19.02

Строфа.

2

2

-

46.

19.02

Чтение стихотворений на выбор учащихся.

2

-

2

7. Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания

16

4

12

47.

48.

26.02

26.02

Средства выразительности, их роль в стихотворениях.

4

2

2

49.

50.

05.03

05.03

Виды средств выразительности.

4

2

2

51.

52.

12.03

12.03

Поиск средств выразительности в стихотворении С. Маршака «После праздника».

4

-

4

53.

54.

19.03

19.03

Поиск средств выразительности в стихотворении Б. Заходера «Перемена».

4

-

4

8. Особенности чтения драматических произведений

16

4

12

55.

56.

26.03

26.03

Особенности чтения «чужого» диалога или монолога.

4

2

2

57.

58.

02.04

02.04

Ознакомление с личностью автора.

4

2

2

59.

60.

61.

62.

09.04

09.04

16.04

16.04

Чтение и инсценирование отрывка из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

8

-

8

9.Особенности чтения прозаических произведений

18

6

12

63.

23.04

Определение жанра прозаического произведения.

2

2

-

64.

65.

23.04

30.04

Определение роли исполнителя. Определение цели чтения (рассказа).

4

2

2

66.

67.

30.04

07.05

Чтение рассказа Е. И. Носова «Тридцать зёрен».

4

-

4

68.

07.05

Особенности чтения стихотворений в прозе.

2

2

-

69.

70.

14.05

14.05

Выразительное чтение стихотворений в прозе.

4

-

4

71.

21.05

Конкурс чтецов

2

-

2

10.Итоговое занятие

2

-

2

72.

21.05

Подведение итогов работы, награждение.

2

-

2

Список используемой литературы

Для педагога

  1. А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь». Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год.
  2. З. И. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. «Беседы о русском слове». Изд-во «Знание», М.: 1978 год.
  3. Л.И.Тимофеев и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М, «Просвещение», 1985 год.
  4. Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год.
  5. С.А.Стеблова. От слова к образу. Москва 2010 год.
  6. Б.Я. Буяльский. Искусство выразительного чтения. Изд-во «Дрофа» М.: 2006 год.
  7.  Региональный стандарт начального и основного образования Республики
  8. Бурятия. Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2009 г.
  9.  Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов
  10. общеобразовательных школ с русским языком обучения. Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг», 2020 год.
  11. 2010 г.
  12.  Э.П. Нанзатова «Буряад хэлэн» 1 год обучения «Методические рекомендации
  13. для учителя». У-У. «Бэлиг» 2005г.
  14.  Э.П. Нанзатова «Буряад хэлэн» 2 год обучения «Методические рекомендации
  15. для учителя». У-У. «Бэлиг» 2008г.
  16.  Е.Б. Очирова, В.Н. Очирова, Л.Д. Доржиева, С.И. Аюшеева «Букварь» 1 класс. «Методические рекомендации для учителя». У-У. «Бэлиг» 2009г.
  17.  Электронный учебник «Буряад хэлэн».
  18. Интернет ресурсы: https://buryadxelen.com/
  19. http://nomoihan.com/bur/
  20. https://nom.buryat-lang.ru/

Для обучающихся

  1. Волина М. Игра в рифмы. – Просвещение, 2009
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. -  Просвещение, 2001
  3. Москвин В. П. Теоретические основы стихотворения. – М.: Либроком, 2009
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В. В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов Г. С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М.: Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. -  М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  8. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Ч-Н. Генинов. Уран угэ. Улаан-Удэ, 1959 он.
  10.  Буряад сахим ном.
  11.  Д.А. Улзытуев. Номууд., Улаан-Удэ, 2021 он.

Для родителей

  1. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. -  М.: Просвещение, 2001.
  3. Холщевников В. Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооруженная рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературного кафе " Бродячий щенок".

Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам...

Программа литературно-творческого объединения "Лира"

Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Программа литературной гостиной "Куда зовут алые паруса"

Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. . Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинте...

Программа Литературного кружка "Зеленая лампа"

Целью литературного образования является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и ра...

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...