Рабочая тетрадь по русскому языку (6 класс, по теме "Глагол")
материал по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая тетрадь представляет различные виды упражнений для работы в классе и дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_rus_yaz3.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь по русскому языку
(Тема «Глагол»-6класс )
Тетрадь
учени___ 6 класса_____
________________школы
______________________
______________________
Учитель Иванова В. И.
2013г.
1. Среди однокоренных слов найдите глаголы. Докажите, что это глагол.
День отливает золотом и синью.
Синеет небо— вечности река.
Белеют в синем небе облака.
Прекрасен мир.
(М. Дудин)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2. Найдите глаголы, определите их вид.
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней!
(Н.Языков)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3.Подберите синонимы к глаголам.
Выгнать-………………………………………………………………………………………..
Смотреть-………………………………………………………………………………………
Блестеть-……………………………………………………………………………………….
Говорить-……………………………………………………………………………………….
4. Перепишите предложения, образуя от глаголов, стоящих в скобках, повелительное наклонение.
(Приготовить) заранее всё необходимое для опыта. (Прочитать) инструкцию, (отмерить) и (отвесить) всё необходимое и (приступить) к делу. Не (плакать) из-за пустяков. (Перемножить) эти цифры и (записать) результат в эту графу.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Хорошее железо (не) ржаве..т, хороший человек (не) забывае(тся-ться). Вместе сходи(тся-ться)—рекой станови(тся-ться), врозь расходи(тся-ться)—ручейками стать. В одиночку би(тся-ться) (не) годится. В умной беседе ума набра(тся-ться), в глупой свой растерять. Чем больше книг ты будешь читать, тем больше слов отложи(тся-ться) неэаметно в твоей памяти.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….......
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
6. Поставьте вместо точек нужные буквы и знаки.
- Что ты ржёш…,мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхива… гривой,
Не грызёш… своих удил?
- Любиш… ката…ся, люби и саночки возить.
- Семь раз отмер…, а раз отреж… .
- Чем ты услекаеш…ся и интересуеш…ся.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
7. Раскройте скобки, вместо инфинитива выберете подходящую глагольную форму.
Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться)……………….. на воде. Дует ветер, дождь (брызгать)……………….. в лицо. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать)…………………. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать)…………………вслед уходящему поезду. Несколько дней волк (рыскать)……
……… по лесу, ищет добычу.
8. К каждому глаголу подберите пару с чередующимся звуком.
Берегу – бережёшь, запрягу-……………., могу-………….., стерегу……………….,
влеку-…………….., пеку-…………….., вязать-……………………., просить……………..,
ходить-…………………, хотеть-……………
9. Запишите глаголы, которые относятся только к одному виду. Например,
к совершенному: грянуть, ринуться…………………………………………………………
к несовершенному: зависеть, сожалеть……………………………………………………..
являются двувидовыми (т. е одна и та же форма в зависимости от контекста выражает значение одного или другого вида):
использовать, образовать, обещать,………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………………………….
10. Составьте связный рассказ по предложенному началу. В тексте, где возможно, используйте глаголы на тся—ться.
Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………......
11. Выпишите глаголы звучания и цвета.
Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучи, зеленеют поля. А между тем заря разгорается, вот уже золотые полосы протянулись по небу.
(И.С.Тургенев)
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Чистыми голосами поют соловьи и зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(В.Бианки)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
12. Составьте предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи. Запишите их.
Белила, дали, запевала, знать, жгут, стих.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
13. Продолжи. Что могут глаголы:
Бить (в набат, в одну точку, …………………………………………………………..
Взять (быка за рога, в свои руки, …………………………………………………....
Водить (машину, за нос,………………………………………………………………..
Бежит (человек, тучи,………………………………………………………………….
14. Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Вот темы для сочинения-миниатюры: «Звуки осеннего парка», «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся», «На берегу лесной речки».
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
15. Выполни тест.
А1 Какое слово называет действие предметов?
- Слова состояния: жарко, холодно, тихо
- Глаголы: жарить, похолодало, стихает
А2. Какое слово отвечает на вопрос ч т о д е л а е т?
Весь ландшафт спит (Н.Гоголь)
1. Первое 2. Второе 3. Третье
А3. Какое слово отвечает на вопрос ч т о с д е л а т ь?
Показать тебе твою хату? (Н.В.Гоголь).
1. Первое. 2. Второе 3. Третье 4. Четвёртое
А4. Укажите глагол со значением «трудовые действия».
- Решать (задачу)
- Косить (траву)
- Проявлять (характер).
А5. Укажите глагол со значением «говорение, речь»
- Утвердиться (во времени)
- Проговорил (шёпотом)
- Декламировал (стихотворение)
А6. Укажите глаголы со значением «умственная деятельность»
- Воображать
- Сопоставлять
- Пробовать
А7. Укажите глагол со значением «перемещение в пространстве».
- Торопиться
- Плыть
- Спускаться
А8. Укажите глагол со значением «состояние человека и его изменение».
1. Печалиться
2. Просыпаться
3. Стареть
А9. Укажите глаголы, называющие то, что происходит в природе.
- Смеркаться
- Подмораживает
- Холодеть
А10. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.
- Рано вставать
- Пора вставать
А11. В какой пословице употреблён инфинитив?
- Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
- У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
А12. Какого из перечисленных грамматических свойств не имеет инфинитив?
- Вид
- Возвратность-невозвратность
- Лицо
А13. Каким членом предложения является инфинитив?
- Не прикажите казнить, прикажите речь говорить.
- «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть—кур красть?»--Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. (И. Крылов)
А. Подлежащее
Б. Сказуемое или его часть
В. Дополнение
Г. Определение
А14. Какие глаголы называются возвратными?
- Имеющие в своём составе –ся или –сь.
- Имеющие при себе дополнение себя, себе.
А15. В какой пословице употреблён возвратный глагол?
- на грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
- Кстати промолчать что большое слово сказать
А16. Какой форме глагола соответствует написание - ться?
- Инфинитиву
- Форме 3-го лица.
А17. В каком словосочетании в глагольной форме пишется – тся?
- Расстат..ся трудно с другом.
- Со слезами растает..ся с другом.
А18. Нужно ли писать ь в глагольных формах?
- И сырые дрова загорают...ся.
- Кто жить не умел, тому и помирать не выучит..ся.
А. Пишется Ь
Б. Не пишется Ь
А19. Частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?
- Нет
- Да: это глаголы, включающие приставку НЕДО- со значением неполного, недостаточного действия.
- Да: это глаголы, без частицы НЕ не употребляющиеся.
А20. Какие глаголы пишутся с НЕ слитно?
- (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть
- (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать
А21. Укажите вопросы к глаголам несовершенного вида
- Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?
- Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?
А22. Укажите глаголы совершенного вида.
- Расправлять, плавать, загорать, требовать, закрывать.
- Расправить, уплыть, загореть, потребовать, закрыть.
А23. В каком предложении глагол изъявительного наклонения?
- Ко рву помчался конь ретивый (А.Пушкин)
- Готовься, друг, на смертную сечу. (А.Пушкин)
А24. В каком предложении глагол повелительного наклонения?
- Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)
- О муза, расскажи торжественный поход. (Д. Давыдов)
А25. В каком предложении глаголы условного наклонения?
- Петя проболел всю зиму. (В. Катаев)
- Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья. ( И.Крылов)
А 26. Как изменяется глагол в прошедшем времени?
1. По лицам и числам.
2. По родам и числам.
А 27. В каком глаголе пишется буква И?
1. Кле..л авиамодель.
2. Та..л снег.
А28. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать Ь?
- Отреж..
- Ляг..
- Съеш..
А 29. Надо ли писать Ь в глаголах повелительного наклонения?
Спряч.., спряч..ся, спряч..тесь.
- Писать Ь надо
- Писать Ь не надо
А 30. Найдите глаголы с суффиксами –ОВА—ЕВА
1. Рассказ..вать, наста..вал, заинтерес..вывал
2. Облиц..вать, продикт..вать,поссовет..вал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.
Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме...
Рабочая тетрадь по русскому языку Путешествие в город Текст 5 класс
Дорогие пятиклассники!Приглашаю вас в увлек...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 8-9 классов
Тетрадь предназначена для отработки навыков тем, изучаемых в этих классах тем....
Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 класс
Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания. Умение определять тему текста, главную мысль, тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьн...
Рабочая тетрадь по русскому языку, 7 класс
Рабочая тетрадь по русскому языку, 7 класс. (К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык". 7 класс)...
Рабочая тетрадь по русскому языку (11 класс)
Рабочая тетрадь может быть использована в качестве пособия для выполнения самостоятельной или проверочной работы на уроке, а также для выполнения заданий дома. К данной тетради отдельно прилагаю...
рабочая тетрадь по русскому языку 10 класс
рабочая тетрадь с заданиями по темам...