Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредметных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РК Рыбалка Игнатенко Т.А.135.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Перед вами тетрадь, которая посвящена не русскому литературному языку, а особенностям его использования в одной из его территориальных разновидностей – кубанской речи.

Тетрадь состоит из 7 уроков, цель которых – развивать языковые и культуроведческую компетенции учащихся. Ребята посредством работы с литературными и диалектными текстами совершенствуют свои знания и умения, предупреждают возможные ошибки в таких разделах лингвистики как фонетика (акцентологические задания, фонетические разборы), словообразование (разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, нахождение производящей основы), морфология (творческое списывание с изменением формы глагола, указание морфологических признаков слов), лексика (составление словарной статьи, словарно-смысловая работа), стилистика (комплексная работа с текстом, определение стиля, типа речи), синтаксис (составление предложений по схемам, составление схемы предложения, определение синтаксической функции слова в составе предложения, определение типа связи между словами в словосочетании, составление минимального контекста). Тетрадь обращена ко всем сферам сознания ребенка: воображению, мышлению, эмоциям. Задания носят личностно-ориентированный характер, учащиеся добывают знания аналитико-синтетическим путем.

 «Рабочая тетрадь» - новая ступень в овладении ребенка языком, ведь именно язык дает нам нашу реальность, нашу индивидуальность, дает понять человеку, что он такое.

Наверняка, когда ты был маленьким, родители читали тебе «Золотую рыбку» А.С. Пушкина или про русского народного Емелю, которому помогла щука. Когда подрастешь, ты обязательно познакомишься с «Премудрым пескарем» и «Вяленой воблой»
М.Е. Салтыкова-Щедрина, где образ рыбы маскирует человека, повестью Э.Хемингуэя «Старик и море».

Народ сложил множество загадок, пословиц и поговорок о рыбе, месте ее обитания рыбаке. Во многих древних религиях рыба  связывается с богинями любви и плодородия. Рыбы распространены в Мировом океане и пресных водах. Они – объект промысла и разведения. Рыбы – зодиакальное созвездие.

О рыбе, рыбаках и рыбалке мы  поговорим на наших уроках, обогащая твои знания и оттачивая умения в

области русского языка. Надеемся, что занятия будут веселыми, интересными, познавательными.

Пусть всегда тебе способствует радость познания!

 Удачи!

УРОК №1

Перед тобой три одинаковых очертания рыб. Попробуй «оживить» их и место их обитания, используя тексты. Для начала выбери любую рыбу (какую не говори    никому – пусть это будет твой секрет), прочитай первый текст, разукрась выбранный контур, проделай ту же работу с остальными текстами и фигурами рыб. Подчеркни слова, которые помогли тебе представить рыбу.

1). Таку рыбу вытащил, шо обома ручкамы да во весь рост. Эта рыба была то, шо надо, она слаткая, хорошая рыба, рёбра таки маленьки, как треугольнички, то, шо мне нравица, спинка тёмная, жырная. И так душа радуица, ну, думаю, повезло.

2).Толстолобик – растительноядная рыба. Питается более мелкой водной растительностью. Отличается очень широкой головой с выпуклым лбом и низко расположенными по бокам головы глазами. Чешуя мелкая, плавники мягкие. Быстро растет. Достигая одного метра длины и шестнадцати килограмм веса.

3). Потянул легонько, в удилище ударило, мгновенье – и у моих ног, на камнях забился темный хариус. Весь в сиреневых лепестках, будто весенний цветок прострел.

        Теперь этих рыбок можно смело отпустить в живописный водоем, в книжку по биологии и в речку из дедушкиной деревни. А какая куда поплывет пусть догадается твой сосед по парте, покажи ему свою тетрадь.

        Угадал? Что помогло тебе не ошибиться? Ты, наверняка, нашел ответ в лексике текстов. Действительно, тебе были предложены отрывки художественного
(В. Астафьев, «Царь-рыба»), научного стиля и диалектный текст.

Найди диалектный текст и докажи свою точку зрения.

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Какой из текстов относится к художественному стилю, а какой – к научному? Вспомни их отличительные черты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие еще стили тебе известны? Вспомни их особенности.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рыбалка – одно из интересных и полезных занятий в жизни жителей Кубани.

А что ты знаешь о рыбалке в этих краях?

Попробуй написать мини-сочинение. Тебе могут помочь следующие вопросы:

-Занимаются ли рыбалкой твои родственники, друзья, знакомые? А ты?

- Какая рыба ловится на Кубани? С помощью каких инструментов, снастей, приманок?

- Когда и где ловят рыбу?

- В чем заключается процесс рыбной ловли?

- Какое настроение приносит людям рыбалка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К какому стилю речи можно отнести твой текст? Докажи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорогой друг!

Надеемся, что на этом занятии ты чувствовал себя как рыба в воде, тебе было интересно и не очень трудно. Желаем, чтобы все твои встречи с тетрадью приносили только удовольствие от приобретения новых умений. Но не забывай народную мудрость: без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Удачи!!!

УРОК №2.

Отгадай загадку:

Я по земле не хожу, на небо не гляжу,

Гнезда не завожу, а детей вывожу.

                                                  ___________________________

Прочитай некоторые высказывания диалектоносителей.

  1. Рыбу де-то между камышами ловять, на дорошке.
  2. Дома готовили маленьку рыпку, и никаково жыру нэ було.
  3. Выбирай сэби любимую рыбыну и нэсы.
  4. В это время посидел, покурил, другую рыбину фпиймал.

Как диалектоносители называют рыбу? Выпиши эти слова. Разбери их по составу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как еще можно назвать рыбу? Дополни этот ряд однокоренными литературными словами. Выдели морфемы, которыми отличаются слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай еще несколько высказываний.

  1. Очень хорошо ловылось полведра, а то и ведро прекрасных акуней.
  2. Горбуч, как трава бурьян, она нэ добра.
  3. Рас решыли з другом на море поехать рыпку красную потрусить.
  4. Для сома самое главное, шобы был пучок.

Выпиши названия рыб. Сделай фонетические разборы любых двух слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь с литературными названиями этик рыб предложения по схемам:  

     1. О, О, О, О.

     2.О, О, О, А О.

     3.О: О, О, О, О.

     4.О: О, О, О, О - …

     5.О, О, О, О, - О.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________

Предлагаем тебе познакомиться с историей, произошедшей на рыбалке. Прочитай выразительно текст.

Пришол кум и кажэ: «Поехали на рыбалку». «Та ни хочу». Ну, взялы пойихалы. Пойихалы за грывыну на лыманы, поставылы удочкы. Ну, прыйихалы туда, стоялы-стоялы, ждалы-ждалы, ны клюе. Рас клюнула, побиглы, бигалы от флашка до флашка, поднималы. Ногы болять, а рыбы нима. « Давай, наверна, кумец, йихать до дому». А вин кажэ: «Да не, йищё давай чу-чуть». Ну, ф концэ концоф собралысь, пойихалы, йидым, смотрым: в одном чеке людэй так богата стоит. «Шо они там роблят?» Подйижаем туда, дывымся. А воны там сакирамы рубають, и пиламы пиляють, и ломамы бьють – выдалбливают рыбу со льда. Ну, давай и мы. Долбалы – долбалы, надолбалы
де-та по мишку, покидалы в машыну, йидым. Прийижаем домой, рыба начала раставать. Мы началы йийи солыть. Возылысь-возылысь с нею – посолылы. Прошло время, пришёл кум и кажэ: «Где ты таку рыбу брав?»  «Да помниш, як мы йиздылы с тобой на рыбалку? Бачиш, посолыл.  Вот дывысь яка с нэй рыба получилась» Йилы, аш за ушами трищала.

Озаглавь текст.

________________________________________________________________________________________________

Раздели текст на абзацы. Устно обоснуй свою точку зрения. К какому типу речи относится текст? Докажи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпиши диалектные слова, попытайся составить для них толкования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Выпиши 10 глаголов, определи время и инфинитив диалектной формы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь литературный вариант диалектного текста.    

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дорогой друг!

Надеемся, что над заданиями этого урока ты не бился как рыба о лед. Будь внимательным и вдумчивым, и ты одолеешь любые трудности.

Удачи!

УРОК №3.

Рыбалка – это отличное хобби, целебнейшее занятие, настоящий активный отдых! Очень важно умело выбрать снасти для ловли рыбы, не зря ведь опытные рыболовы говорят: «Удилище – по ловле, леса – о рыбе, крючок – по приманке!» Сегодня мы поговорим о снастях.

СНАСТЬ – приборы, инструменты (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 1993).

Соедини стрелками название инструмента  с его описанием.

а. крыло                            1.крючок, леска, ф середине                                             дырочка и         пинек, круглая                                         досточка, с одной стороны                              

                                             белая, з другой - красная

б. посака (сачок)               2.два шнура, нижний и                                                  верхний, сверху - поплафки,                                           снизу – грузики, ну, и                                                            

                                             вирёфка, поресь, матня,      

                                             крылья                

в. вэрша                             3.базок з досточек и с камыша

г. донка                            4.крух жэлезный, дэржак, ну, и                                                       полотно  какое лучшэ

д. накитка                         5. вяжэця или с мяхкой прово-

                                              локы, или с хворостин, с                                                                    

                                             прутиев, или с вербы

е. волок                            6. вещь хорошая, хотя                                                 запрещають, но ловять;                                                                                примерно симнацать на

                                             симнацать крух, как зонт

                                              внизу часто бывають грузики

Проверь себя: а – 3, б – 4, в – 5, г – 1, д – 6, е – 2.

Если знаешь литературные названия этих слов, расскажи одноклассникам.

С каждым названием составь словосочетание, определи тип связи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения:

- Ловил рыбу сетью.

- Сетья сам плел.

- На грятках становили сети.

- Давай сетки надевай.

- Выписал протокол на пять ситок.

- Заплатил деньги, а сеточки забрал.

Название какого инструмента рыбной ловли встречается в предложениях? Выпиши все варианты употребления этого слова в начальной форме.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разбери слова по составу. Попробуй расширить этот ряд однокоренными литературными словами, выделяя различающиеся морфемы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуй составить словарную статью к слову сеть.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни свое толкование с толкованием из словаря
С. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Прочитай еще об одном инструменте рыбной ловли:

Йих делають, плэтуть, досточка есь, на которую наматываеш нитку и потом вяжэш,  скоко тебе очей надо делаеш, потом збрасываеш, петельки эти получаюца, две досточки, потом затягуешь на шнур, йидышь в лисополосу по акации.

Предложи свое название этого инструмента.

________________________________________________  

Этот инструмент диалектоносители называют хватка или фатка. От какой части речи образовано это слово?

________________________________________________

Приведи примеры литературных слов, образованных этим же способом.

________________________________________________________________________________________________

        В кубанском диалекте есть еще названия, которые также образованы от глагола, например, закидушка/ закидон/ закидан.

Ужением на берегу не исчерпывается весь процесс рыбной ловли. Не вся рыба обитает на мелководье, некоторая живет на глубине. Для этого рыбаку необходимо перемещаться в водном пространстве.        

Прочитай предложения:

  1. Каюк – это лотка.
  2. Я владив оркой.
  3. Подходит до моёго мотора рыбынспектор.
  4. Други отплыли подальшэ на надувной лотке.

Имена существительные какой тематической группы ты встретил в каждом предложении?

___________________________________________________

Какими членами предложения они являются? Составь схему предложения №3.

___________________________________________________

Дорогой друг!

В народе говорят: «У рыболова два брата – вода да уда», Это его главные помощники. Надеемся, что при выполнении следующих заданий тебе будут помогать твои братья: ум, воображение, интуиция, смекалка, языковое чутье, желание постоянно узнавать что-то новое.

УРОК №4.

Зацвела черемуха – время щук да язей ловить. Если радуга с утра, то не жди, рыбак, добра, а если к вечеру, то бояться нечего. В июле плотва тянет, волочит, да попловка не мочит.  Вот так рифмует рыболов свои наблюдения о времени рыбной ловли. Наш сегодняшниий разговор о том, где и когда ловить рыбу.

Прочитайте предложения:

  1. Была перет маю тёпла прэкрасна погода.
  2. Прыйду з роботы, кажу бапке: «Ну шо, ты чирвичкив накопала?»
  3. Думаю, дай я на расвете пойду на рыбалку.
  4. Это дило было в августе.
  5. Судак весной хорошо шол.
  6. Зимой рыбачим удочкамы.

Выпиши слова, называющие время рыбной ловли.

______________________________________________________________________________________________________

Подбери к каждому времени года или времени суток, указанных в предложениях, по 2-3 прилагательных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажи морфологические признаки имен прилагательных (род, число, падеж).

Представь, что ты – гид иностранца по местам рыбной ловли. Тебе предстоит неоднократно в разных формах употреблять слова, называющие места рыболовного промысла. Найди эти слова в предложениях и просклоняй их литературный вариант.

Пойихалы за грывину на лыманы.

На Байкиефском раёне нат каждой лункой прыходылоь бица ни меньшэ дысяты минут.

Рыбаки разбрэлысь по биригу ставыть закидушкы, донкы.

Решыли з другом на море поехать рыпку потрусить.

Я биру чирвички, снасти, и йидым туда, на Раздорыну.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь представь себя еще в одной роли. Ты – ведущий рубрики «Погода» в программе «Время». Создай из предложенного диалектного текста эфирный вариант. Прочитай его товарищам с дикторской интонацией.

Зима в цэй гот была ниобычно долгой, если мини не зминя память, сних выпав дисятого ноября и до самого января, ну, наверна, около двух мисецев стоял морос, поэтому цэй гот був очень интересным ф плане зимней рыбалки на щуку. Ф ту зиму покрылыся льдом ти места, котори никода не покрывалыся, дажэ в хорошый морос. Но на Байкиефском раёне к концу дикабря лёт доходыв более полуметра, и нат каждой лункой прыходылось бица ни меньшэ дысяты минут, шоп просвэрлыть.

Прочитай еще одну рыболовную историю.

Раскажу я тобе, як у нас ловят сома на пияфку. Пияфку ловим мы так: бирём удочки, копаем червякив, насажуем йих на крючкы и ловим рыбу. Рыбу разризаем по спинке и ложым ф тех мистах, де водица пияфка, и хай она стоит.

Запиши эту историю от первого лица.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорогой друг!

Непогода рыболову не помеха. Так пусть и у тебя не будет никогда никаких помех для поисковой и творческой работы.

УРОК№5.

   Отгадай загадку:

По мосту идет -

Ничего не найдет,

А как в воду ступил –

Всего накупил.

                                        _____________________________

Отгадал? Молодец! Вот о нем и пойдет наш разговор.

Прочитай историю.

Так случай был пот Новый гот. Ну, как обычно встречаемо ш Новый гот. Я рыбачив черес дорогу. Нарубал у меня симнацать или восемнацать удочек. У меня дочка ходила в читвэртый – пятый клас, точно ны скажу. Я говорю: «Доча, поглядуй». Кода доча вскакуе минут черес скоко–то, обома ручкамы во весь рост свой щуку. Ну отут…

Попробуй пофантазировать и допиши конец истории. Какие чувства, по-твоему, испытывал рыбак?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения:

  1. Жына удочку брала, надивала чирвячка и швырь ёго.
  2. Поехали с ним я, Колька и унук.
  3. Так дет выхватил одного килограм на восемь.
  4. Заброды одеваеть рыбынспектор и идет до деда.
  5. А сторош старик ждал нас на биригу.

Выпиши названия лиц, с которыми герой ходит на рыбалку, кто ему помогает, кого он там встречает. Определи падежные формы выписанных слов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представь, что рыбак, о котором мы говорим, - это ты. Попытайся в связном мини – тексте описать свои отношения с этими людьми. Составь небольшую интересную историю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения:

  1. Нас охватил дикий восторх рыбака и одновремено разочарование.
  2. Де-то к обиду, к двинацати часам дня, машын, мотоциков на льду було большэ, чем на Полтафском базаре.
  3. Работа кипила як на комсомолской стройке Байкало-Амурской магистрали.
  4. Эти симнацать километров соланчакив превращалыса в ат.
  5. Мы, наверна, с Лёхой похудилы на десять килограм, вытаскивая мотоцик на своём горбу.
  6. Надолбалы де-то мишка по два рыбы, таки устафшы, як буто мы гору гравия перекыдалы.

В колонку со знаком + выпиши литературный вариант тех предложений, которые рассказывают о добрых, радостных, светлых эмоциях рыболова, со знаком- - о состояниях грусти, печали.

+

-

Поразмышляй над сущностью рыбалки для ее участника. Что это – хобби или образ жизни?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай глаголы, которые употребляет в речи наш рыболов:

накопать, надила, клюнуть, вытянуть, водица, фпиймать, посолыть, потрусыть, становыть, тащить, плёл, сшывать, сверлить, долбать, пилять, высыпать, выковыривать.

Раздели литературные формы этих глаголов на тематические группы. Составь с пятью из них словосочетания и определи тип связи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

Дорогой друг!

Рыбак – главное действующее лицо процесс рыбной ловли. Надеемся, что твоя активность как главного действующего лица при работе с тетрадью, возрастает от урока к уроку!

УРОК №6.

Ты уже многому научился. И сегодня тебе предстоит показать свои умения при работе с диалектными и литературными материалами.

Попробуй создать литературный вариант диалектного текста.

Поехали я, Колька и унук на Волчу грэблю. Там дет выхватил одного килограм на восемь и стоить в забродах по пояс. Чиловек трынацать нас было. Вылазить рыбынспекцыя. У миня шэсят пять было – на девять тысяч пощитали. А дет тот хитрый. Выгоняют, он прикинулся глухым, стоит. Говорим: «Дет, вылазий». А он не слушает, стоить с хваткою в руке. Он: «Дет, вылазий». А дет молчить и не повыртаеть; заброды одеваеть рыбынспектор и идет до деда, вытаскуеть у нёго мишок з рыбой. Дет на берех вылазиеть, помаленьку, ниспеша, заброды скидаеть, рубашку скидаеть, штаны, снимаеть с сибя фсё, остався ф кальсонах и в рубашке, и оставляеть фсе. Ф посатку пошол. Они смотрят, дет ни обращает внимания. «Отэта или бомш, или не такив, как рыбак - браконьер». Ну нам фсем повыписывали, протокола посоставлялы, а дет остався чистенький. У деда только подобралы паук и снасти, рыбу крупную подобралы, а мелкую ему оставили, кажэ: «Пускай он прыйдэ да забэрэ», -и фсе прошло ему.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь попробуй литературный текст перевести на язык твоего дедушки.

Ослабевает клев на зелень, она приобретает бурый цвет и становится грубой. Избалованная обилием пищи, рыба разборчива к приманкам. Необходим прикорм. Лучше ловить на постоянных местах знакомых водоемов.

         Хорошей наживкой становятся лягушата, особенно для ловли донными удочками. Лещи начинают передвижение в поисках мест будущей зимовки. Миграция идет медленно, она длится до первых утренних заморозков. Возобновляется его клев, лучший вечером и в начале ночи.

        Кормится судак в течение всего года, ослабляется питание только зимой, перед нерестом и во время его. Наиболее хороший клев наблюдается в конце зимы, особенно он улучшается с началом таяния снега, затем после нереста, который совпадает с развертыванием листьев дуба и цветением ивы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая работа оказалась труднее? Почему? Обменяйтесь мнениями с одноклассниками.

Дорогой друг!

Будь уверен, что постоянное совершенствование знаний и умений обеспечит тебе большой улов достижений в любых областях науки.

УРОК №7.

Надеемся, что, работая с тетрадью, ты многому научился. Сегодня тебе предстоит увлекательное путешествие в мир живой природы и звучащей диалектной речи – ты отправишься в краеведческий музей, где увидишь обитателей наших водных просторов, услышишь интересную информацию от экскурсовода. Мы уверены, что ты или твои одноклассники сможете порадовать ребят своими докладами о языке рыболова, о рыбацких приметах в вашей местности. И, конечно же, ты услышишь рассказы рыбаков – настоящих мастеров своего дела.

                

Дорогой друг!!!

Было приятно с тобой работать. Желаем успехов в учебе, терпения и удачи! Не оставляй работу с начатой нами картотекой по теме «Рыболовство», и тебя обязательно будут ждать открытия!!!

Удачи!!!


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антонова М.В. О перспективах развития регионального компонента по литературе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999 - №6 – с.47 – 50.
  2. Быстрова Е.А. Каким будет «русский язык» в национальной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000 - №3 – с.35-40.
  3. Гриценко Р.М. Литературная норма и кубанские говоры в курсе русского языка.// Педагогический вестник Кубани. – 2003 - №2 – с.14 – 15.
  4. Жуков В.Д. Региональный компонент в школе: системный подход.// Педагогический вестник Кубани. – 2003 - №2 – с.16 – 19.
  5. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное чтение русского языка. – М., 1970.
  6. Кичкарь Л.С., Резец Д.В., Трегубова Е.Н. Содержание регионального компонента по русскому языку. Проблемы преподавания. // Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. 7 – 11 апреля 2003г. Выпуск 2. – с.42 – 46.
  7. Колесов В.В., Ивашко Л.А., Капорулина Л.В. и др. Русская диалектология: Уч. пособие для студентов вузов. – М., 1998.
  8. Кружковая работа по русскому языку: (Сб. ст. из опыта работы) Пособие для учителей. Сост. Н.Н.Ушаков.  - М., 1979.
  9. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя. Сост. Н.Д. Янко. – М., 1976.
  10. Лунева Л.П. Краеведение как источник обновления современной методики преподавания русского языка.// Русская словесность. – 2002 - №6.
  11. Марусанова В.Е. Приемы воспитания интереса к урокам русского языка у учащихся 5 – 8 классов. Сборник статей. Составитель М.Т. Баранов. – М., 1965, С. 98 – 109.
  12. Материалы этнолингвистического словаря: Метеорология. Вып.1. Учебная версия 1. – Славянск – на – Кубани, 2001
  13. Подосинникова Н.В., Пешков Н.Н., Касаткин В.Г. Родиноведение (кубановедение). Программа регионального учебного курса для учащихся 5 – 6 класса.
  14. Программа регионального (кубанского) компонента содержания образовательной области « Язык и литература».
  15. Региональный компонент. Русский язык. Говоры Кубани.Рабочая тетрадь. Тематический выпуск «Погода». – Славянск-на-Кубани. – 2002.
  16. Светлова О.М. Найти – исследовать – поведать. Краеведение и научно-исследовательская деятельность учащихся.// Педагогический вестник Кубани. – 2003 - №2 – с.19-22.
  17. Стекольникова Л.П. Региональный подход к обучению и воспитанию школьников.//Педагогический вестник Кубани.-2001 - №3.
  18. Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974.
  19. Шапошников В.Н. О территориальной и функциональной  структуре русского языка к концу XX столетия.// Вопросы языкознания. – 19999 - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по русскому языку (6 класс, по теме "Глагол")

Рабочая тетрадь представляет различные виды упражнений для работы в классе и дома...

Рабочая тетрадь по русскому языку Путешествие в город Текст 5 класс

Дорогие пятиклассники!Приглашаю вас в увлек...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 8-9 классов

Тетрадь предназначена для отработки навыков тем, изучаемых в этих классах тем....

Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 класс

Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания. Умение определять тему текста, главную мысль, тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьн...

Рабочая тетрадь по марийскому языку для учащихся 5 класса на 1 четверть

Рабочая тетрадь по марийскому языку для учащихся 5 класса на 1 четверть...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса

Данный адаптированный материалпо русскому  может быть полезен для использования на уроках в качестве закрепляющего и развивающего средства обучения, а также для разных форм контроля: самостоятель...