рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_rodnaya_literatura_russkaya_1.docx70.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР                                                                                                                                                        Директор школы

___________ С.К.Барбашова                                                                                                                                              ___________  О.Н.Калмыкова

«___»  ____________ 2021г.                                                                                                                                               приказ от «01» сентября 2021г.

                                                                                                                                                                            № 01-02/148

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе (русской)

для 9 класса

                                                                                                                                                             Составитель: учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                 Калмыкова Ольга Николаевна

2021 г.

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

        Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

1) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

2) Федеральный закон от 03.08.2018 N 317-ФЗ  «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

            4) Примерная программа по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)

         5) Примерная программа воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

Цели и задачи изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

- приобщить обучающихся к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

- осознать роль родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

- выявить взаимосвязь родной русской литературы с отечественной историей, формировать у обучающихся представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

- дать обучающимся представление о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

- научить создавать устные и письменные высказывания, содержащие суждения и оценки по поводу прочитанного;

- сформировать у обучающихся опыт общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

- научить обучающихся планировать собственное досуговое чтение, определять и обосновывать собственные читательские предпочтения произведений родной русской литературы;

- сформировать у обучающихся потребность в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- развить у обучающихся умения работы с источниками информации, осуществления поиска, анализа, обработки и презентации информации из  различных  источников,  включая  Интернет, и др.

Основная задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры.

Программа составлена для общеобразовательного класса и предусматривает ресурс учебного времени в 9 классе в объёме 17ч

Планируемые результаты.

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы.

Личностные результаты в части гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;

-неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;  

- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- представление о способах противодействия коррупции;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Предметные результаты

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических  возможностей  родного  языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать,   критически   оценивать   и   интерпретировать;

Выпускник научится

7) выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

8) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте куль- тур народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

9) осмысливать характерные черты русского национального характера в  произведениях  о  Великой  Отечественной  войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;

10) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

11) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.

  Выпускник получит возможность научиться:

 - владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;

 - выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Основное содержание курса в 9 классе.

Раздел 1. Устное народное творчество как наследие русского народа

Истоки русского национального характера в устном народном творчестве. Миф и легенда. Славянская мифология. Сказка и сказ: сходство и различие. Жанры русского устного народного творчества.

Раздел 2. Литература как один из видов искусства

Знакомство обучающихся с возможностями литературы как словесного искусства. Возможности слова при создании портрета, пейзажа, интерьера. Роль художественной детали при изображении явления или человека. Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Раздел 3. Литература родного края как отражение народного мировоззрения

Упоминания о Ярославле и ярославцах в литературе Древней Руси. Ярославль и ярославцы в литературе и культуре XVIII века. Ярославский край в судьбе и творчестве Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Сурикова, Л.Н. Трефолева, Ю.В. Жадовской, М.П. Чехова и других писателей и поэтов XIX века. Литературная жизнь родного края в ХХ веке, знакомство с творчеством писателей, поэтов и публицистов. Наши современники в русском литературном процессе.

Древнерусская литература (1 урок)

Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли.

Русская литература XVIII века (2 урок)

Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике.

Русские баснописцы 18 века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса».

2. Литература XIX века (2 урока)

А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

3. Литература XX века (3 урока)

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). (1 урок)

3. Современная русская литература (4 урока)

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение «Диалог поколений» по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя) (1 урок)

4. Творчество поэтов и писателей Забайкальского края (1 урок).

М. Вишняков, В. Вьюнов, Н. Ганьшина и др. (по выбору). Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.

5. Подведение итогов изучения курса «Родная (русская) литература». (2 урока)

Раздел 1. Россия — Родина моя

Преданья старины глубокой

Гроза двенадцатого года

Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например: «Как не две тученьки не две гроз- ныя…»

Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский

«Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др.

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).

Города земли русской

Петербург в русской литературе

Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин

«Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др.

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»).

Родные просторы

Степь раздольная

Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др.

Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский

«Степь», И. З. Суриков «В степи» и др.

А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Августовские Спасы

Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт

«Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др.

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома

Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из по- вести «Последний поклон»).

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

Великая Отечественная война

Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров

«Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-за- вистник!..» и др.

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках

Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фраг- мента по выбору).

Лишь слову жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»

Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский

«Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Госпо- ди!..» и др.


Учебно-тематический план

раздела

Наименование разделов программы

Кол-во

часов

1

Россия – Родина моя

3

2

Литература как один из видов искусства

3

3

Литература родного края как отражение народного мировоззрения

11

ИТОГО

17

Всего:

на чтение, изучение и обсуждение — 24 ч; на развитие речи — 2 ч;

итоговые контрольные работы — 1 ч; резервные уроки — 7 ч.

Тематический блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой (3 ч)

Гроза двенадцатого года

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культур-

Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года

ную информацию теоретической статьи к разделу

                       

учебника.

Знакомиться с фактами биографии поэта. Выразительно

  «Как не две тученьки не две

читать народные песни и стихотворения. Работать со

грозныя…»

словом, составлять историко-культурный комментарий.

Стихотворения (не менее двух).

Выражать личное читательское отношение к прочитан-

Например: В. А. Жуковский

ному. Определять идейно-тематическое содержание

«Певец во стане русских

художественного текста. Сопоставлять тематически

воинов» (в сокращении),

близкие произведения фольклора, литературы и живо-

А. С. Пушкин «Полководец»,

писи. Участвовать в дискуссии. Составлять аргументи-

«Бородинская годовщина»,

рованные устные и письменные высказывания

М. И. Цветаева «Генералам

двенадцатого года» и др.

И. И. Лажечников. «Новобра-

нец 1812 года» (один фрагмент

по выбору)

Календарное поурочное планирование.

Дата

проведения

п.п

Наименование раздела и темы урока

Основное содержание.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

2

3

Раздел 1. Устное народное творчество как наследие русского народа

    Истоки русского национального характера в устном народном творчестве. Жанры русского устного народного творчества.

   Миф и легенда. Славянская мифология.

   Сказка и сказ: сходство и различие.

Истоки русского национального характера в устном народном творчестве. Миф и легенда. Славянская мифология. Сказка и сказ: сходство и различие. Жанры русского устного народного творчества.

Различные виды чтения и пересказа. Работа с учебной статьёй. Выразительное чтение.

Участие в коллективном диалоге.

Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом.

4

5

6

Раздел 2. Литература как один из видов искусства

   Литература как словесное искусство.

   Возможности слова при создании портрета, пейзажа, интерьера. Роль художественной детали при изображении явления или человека.

   Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Роль ИВС при создании художественного образа.

Этапы развития русской литературы. Знакомство обучающихся с возможностями литературы как словесного искусства.

Составление плана - конспекта монологического ответа.

Выразительное чтение, работа с учебной и словарной статьёй, устные и письменные ответы на вопросы. Устное монологическое высказывание.

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Раздел 3. Литература родного края как отражение народного мировоззрения

  Упоминания о Ярославле и ярославцах в литературе Древней Руси.

  Ярославль и ярославцы в литературе и культуре XVIII века.

  Ярославский край в судьбе и творчестве Н.А. Некрасова.

  Ярославский край в судьбе и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.П. Чехова.

  Поэзия Ярославского края 19 века.

  И.С. Суриков. Страницы жизни и творчества.

 Литературная жизнь родного края в ХХ веке.

 Учебное проектирование. Альманах «Литературное творчество писателей и поэтов Ярославского края в годы Великой Отечественной войны». Запуск проекта. Целеполагание, планирование.

 Учебное проектирование. Сбор материала. Оформление страницы для альманаха.

  Презентация проекта «Литературное творчество писателей и поэтов Ярославского края в годы Великой Отечественной войны»

  Развитие русской литературы в 21 веке. Наши современники в русском литературном процессе.

Упоминания о Ярославле и ярославцах в литературе Древней Руси. Ярославль и ярославцы в литературе и культуре XVIII века. Ярославский край в судьбе и творчестве Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Сурикова, Л.Н. Трефолева, Ю.В. Жадовской, М.П. Чехова и других писателей и поэтов XIX века. Литературная жизнь родного края в ХХ веке, знакомство с творчеством писателей, поэтов и публицистов. Наши современники в русском литературном процессе

Подбор материала о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.  

Выразительное чтение стихотворений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме.

Анализ поэтических и прозаических произведений.

                       Темы проектов по предмету «Родная литература»

  1. Упоминания о Ярославле и ярославцах в литературе Древней Руси.
  2. Ярославль и ярославцы в литературе и культуре XVIII века.
  3. Ярославский край в судьбе и творчестве Н.А. Некрасова.
  4. Ярославский край в судьбе и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
  5.  Ярославский край в судьбе и творчестве А.П.Чехова
  6. Ярославский край в судьбе и творчестве И.С. Сурикова
  7.  Ярославский край в судьбе и творчестве Л.Н. Трефолева
  8. Ярославский край в судьбе и творчестве Ю.В. Жадовской
  9.   Ярославский край в судьбе и творчестве А.А.Суркова
  10.  Ярославский край в судьбе и творчестве Л.И.Ошанина
  11.  Литературная жизнь родного края в ХХ веке.
  12.  Литературное творчество писателей и поэтов Ярославского края в годы Великой Отечественной войны
  13.  Наши земляки-современники в русском литературном процессе 21века

Реализация воспитательного потенциала уроков родного языка (русского) осуществляется через:

-          уроки развития речи; уроки-практикумы;

-          аналитическая работа с текстами на нравственные, духовные, гражданские темы;

-          создание тематических проектов;

-          использование дистанционных образовательных технологий обучения;

-          подготовка индивидуальных сообщений на нравственные темы, предваряющих работу с определенным текстом;

-          групповая работа над созданием проектов, на уроках-практикумах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной  программой основного общего образования...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс

Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 9 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по родной (русской) литературе 9 класс...