Разработка внеклассного занятия "9 видов скота"
учебно-методический материал (5 класс)
Разработка внеклассного занятия "9 видов скота" предназначена для учителей родного языка и литературы работающих в 4, 5 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 204.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Тыва улустуӊ тос чүзүн малы.
У тувинского народа девять видов скота
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Цель занятия: Познакомить детей с названиями домашних животных на тувинском языке.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с названиями животных на тувинском яыке; научить детей правильно называть названия домашних животных на тувинском языке; формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний; систематизировать и активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающая: развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, обогащать словарный запас детей по теме;
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к домашним животным; установить взаимосвязь и зависимость жизни человека и животных; уважать труд животноводов.
В результате проведенного занятия я предполагала получить следующие результаты:
Предметные результаты:
- узнать название домашних животных на тувинском языке;
- устанавливать связь между взрослым животным и детёнышем.
- определять пользу домашних животных;
Личностные результаты:
- понимать важность домашних животных.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- формировать функциональную грамотность учащихся;
- умение получать и анализировать информацию из разных источников;
- умение представлять результаты своей работы по предложенному плану.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
-высказывать свою точку зрения;
-умение работать в паре, в группе;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
- целеполагание;
-преобразование практической задачи в познавательную;
-умение планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
Ход урока:
- Организационный момент (1-2 мин)
-Доброе утро, ребята! Меня зовут Домбаа Шеӊне Григорьевна, я учитель тувинского языка и литературы школы №17 г. Кызыла.
АМО:
- Посмотрите на меня, улыбнитесь, теперь улыбнитесь друг другу.
- Помашите мне рукой, кто готов работать со мной.
- Помашите мне рукой, кто уже готов к работе.
- У нас сегодня необычное занятие. Мы будем изучать слова на тувинском языке.
- Сначала я вам предлагаю послушать строки из старого гимна нашей республики на тувинском языке.
«Тос-ла чүзүн малымайны
Азыраза, байыыр-ла мен».
-А сейчас прочитайте перевод этих строк.
«Девять видов скота выращу я,
Сыт и одет буду я».
- Как вы думаете, о чем здесь говорится?
- (Здесь говорится о девяти видах скота). – ответ детей.
- Определите тему нашего занятия?
- Девять видов скота у тувинского народа. – ответы детей.
На доске тема урока. Тема: «Тыва чоннун тос чузун малы».
«У тувинского народа девять видов скота».
(Учитель открывает тему занятия на доске).
- Да, правильно. Молодцы!
- Как вы думаете, какова цель нашего занятия? Что вы узнаете на занятии?
1. Узнаем названия домашних животных на тувинском языке.
2. Научимся называть домашних животных на тувинском языке.
3. Узнаем, какую пользу приносят человеку домашние животные.
- Правильно, молодцы, ребята!
- А кто из вас знает, какие животные входят в девять видов скота?
Ответы детей.
Постановка учебной задачи: (2-3 мин)
- Сейчас предлагаю вам прослушать звуки. Определите, чьи это голоса.
(Учитель ставит звуки, дети слушают).
(ыт, инек, хой, элчиген, аът)
- Голоса каких животных вы услышали?
(Дети перечисляют)
- Как одним словом можно называть этих животных? (домашние животные).
- Правильно, ребята! Молодцы!
Открытие нового знания (7-10 мин).
- Чтобы узнать, какие животные ещё относятся к девяти видам скота, я вам предлагаю прослушать рассказ девочки Долааны, которая живет на чабанской стоянке.
«Скот - главное богатство тувинцев. Это их жизнь. Он и продукт питания, и материал для одежды и жилища, и транспорт. В Туве разводили овец, коз, коров, верблюдов, яков, оленей, лошадей, которых одомашнили в глубокой древности. Когда-то, говорят, в кочевом хозяйстве аратов держали и ослов. Во всяком случае, в тувинском фольклоре всегда говорилось о девяти видах домашних животных, куда входила и собака, разумеется. Как верный друг и помощник скотовода. Наличие всех девяти видов животных в хозяйстве говорило о достатке и благополучие хозяев…»
- Что вы узнали из рассказа Долааны?
(Ответы детей)
- В настоящее время в нашей республике снова стали разводить ослов.
- Владелец одного из лучших аратско-крестьянских хозяйств Тувы получил «посылку» из Оренбургской области – двух ослов. Это была его мечта.
2 этап. Открытия новых знаний:
- А сейчас, ребята, мы с вами будем учиться называть домашних животных и их детёнышей на тувинском языке. Будьте внимательны. Вам необходимо постараться запомнить названия животных на тувинском языке. Я прочитаю вам слова на тувинском языке, а вы повторяете за мной.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(Учитель нажимает и переходит на слайд).
- Ребята, кто это? (ответы детей).
Правильно, а по - тувински говорим ИНЕК - Бызаа.
(Повторяют хором, потом индив-но 2-3 детей).
И так далее работаете с другими жив-ными.
По произношению слов мы встречаемся с трудными звуками. Аът, ыт ( \ /), ө- говори е губы о, ү – говори и губы у.
3 этап: Первичное закрепление: Работа с памятками в паре:
-А сейчас, ребята, возьмите памятки и поработайте в паре. Один спрашивает на русском языке, а другой называет животное на тувинском языке. А можете наоборот.
Таблица для учителя, для детей слайд.
Животные | Детеныши |
Корова – инек | Теленок – бызаа |
Лошадь - аът | Жеребенок – кулун |
Овца – хой | Ягненок – хураган |
Коза – өшкү | Козленок – анай |
Верблюд – теве | Верблюжонок - бодаган |
Як - сарлык | Ячата – сарлык бызаазы |
Собака – ыт | Щенок – эник |
Олень - иви | Олененок - анай |
Осел - элчиген | Осленок - элчиген оглу |
-Я довольна вашей работой! Хорошо поработали.
-А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Ищу тебя».
Занимательная разминка «Ищу тебя»
- Перед вами лежат карточки с названиями животных. У кого голубые карточки выйдите, пожалуйста, к доске. А у кого карточки желтого цвета прочитайте слово на карточке.
(Дети выходят к доске).
- Прочитайте, название какого животного у вас написано. (все читают)
Потом учитель обращается к детям с голубой карточкой и говорит.
- А вы, ребята, найдите свою пару и подойдите к ней. (Потом они читают. Проверка пар).
-Прекрасно отдохнули, а теперь садитесь на свои места.
-А сейчас выполним тест, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный ответ. Дается 1 минута.
Тест с ответами: «Домашние животные»
1. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
а) осел+ тув.яз.
б) олень
в) як
2. Животные – жизнь, которых полностью зависит от человека, называются:
а) комнатные
б) дикие
в) домашние +
3. Какое животное дает человеку шерсть:
а) овца + тув.яз.
б) корова
в) кошка
4. Лошадь человеку - …
а) крылья
б) друг +
в) средство передвижения +
5. Сколько копыт у 6 лошадей?
а) 24 +
б) 12
в) 36
(Проверка по эталону. Поднимите руку у кого такой ответ и проверяют).
- Хорошо. Молодцы! Я ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВАШУ РАБОТУ!
В) Игра «Конные скачки». (2-3 мин)
- Предлагаю вам следующую игру. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать и дать ответ на тувинском языке. Обращайтесь к памятке.
- Готовы? Начинаем!!!
Тывызык:
- Самдар эвес хирезинде,
Чамашкызы көвей.
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (инек)
- Салдыг – ашак эвес,
Сыргалыг – кадай эвес,
Кудуруктуг – аът эвес,
Адыр дуюглуг – инек эвес
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (өшкү)
- Соонда салбактыг
Согун дег сынныг
Сыын дег маңныг
Шыдалы магалыг.
Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это? (аът)
- Ийи кижи бараан хараан,
Ийи кижи дыңнаалаан,
Ийи кижи дураннаан,
Дөрт кижи малгаш шаптаан,
Бир кижи ымыраа хоюскан,
Бир кижи өлең кескен.
Зверь я горбатый
Но нравлюсь ребятам. (теве)
- С хозяином дружит.
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (ыт)
- Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
И у дома своего,
Ржет негромко: «И-го-го»? (аът)
- Голодна-мычит,
Сыта-жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (инек)
- Кончуг семдер,
Хоюг дүктүг,
Күжүр семдер,
Күзүн сүткүр.
Рогатый, мохнатый
Траву жуёт,
Молоко даёт. (сарлык)
- Изигде-даа, соокта-даа
Кежин солуп турбас мал.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает свою шубу. (хой)
- Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребенок,
А зовут меня… (цыпленок)
- Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки —
Беги без оглядки! (Гусь)
- А для следующих загадок предлагаю вам словарь. Вам надо найти отгадку в словаре и назвать ответ на тувинском языке. Работаете в паре.
- Победила на скачках лошадь … ряда.
2-ое место …ряд.
3-ье место… ряд.
- Молодцы! Спасибо!
4 этап: Закрепление полученных знаний:
Творческая работа.
-Теперь вам предлагается творческая работа по вариантам. 1 вариант – пересядьте за 1 ряд, 2 вариант – за 3 ряд. Ребята, вы объединяетесь в группы. Вспомните правило работы в группе и выберите капитана. Капитаны будут защищать работу.
- 1 группа, вы составляете кластер с названиями животных на тувинском языке. (учитель подходит к группам и объясняет).
- 2 группа, вы заполняете кластер о пользе домашних животных.
Заполнить кластер о пользе домашних животных.
Домашние животные (корова, коза, лошадь) | ||
Молоко | Мясо | Шкура, шерсть |
Кефир Творог Сметана Простокваша Сыр | Колбаса Фарш Тушенка Пельмени | Унты Шуба Шапка Свитер Джемпер Носки |
- Защита работ. Капитаны выходят к доске и защищают работу.
Вывод: Молодцы! Похвалите и похлопайте друг другу за работу. Очень хорошо справились с заданием.
5 этап: Вывод: (Түӊнел)
- Ребята, давайте вернемся к строкам старого гимна республики. (Учитель нажимает слайд). На слайде 9 видов скота вокруг этих строк.
«…Тос-ла чүзүн малымайны
Азыраза, байыыр-ла мен».
(тыва улустуӊ ыры)
«…9 видов скота выращу я,
Сыт и одет буду я»
(тув. нар. песня)
- Подумайте, почему так говорится. 9 видов скота выращу……….. Давайте вернемся к рассказу Долааны и вы сможете найдите ответ.
- Потому что наличие 9-ти видов животных говорило о достатке, о благополучии хозяев.
-Молодцы, ребята!
Рефлексия:
- Перед вами лежат сердечки. Ваша задача, написать пожелания к уроку.
- Что я узнал на уроке?
- Какие трудности испытал?
- Ваши пожелания товарищу, себе или учителю.
(Дети зачитывают свои ответы)
-Предлагаю поместить свои сердечки в сундучок знаний.
-Спасибо, ребята, за урок. Я вам очень благодарна. Сейчас можете подойти к выставке изделий из шерсти и шкуры домашних животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.
Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...

Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия в форме театрализованного представления «Суд над наркотиком» для 6 – 9 классов общеобразовательной школы и 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Внеклассного общешкольного мероприят...
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Осенний бал" для обучающихся коррекционных школ VIII вида.5-9 классы
Целью внеклассного мероприятия является развитие творческой активности учащихся, сплоченности классного коллектива, развитие коммуникативных компетенций.Оборудование...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по КВД.(коррекционная школа-интернат 8 вида)
Мероприятие имеет важное место в формировании у детей спортивного интереса.Данную методическую разработку можно использовать для детей с разным уровнем развития....

Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия в форме театра-лизованного представления «Суд над наркотиком» для 6 – 9 классов общеобразователь-ной школы и 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида
Внеклассного общешкольного мероприятия «Суд над наркотиком» проводился для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательной и коррекционной школы VIII вида в рамках недели физики, химии и ОБЖ «Безопасная фи...


