Рабочая тетрадь по русскому языку (6 класс, по теме "Глагол")
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Иванова Валентина Ивановна1953

Рабочая тетрадь представляет различные виды упражнений для работы в классе и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_po_rus_yaz3.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь по русскому языку

          (Тема «Глагол»-6класс )

                       Тетрадь

                  учени___         6 класса_____

            ________________школы

            ______________________

            ______________________

                                                 Учитель Иванова В. И.

                    2013г.

1. Среди однокоренных слов найдите глаголы. Докажите, что это глагол.

   День отливает золотом и синью.

   Синеет небо— вечности река.

   Белеют в синем небе облака.

   Прекрасен мир.

                   (М. Дудин)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Найдите глаголы, определите их вид.

   Облака бегут над морем,

   Крепнет ветер, зыбь черней,

   Будет буря: мы поспорим

   И помужествуем с ней!

                                 (Н.Языков)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3.Подберите синонимы к глаголам.

 

    Выгнать-………………………………………………………………………………………..

    Смотреть-………………………………………………………………………………………

    Блестеть-……………………………………………………………………………………….

    Говорить-……………………………………………………………………………………….

4. Перепишите предложения, образуя от глаголов, стоящих в скобках, повелительное наклонение.

    (Приготовить) заранее всё необходимое для опыта.  (Прочитать) инструкцию, (отмерить) и (отвесить) всё необходимое и (приступить) к делу. Не (плакать) из-за пустяков. (Перемножить) эти цифры и (записать) результат в эту графу.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

   Хорошее железо (не) ржаве..т, хороший человек (не) забывае(тся-ться). Вместе сходи(тся-ться)—рекой станови(тся-ться), врозь расходи(тся-ться)—ручейками стать. В одиночку би(тся-ться) (не) годится. В умной беседе ума набра(тся-ться), в глупой свой растерять. Чем больше книг ты будешь читать, тем больше слов отложи(тся-ться) неэаметно в твоей памяти.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….......

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

6. Поставьте вместо точек нужные буквы и знаки.

  1. Что ты ржёш…,мой конь ретивый,

Что ты шею опустил,

Не потряхива… гривой,

Не грызёш… своих удил?

  1. Любиш… ката…ся, люби и саночки возить.
  2. Семь раз отмер…, а раз отреж… .
  3. Чем ты услекаеш…ся и интересуеш…ся.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

7. Раскройте скобки, вместо инфинитива выберете подходящую глагольную форму.

    Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться)……………….. на воде. Дует ветер, дождь (брызгать)……………….. в лицо. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать)…………………. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать)…………………вслед уходящему поезду. Несколько дней волк (рыскать)……

 ……… по лесу, ищет добычу.

8. К каждому глаголу подберите пару с чередующимся звуком.

            Берегу – бережёшь, запрягу-……………., могу-………….., стерегу……………….,

влеку-…………….., пеку-…………….., вязать-……………………., просить……………..,

ходить-…………………, хотеть-……………

9.  Запишите глаголы, которые относятся только к одному виду. Например,

  к совершенному: грянуть, ринуться…………………………………………………………

  к несовершенному: зависеть, сожалеть……………………………………………………..

  являются двувидовыми (т. е  одна и та же форма в зависимости от контекста выражает значение одного или другого вида):

использовать, образовать, обещать,………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………….

10. Составьте связный рассказ по предложенному началу. В тексте, где возможно, используйте глаголы на тся—ться.

          Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………......

11. Выпишите глаголы звучания и цвета.

        Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучи, зеленеют поля. А между тем заря разгорается, вот уже золотые полосы протянулись по небу.

                                                                             (И.С.Тургенев)

        В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Чистыми голосами поют соловьи и зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

                                                                             (В.Бианки)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

12. Составьте предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи. Запишите их.

                    Белила, дали, запевала, знать, жгут, стих.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

13. Продолжи. Что могут глаголы:

              Бить (в набат, в одну точку, …………………………………………………………..

              Взять (быка за рога, в свои руки, …………………………………………………....

              Водить (машину, за нос,………………………………………………………………..

              Бежит (человек, тучи,………………………………………………………………….

14. Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Вот темы для сочинения-миниатюры: «Звуки осеннего парка», «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся», «На берегу лесной речки».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

15. Выполни тест.

А1 Какое слово называет действие предметов?

  1. Слова состояния: жарко, холодно, тихо
  2. Глаголы: жарить, похолодало, стихает

А2. Какое слово отвечает на вопрос  ч т о   д е л а е т?

             Весь ландшафт спит (Н.Гоголь)

              1. Первое           2. Второе              3. Третье

А3. Какое слово отвечает на вопрос  ч т о  с д е л а т ь?

               Показать тебе твою хату? (Н.В.Гоголь).

            1. Первое.           2. Второе             3. Третье           4. Четвёртое

А4. Укажите глагол со значением «трудовые действия».

  1. Решать (задачу)
  2. Косить (траву)
  3. Проявлять (характер).

А5. Укажите глагол со значением  «говорение, речь»

  1. Утвердиться (во времени)
  2. Проговорил (шёпотом)
  3. Декламировал (стихотворение)

А6. Укажите глаголы со значением «умственная деятельность»

  1. Воображать
  2. Сопоставлять
  3. Пробовать

А7. Укажите глагол со значением «перемещение в пространстве».

  1. Торопиться
  2. Плыть
  3. Спускаться

А8. Укажите глагол со значением «состояние человека и его изменение».

             1. Печалиться

             2. Просыпаться

             3. Стареть

А9. Укажите глаголы, называющие то, что происходит в природе.

  1. Смеркаться
  2. Подмораживает
  3. Холодеть

А10.  Укажите словосочетание с главным словом глаголом.

  1. Рано вставать
  2. Пора вставать

А11.  В какой пословице употреблён инфинитив?

  1. Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
  2. У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

А12.  Какого из перечисленных грамматических свойств не имеет инфинитив?

  1. Вид
  2. Возвратность-невозвратность
  3. Лицо

А13.  Каким членом предложения является инфинитив?

  1. Не прикажите казнить, прикажите речь говорить.
  2. «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть—кур красть?»--Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. (И. Крылов)

             А. Подлежащее

             Б. Сказуемое или его часть

             В. Дополнение

             Г. Определение

А14.  Какие глаголы называются возвратными?

  1. Имеющие в своём составе –ся или –сь.
  2. Имеющие при себе дополнение себя, себе.

А15.  В какой пословице употреблён возвратный глагол?

  1. на грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
  2. Кстати промолчать что большое слово сказать

А16. Какой форме глагола соответствует написание - ться?

  1. Инфинитиву
  2. Форме 3-го лица.

А17. В каком словосочетании в глагольной форме пишется – тся?

  1. Расстат..ся трудно с другом.
  2. Со слезами растает..ся с другом.

А18. Нужно ли писать ь в глагольных формах?

  1. И сырые дрова загорают...ся.
  2. Кто жить не умел, тому и помирать не выучит..ся.  

                    А. Пишется Ь

                    Б. Не пишется Ь

А19. Частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

  1. Нет
  2. Да: это глаголы, включающие приставку НЕДО- со значением неполного, недостаточного действия.
  3. Да: это глаголы, без частицы НЕ не употребляющиеся.

А20. Какие глаголы пишутся с НЕ слитно?

  1. (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть
  2. (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать

А21. Укажите вопросы к глаголам несовершенного вида

  1. Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?
  2. Что делать?  Что делал? Что делал бы? Что делает?

А22. Укажите глаголы совершенного вида.

  1. Расправлять, плавать, загорать, требовать, закрывать.
  2. Расправить, уплыть, загореть, потребовать, закрыть.

А23. В каком предложении глагол изъявительного наклонения?

  1. Ко рву помчался конь ретивый (А.Пушкин)
  2. Готовься, друг, на смертную сечу. (А.Пушкин)  

А24.  В каком предложении глагол повелительного наклонения?

  1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)
  2. О муза, расскажи торжественный поход. (Д. Давыдов)

А25.  В каком предложении глаголы условного наклонения?

  1. Петя проболел всю зиму. (В. Катаев)
  2. Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья. ( И.Крылов)

А 26. Как изменяется глагол в прошедшем времени?

         1. По лицам и числам.

         2.  По родам и числам.

А 27. В каком глаголе пишется буква И?

        1. Кле..л авиамодель.

       2. Та..л снег.

А28. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать Ь?

  1. Отреж..
  2. Ляг..
  3. Съеш..

А 29. Надо ли писать Ь в глаголах повелительного наклонения?

        Спряч.., спряч..ся, спряч..тесь.

  1. Писать Ь надо
  2. Писать Ь не надо

А 30. Найдите глаголы с суффиксами –ОВА—ЕВА

     1. Рассказ..вать, наста..вал, заинтерес..вывал

    2. Облиц..вать, продикт..вать,поссовет..вал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.

Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме...

Рабочая тетрадь по русскому языку Путешествие в город Текст 5 класс

Дорогие пятиклассники!Приглашаю вас в увлек...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 8-9 классов

Тетрадь предназначена для отработки навыков тем, изучаемых в этих классах тем....

Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 класс

Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания. Умение определять тему текста, главную мысль, тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьн...

Рабочая тетрадь по русскому языку, 7 класс

Рабочая тетрадь по русскому языку, 7 класс. (К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык". 7 класс)...

Рабочая тетрадь по русскому языку (11 класс)

Рабочая тетрадь может быть  использована в качестве пособия для выполнения самостоятельной или проверочной работы на уроке, а также для выполнения заданий дома. К данной тетради отдельно прилагаю...

рабочая тетрадь по русскому языку 10 класс

рабочая тетрадь с заданиями по темам...