Урок по произведению О. Кургузова "Сухопутный или морской?"
учебно-методический материал (5 класс)
Урок по произведению О. Кургузова "Сухопутный или морской?" Методическая разработка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
О.Кургузов «Сухопутный или морской?»
Тема урока: О.Кургузов «Сухопутный или морской?»
Цель урока: формирование представлений младших школьников о специфике творчества О.Кургузова на основе композиционного и стилистического анализа рассказа О. Кургузова «Сухопутный или морской?»
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование начальных представлений об отраженных в тексте нравственных понятиях;
- эстетическое восприятие художественного произведения;
- способность к самооценке своей деятельности.
Предметные результаты:
- объяснять название произведение и по названию прогнозировать содержание;
- читать вслух выразительно;
-высказывать оценочные суждения, формировать собственный взгляд на произведение;
- закрепить представление о средствах художественной выразительности в литературном тексте.
Метапредметные результаты:
-развитие устной речи, речевого слуха и самоконтроля обучающегося;
- развитие умения ориентироваться на страницах учебника;
Личностноформирующая направленность урока:
-развитие умения соотносить поступки и события с альтернативной точки зрения (на основе прочитанного произведени).
Задачи урока:
-познакомить обучающихся с творчеством О. Кургузова и его рассказом «Сухопутный или морской?»;
- вырабатывать приемы анализа текста;
- развивать устную речь, пополнять словарный запас;
-учить определять точку зрения героев;
-дать представление о том, что в одно и то же слово можно вложить разное значение.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Источники информации:
-рабочая программа УМК «Перспективная начальная школа» дисциплины «Литературное чтение» (2 класс);
- учебник «Литературное чтение» (2 класс) (УМК «Перспективная начальная школа»);
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Дидактическое сопровождение: презентация, проблемные вопросы.
№ | Название этапа | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1-2 мин | Организационный | Беседа; добрые пожелания | Мотивация обучающегося к учебной деятельности | Проявление интереса к изучаемому материалу |
3 мин | Проверка домашнего задания | Устный опрос, беседа | - Ребята, дома вы читали сказки О. Кургузова и рассказы из его цикла «Рассказы маленького мальчика».Что вы можете о них рассказать? Какие запомнились больше всего? Кем были их персонажи? | Отвечают на вопросы учителя; делятся впечатлениями. |
5 мин | Подготовка к первичному восприятию | Беседа, фронтальный опрос | -Сегодня на уроке мы будем изучать произведение О. Кургузова «Сухопутный или морской?» О чем вам говорит это название? Кто бывает сухопутным, а кто морским? Как думаете, о ком может пойти речь в рассказе? После прочтения проверим ваши предположения. | Отвечают на вопросы учителя; рассуждают, кто может быть сухопутным, а кто морским. |
5 мин | Первичное восприятие | Выразительное чтение вслух | Чтение произведения учителем (с применением презентации: на слайде – картинка по произведению для лучшей визуализации событий в тексте). | Внимательно слушают |
5 мин | Проверка первичного восприятия | Беседа, фронтальный опрос | -Вам понравился рассказ? Что особенно «зацепило»? Что вы заметили необычного? Какой момент показался наиболее забавным? Кто нам рассказывает эту историю? Кто является главным героем? Как бы ВЫ озаглавили это произведение? Похож ли этот рассказ на те рассказы О. Кургузова, которые вы читали дома? Чем? | Отвечают на вопросы учителя |
5 мин | Постановка учебной задачи | Беседа, фронтальный опрос | Обратите внимание на то, что в одно и то же слово можно вложить разное значение. Фраза «Кот любит мышей» может означать то, что кот любит их есть, и то, что кот испытывает к ним симпатию. - об одинаковой ли любви кота к мышам говорят мама и папа мальчика? Какая же любовь победила? Давайте поработаем по тексту. | Размышляют, отвечая на вопросы учителя. |
10 мин | Анализ произведения | Беседа, фронтальный опрос | - Кто стал ходить по дому? -Почему мама начала сомневаться в том, что кот Лукьян сухопутный? - С каким животным мама сравнивает кота? Почему? -Как вёл себя кот, когда ему встречались мыши в доме? -Какую проверку устроили коту хозяева? -Как сначала мыши реагировали на кота? -На какой клич мыши подебгали к коту? Почему они вели себя именно так? - К какому заключению пришли мама и папа, смотря на мышей и кота? -Почему мальчик смотрел на родителей, которые сомневались в сухопутности кота, с надеждой? -Как мальчик относился к питомцу? -Чему мальчик обрадовался в конце? Почему? -Какие выражения автор использует, описывая действия кота и мышей? (зачитать) - Как вы можете себе это представить? (несся сломя голову, стали ходить по дому пешком, не видел в упор, кричали страшными голосами, стал их облизывать…) -Теперь давайте найдем фразу «Любил бы мышей…» в начале текста. (зачитать вслух). Что же имела в виду мама, произнося ее? -Встречается ли это выражение в тексте еще раз? Кто его употребляет и в каком значении? - Все ли происходящее в рассказе является реальностью? (зачитать отдельные моменты) - Как называется разговор двух и более лиц? (диалог). Встречается ли он в тексте? | Отвечают на вопросы учителя, параллельно обращаясь к тексту. Зачитывают по просьбе учителя отдельные фрагменты. |
5 мин | Обобщение | Фронтальный опрос | - Как теперь мы можем ответить на вопрос, фигурирующий в названии произведения («Сухопутный или морской?»)? Почему пришли к такому выводу? - Какова же основная мысль произведения? - Почему автор использует в начале и конце текста два похожих предложения? Какова их роль и значение? - Давайте перескажем текст от лица мальчика, мамы или папы. | Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги. |
3 мин | Домашнее задание | - Нарисовать иллюстрацию по произведению; - Сочинить собственный рассказ, где одна и та же фраза (слово) будет восприниматься по-разному и иметь несколько значений. | Записывают домашнее задание в дневники. | |
2 мин | Рефлексия | Беседа | - Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? -Что не понравилось? | Делятся впечатлениями от урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....