МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проектная деятельность как средство развития исследовательских и проектировочных навыков школьников»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Одним из содержательных элементов этнокультурного образования определен элемент Проектная работа, в том числе на родном бурятском языке.
Организация проектной деятельности на родном бурятском языке является ответом на запросы обучающихся, которые выбрали гуманитарное и технологическое и другие профили, и интересуются историей, культурой, бытом своего народа, видят свое профессиональное образование по направлениям «Журналистика», «Педагогическое образование», «Дизайнер», «Актерское искусство» и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом ГБОУ «РБНЛ-И № 1» «28» августа 2024 г. | «СОГЛАСОВАНО» Директор ГБОУ «РБНЛ-И № 1» ____________ Б.Б.Шойнжонов «04» сентября 2024 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Проектная деятельность как средство развития исследовательских и проектировочных навыков школьников»
Разработал: Бадмацыренова Ц.Б.,
учитель бурятского языка и литературы
Улан-Удэ
2024 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ»
АКТУАЛЬНОСТЬ. Особое внимание в новых стандартах образования уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая рассматривается как одно из важнейших направлений внеурочной занятости школьников и обладает большим образовательным и развивающим потенциалом для школьников.
Отмечено, что значимым для развития школьников является «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
РБНЛ-И № 1 является школой этнокультурного образования, основным направлением ее деятельности является этнокультурное образование, социализация школьников.
Одним из содержательных элементов этнокультурного образования определен элемент Проектная работа, в том числе на родном бурятском языке. Этот элемент закреплен в Учебном плане уровня среднего общего образования школы как Учебный проект.
Организация проектной деятельности на родном бурятском языке является ответом на запросы обучающихся, которые выбрали гуманитарное и технологическое и другие профили, и интересуются историей, культурой, бытом своего народа, видят свое профессиональное образование по направлениям «Журналистика», «Педагогическое образование», «Дизайнер», «Актерское искусство» и т.д.
Аналитика поступлений в вузы и дальнейшее трудоустройство выпускников показывает стабильность выбора выпускниками указанных и иных направлений профессионального образования.
Актуальность методической разработки в том, что организация проектной деятельности – это предоставление возможности применить все универсальные способы действий на практике и отработать их: регулятивных (цель, план, реализация, коррекция, оценка); познавательных (изучение фактов истории, культуры, быта народа, в частности, его языка и литературы); коммуникативных (совместная работа, диалог с разными источниками информации и т.д.).
ЦЕЛЬ методической разработки: организация проектно-исследовательской деятельности школьников через построение индивидуальной траектории их развития.
ЗАДАЧИ:
а) отобрать тематическое наполнение проектных работ учащихся по культуре и искусству бурятского народа, в том числе по родному бурятскому языку и родной литературе;
б) разработать индивидуальные образовательные траектории организации проектной деятельности обучающихся;
в) реализовать образовательные траектории организации проектной деятельности обучающихся;
г) проанализировать уровень развития проектировочных и исследовательских навыков школьников;
д) обеспечить издание проектных работ школьников как результата их деятельности.
НОВИЗНА предлагаемого опыта заключаются в том, что применение проектной технологии позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в средней школе на уроках бурятского языка
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование проектной технологии отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что же такое проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущие методы – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.
В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными могут быть названы:
- высокая степень самостоятельности;
- инициативность обучающихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Данная технология построена на развитии способности обучающихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. Есть контакт учителя с детьми;
4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5.У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.
Для формирования учебных мотивов при организации проектно-исследовательской деятельности необходимо предложить методы педагогической поддержки обучающихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над исследовательским проектом:
Компоненты мотивационной сферы | Установки педагога и методы обучения |
Мотив учения Смысл учения | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Учет возрастных особенностей школьников Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) Формирование адекватной самооценки обучающихся Выбор действий в соответствии с возможностями ученика |
Постановка целей | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Выбор средств, адекватных цели Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Создание ситуации успеха |
Эмоции, интерес | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности Эмоциональная речь учителя Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Применение поощрения и порицания Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Нестандартные форма проведения уроков Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. |
Необходимое условие для всего этого - знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Учитель | Ученики | |
1-й этап (погружение) | ||
Формулирует: | Осуществляют: | |
1. | проблему, | личностное присвоение проблемы, |
2. | сюжетную ситуацию, | вживание в ситуацию, |
3. | цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач |
2-й этап (организация деятельности) | ||
Организует деятельность –предлагает | Осуществляют: | |
4. | организовать группы, | разбивку на группы, |
5. | распределить роли в группах, | распределение ролей в группе, |
6. | спланировать деятельность по решению задач исследования, | планирование работ, |
7. | возможные формы презентации результатов. | выбор формы и способа презентации результатов |
3-й этап (осуществление деятельности) | ||
Активно не участвует … | Работают активно и самостоятельно! | |
8. | но консультирует обучающихся по мере необходимости, | каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, |
9. | ненавязчиво контролирует | консультируются по необходимости, |
10. | дает новые знания, когда его ученики просят об этом | «добывают» недостающие знания, |
11. | репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | готовят презентацию результатов.
|
4-й этап (презентация) | ||
Принимает отчёт… | Демонстрируют: | |
12. | обобщает и резюмирует полученные результаты, | понимание проблемы, цели и задач, |
13. | подводит итоги, | умение планировать и осуществлять работу, |
14. | оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др., | найденный способ решения проблемы, |
15. | акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др., | рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
В результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных компетенций.
Этапы организации проектно-исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста обучающихся и конкретных педагогических задач. Формирование проектно-исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует 5 классу.
Задачи обогащения исследовательского опыта | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
Поддержание исследовательской активности школьников; Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя | Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; | Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ |
Второй этап – 6-7 классы – ориентирован:
Задачи обогащения исследовательского опыта обучающихся | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников | Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; знакомство со структурой проектно–исследовательской работы | Экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными); подготовка, презентация и защита проектно-исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах. |
Третий этап соответствует 8 классу.
Задачи обогащения исследовательского опыта обучающихся | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
Обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений; Увеличение сложности учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов | Мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие | Различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно-исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах. |
Система работы по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы предусматривает 2 возрастные группы:
V — VІІI классы.
В этой возрастной группе целесообразным будет использование таких методов обучения проектно-исследовательской деятельности, которые обеспечивают для начала освоение текста с учётом жанровых и стилевых особенностей произведения, стимулируют работу творческой фантазии и воображения, речевую деятельность.
IХ — XI классы.
Здесь же необходимо преобладание литературоведческих подходов, которые позволяют корректировать начальное субъективно-личностное восприятие, углублять его, на научной основе осмысливать литературное произведение в единстве содержания и формы, подниматься от эмпирического уровня восприятия к концептуальному. Этому способствуют приёмы изучения истории текста, выявления авторской позиции, исследование композиции, системы образов, деталей, особенностей языка, изучение черновых вариантов, ассоциативных интерпретаций произведений и т.д. При этом активно используются приёмы, направленные на развитие художественных способностей обучающихся.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ
Основные этапы проектно-исследовательской работы:
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
- Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- Определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
- Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Правила выбора темы
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Помогая ребенку выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Составление плана работы над исследованием
1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------
2. Прочитать-------------------------------------------------------------------
3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------
4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------
5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------
6. Провести эксперимент------------------------------------------------------
7. Сделать математические расчеты--------------------------------------
8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------
9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------
Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других обучающихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых обучающиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;
- выступления для определенного круга – своих одноклассников, обучающихся параллельных классов, заинтересованных данной темойпредставление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
- выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Технология проведения презентации проекта:
Виды презентации | Участники презентации | Оценивание |
1.Деловая игра 8.Реклама 11.Экскурсия | Одноклассники Обучающиеся образовательных организаций города, региона Эксперты Учителя Родители Студенты вузов и ссузов
| 1.Самостоятельность работы над проектом |
Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне него является следующее: для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.
Проектирование внеурочной деятельности по предметам строится по такому алгоритму:
- разбиение предмета на модули;
- подбор определенных форм внеурочной деятельности, направленных на повышение интереса ребят по конкретным темам,
- построение урока в форме, которая позволила бы ученикам формировать учителю свой запрос на образование.
Формы внеурочной деятельности нам широко известны:
- Факультативы
- Элективные учебные предметы, развивающие часы
- Кружки
- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели
- Научно-исследовательская деятельность и т. д
При организации проектно-исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Такую способность можно назвать учебно-практической самостоятельностью.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИГНУТЫЕ В ПЕРИОД АПРОБАЦИИ МР
Четыре года апробации методической разработки доказали ее эффективность. В качестве показателей ее результативности можно назвать следующие:
1). Рост учебной мотивации. Учащиеся активно стали заниматься исследовательской деятельностью, предлагают свои темы, ведут активный поиск материалов в библиотеках, интернете, СМИ. Если в 5 классе активно учебно-исследовательской деятельностью занималось 5 учащихся, то к 11 классу - 19 человек из 27 учащихся в классе.
Активное участие в исследовательской деятельности способствовало росту и учебной мотивации моих учеников, так в 2022-23 учебном году в предметных олимпиадах учащиеся 8 «б» класса заняли 10 призовых мест: русский язык – 1, 3 места, математика – 2, 3 места, география – 1, 2 места, английский язык – 1, 2 места, биология – 1, 3 места. Активно участвуют в дистанционных олимпиадах по различным предметам, занимают в них призовые места.
Многие мои ученики занимают призовые места на научно-практических конференциях различного уровня.
2). Формирование универсальных умений и опыта организации проектно-исследовательской работы. ФГОС ориентирован на образовательные результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, вводятся метапредметные результаты.
Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия (УУД), которые могут быть применены на любом материале. Согласно ФГОС общего образования универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В ходе апробации авторской методической системы была продиагностирована экспериментальная группа – учащиеся ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1» (20 человек) - данные о сформированности УУД представлены в таблице 1.
Таблица1.
Блок УУД | Сформированные УУД | Низкий | Средний | Высокий |
Личностные действия | Рецензирование работ одноклассников. Сопоставление, отбор, проверка и оценка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ | - | 16 | 4 |
Регулятивные действия | Планирование проектной и исследовательской деятельности. Оценка получаемых в ходе исследований результатов. Решение практических задач из жизни, обеспечивающее усвоение алгоритма постановки и решения проблем. | 3 | 14 | 3 |
Познавательные действия | Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста. Изложение текстов различными способами. Составление сложного и тезисного плана. Формулирование проблемных вопросов. Подготовка докладов, рефератов. Составление на основании текста таблицы, схемы, графика. Поиск информации в литературе и Интернете. | - | 10 | 10 |
Коммуникативные действия | Групповые проекты, выступление на НПК, защита рефератов, аргументированные ответы на уроках- дискуссиях. | - | 14 | 6 |
- Результаты участия учащихся в мероприятиях, НПК, конкурсах за 2021-2024 гг.
№ | ФИО | Место проведения | Тема | Кл | Места | Год |
1 | Жаргал Арюна | НПК в рамках Международного фестиваля национальных культур «Найрамдалай дугы» | Монгольский женский дээл | 9 | 2 место | 2021 |
2 | Тангаева Даяна | НПК в рамках Международного фестиваля национальных культур «Найрамдалай дугы» | Современный женский дэгэл | 9 | 3 место | 2021 |
3 | Цыренова Адиса | НПК в рамках Международного фестиваля национальных культур «Найрамдалай дугы» | Образ отца в произведениях бурятских писателей | 9 | 1 место https://nsportal.ru/media-gallery/detail/6082775/28291661 | 2021 |
4 | Дашинимаева Сэлма | Республиканский конкурс «Алтаргана-2021» | Эссе | 10 | 3 место | 2021 |
5 | Цыренова Адиса | Международный наадам «Алтаргана» | Эссе | 11 | Сертификат https://nsportal.ru/media-gallery/detail/6082782/28291684 | 2021 |
6 | Доржиев Б. | Республиканская НПК по бурятскому языку и литературе «Бэлигэй туяа» | Анинский дацан. История бюста Екатерины II | 10 | 2 место https://nsportal.ru/media-gallery/detail/6082778/28291673 | 2022 |
7 | Балданов Хэшэгтэ | Республиканская НПК по бурятскому языку и литературе «Бэлигэй туяа» | Выдающиеся люди Кижингинской долины | 7 | 1 место https://nsportal.ru/media-gallery/detail/6082778/28291967 | 2022 |
8 | Гумпылова Юлия | Республиканский турнир по электронному учебнику | «Минии гэр бүлэ» | 10 | 1 место | 2023 |
9 | Гумпылова Юлия | Конкурс-эссе «Турэл тоонтоео магтанаб!» | “Тоонто минии Буряадни” | 10 | 3 место | 2023 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Литература.
1. Киреева Е.А., Воистинова Г.Х. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в реализации ФГОС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnostuchaschihsya-v-realizatsii-fgos
2. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 60 с.
3. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО, 2015. —128 с.
4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.
5. Стефаненко Татьяна Владимировна. Технологии сотрудничества при организации исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении // Исследователь/Researcher. 2020. №2 (30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotrudnichestva-pri-organizatsiiissledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"
Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...

Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)
Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.
В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников
Карта инновационного педагогического опыта работы....
Проектная деятельность как средство развития у школьников познавательного интереса к предметному миру
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на за...
Статья "Проектная деятельность как средство формирования исследовательских навыков у школьников"
В данной статье мы рассмотрим как проектная деятельность способствует формированию исследовательских навыков у школьников, ее преимущества, практическая значимость, влияние на образовательный процесс ...

