Главные вкладки

    "Веселые" карточки для уроков в 5 классе
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Наумова Татьяна Рудольфовна

    В раздел помещены фрагменты уроков в 5 классе. Для "веселых" карточек использовались материалы книги Г.Г. Гранника "Секреты орфографии".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Корень и "главное" правило, или "Не лезьте за словом в карман!"

    А теперь пришла пора поговорить о тех корнях, у которых "командир" — "главное" правило. Помните его? Оно приказывает выбирать ту букву, которая записывает фонему в сильной позиции. А для этого надо уметь быстро и правильно находить проверочные слова. "Велика ли трудность? — скажете вы. — Ну, пишу садовник, говорю себе сад — и все получается".

    А всегда ли получается? Совсем не всегда. В голову могут-приходить не те слова, которые нужны, и ничего хорошего из этого не получится. Один мальчик, например, проверил слово слезинка словом слизь, а слово слепил словом липкий. А бывает, что слова приходят в голову трудно и медленно или совсем не приходят. Попросили мы, например, одного семиклассника подобрать проверочное слово к слову движение, а он не смог. "Ты хорошо знаешь это слово", — сказали ему. А он ответил: "Знаю, но не помню". Такое "знаю, но не помню" бывает часто.

    Зато некоторым слова приходят в голову быстро и точно. Кому так везет? Тем, кто больше тренируется.

    Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

    Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил, написал.

    Например, надо написать проявился. Ага! Я— сомнительная гласная. Проверочные слова проявится, явный. Пишем - проявился.

    Ударим по безударным гласным!

    Для этого надо хорошо знать, как "добывают" проверочные слова. Давайте изучим способы их "добычи".

    Изменяем форму слова.

    Например, проверьте слово стволы. Вы, конечно, ответите: ствол. Что вы сделали со словом? Заменили множественное число единственным. Теперь проверьте слово земля. Очень просто - земли. Что вы сделали со словом? Заменили единственное число множественным.

    Теперь проверьте слова белить, терпеть. "Белят, терпят", - скажете вы. Как же вы добыли проверочные слова? Изменили форму глагола.

    Образуем другое слово - родственное.

    Слово лесничий вы, конечно, проверите словом лес, побежал - бег. Гласные в корне слов звезда и опоздал — словами звёздный и поздний.

    Откуда мы взяли проверочные слова? Нашли с тем же корнем другое слово -родственное. Это не всегда легко.

    Иногда "родственники" бывают дальними.

    Например, сомнительный гласный звук в слове движение проверяем словом двигатель, в слове волнение — словом волны. И ошибку как рукой сняло. (Как рукой сняло — говорят, когда что-нибудь плохое сразу исчезает. Чаще всего, если сразу проходит тяжелое настроение или боль.)

    ! ! ! Перепишите стихи Булата Окуджавы. Найдите в них слова, которые можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственное.

    По Смоленской дороге леса, леса, леса,

        По Смоленской дороге столбы гудят, гудят.


    Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —

    Две вечерних звезды голубых глядят, глядят.

     Правила игры в "словесный мяч"

    ! ! ! Давайте научимся играть в "словесный мяч". Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное.

    В эту игру можно играть вдвоем. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное. Например, один говорит - подходить. А другой отвечает - подход. Один "кидает" - напряжение. А другой "отбивает" -

    напрягся.

    1 игрока - Лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, отрекаться, слипаться, признаваться, приставать.

    У каждой игры - свои правила. У "словесного мяча" - свои. Первое. Проверяй то, что требует проверки.

    Иногда игроки нарушают это правило. Например, "кидаем" им для проверки слово уголок, а они отвечают: угол. Попробуйте объяснить, в чем их ошибка. Да в том, что сомнительная гласная вовсе не у, а безударная о. И проверить надо именно ее, например словом треугольник. "Кидаем" отдаленный, а отвечают: далекий. Безударная а так и остается непроверенной.

    2        игрока - Напряжение, растянуть, нарядить, объяснить, отдаленный, испаряться, насмехаться, оживление, сердечный.

    Второе.

    Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.

    Нам приходилось встречаться с такими "проверками": слово перетащил ученик проверил словом тощий и написал в корне о; слово слипаться — словом ослеп, слово утешение — словом тише. И, конечно, сделал ошибки.

    Если вы так же "правильно" подыскиваете родственные слова, выполните еще два упражнения.

    ! ! ! Предлагаем вам несколько четверок слов. Мысленно отбросьте те из них, которые не являются родственными по смыслу.

    Разбранить, побранился, бронированный, бранный; уста, усталый, устный, наизусть; борода, борозда, подбородок, бородатый; дождь, дождевой, дожидаться, дождевик; веснушки, весна, весовой, весенний; дрожит, дрожащий, дрожжевой, задрожать; ковать, раскованный, рискованный, подкова; жаль, сожаление, ужалить, жалобный.

    ! ! ! Поиграем в "словесный мяч" со следующими словами.

    Скрипеть, скрепить, слепить, слипаться, чистота, частота, чистоплотный, честолюбивый, измерять, усмирять, подвигать, подвергать, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.

    Проверить удается не все

    Одни гласные удается проверить, подводя под ударение, а с другими это никак не получается. Например, в слове единица вторую гласную можно проверить словом единый, а первую — никак, сколько бы мы ни старались. Ничего мы не можем поделать и со словами корабль, солдат, картошка. Приходится запоминать эти слова.

    !!!Найдите в предложениях слова с гласными, которые нуждаются в проверке, и проверьте их. если это возможно.

    1) В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся. 2) Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру. 3) Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тоненькие столбики солнечных лучей. Волька прильнул к одной из них. Перед ним, словно на экране кино, стремительно пробегали веселые и шумные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырех направлениях двигались в два ряда пешеходы.

    А что делать со словами, которые проверить невозможно, если вы не знаете, как их писать? Например, не можете  вспомнить,   как  писать,   экватор  или   "икватор"?  В   таких   случаях   надо   обращаться   к орфографическому словарю. Найдя нужное слово, запомнить его, используя все виды памяти.

    Не все требует проверки

    В некоторых словах может оказаться не один безударный гласный, а больше. Надо ли проверять все? В одних случаях надо, а в других нет. Вот, например, слова борода или полоса. Какой-нибудь Петя Ошибкин, пожалуй, может написать "ба-рада", "паласа". К таким словам надо подбирать по два проверочных слова: к слову борода — бороды, бородка; к слову полоса — полосы, полоска. А вот слово журавли. Здесь и второй звук, и первый безударные, но первый не нуждается в проверке. Второй проверяем словом журавлик.

    ! ! ! Предлагаем вам слова, в которых по два или три безударных гласных звука. Определите, какие из них нужно проверять, и произведите все нужные проверки.

    Жемчуга, лошадиный, зеленеть, угостить, выходить, кукурузный, сторожить, хрусталь.

    ! ! ! Предложения для списывания.

    Во Флориде есть огромный аквариум, в котором пойманные дельфины часто играют в баскетбол. Они ловко хватают мяч в пасть и метко забрасывают его в сетку. А болельщики-тюлени на берегу аплодируют ластами и ревут.

    Найдите "ошибкоопасные" места в выделенных словах.

    Откуда "вылетают" проверочные слова?

    Откуда появляются в уме проверочные слова? Они "вылетают из гнезд". А что это за "гнезда"? "Гнезда" - это объединения родственных слов в вашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. "Родственники" в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

    ! ! ! Определите, какие слова в каждой четверке "родственники", а не "родственников" выбросьте из "гнезда".

    Маленький, малявка, маляр, малыш; гроза, грозный, гроздь, грозовой; конница, конник, подоконник, конюшня; лень, лентяй, лента, ленивец.

    Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать "гнезда" слов.

    Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого "гнездо" получится больше. Каковы правила игры в собирание слов? Первое. Слова от одного корня, "живущие" в одном "гнезде", могут принадлежать к самым разным частям речи.

    Например: дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомный, домище.

    Допустим, что вы подбираете "гнездо" "родственников" к слову катиться. Выиграет тот, кто напишет не только прикатиться, укатиться, закатиться, но и закат, каток, раскатанный, перекат, скатка.

    Сказочник Ганзелиус в сказке А. Шарова "Человек-Горошина и Простак" продиктовал своему ученику такие слова: "Не надо удивляться, когда видишь удивительное, но удивления достойно, если, взглянув окрест, ты ничего удивительного не встретишь".

    . I I Найдите в этом предложении родственные слова. Перепишите его . Второе.

    Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

    Например, к слову прогул можно подобрать не только слова прогулять, прогульщик, прогулка, но и гулянье, загулять, гулянка, нагуляться, отгул.

    В одно "гнездо" можно поместить и слова, в которых два корня.

    Например, в "гнезде" с корнем -ход- (приходить, ходок) есть н слова с двумя корнями: теплоход, вездеход. К словам с корнем -вод- можно добавить и такие, как водопровод, громоотвод. Не надо стесняться придумывать слова с двумя-тремя приставками и суффиксами. Например, в "гнездо" с корнем -след- можно "подбросить" слово неисследованный. В "гнездо" со словом -дел— перераспределение.


    Третье.

    В одном "гнезде" могут оказаться корни с чередующимися гласными и согласными, а также с беглыми гласными.

    Например: свеча, освещение, свет; двигать, движение; зоркий, зрение, зритель, взор. Четвертое. Это труднее всего.

    В одном "гнезде" могут оказаться "дальние родственники". Они одновременно и имеют общий смысл, и обозначают совсем разные вещи.

    Посмотрите, какие различные значения имеют слова, образованные от слова земля. Земляной — значит "сделанный из земли". Земной - слово, которое употребляется в словосочетаниях земной поклон и земной шар. Оно обозначает в первом случае поклон до земли, во втором - всю нашу планету. Земельный — так говорят о земле как предмете сельского хозяйства. Землянка — жилище, сделанное из земли. Земляника — ароматная ягода. Земляк — так называют друг друга в чужих краях люди, приехавшие из одних и тех же мест. Земледелец, землепашец — человек, обрабатывающий землю. Землепроходец — путешественник, открывающий новые земли. И все эти разные слова — из одного "гнезда" и могут приходить на помощь друг другу.

    Обратите внимание: для проверки могут пригодиться самые "далекие родственники". Так, слово вертящийся можно проверить не только словом вертит, но и словом отвертка. Слово отдохнуть — словом вздох; перекосился — скошенный.

    Инопланетяне на Земле

    Вам, должно быть, приходилось слышать рассказы о неопознанных летающих объектах ("летающих тарелках"), в которых нас посещают разумные существа с других планет. Пока об этом никто ничего точно не знает. Вот как они описали свои впечатления о Земле и ее жителях.

    На огромной землистой полянке,        И гуляют их землепроходцы

    У большой земноводной реки,        По дорогам туда и сюда,

    Есть большие-большие землянки,        Землеройки копают колодцы,

    А в землянках живут земляки.        И бегут под Землей поезда.

    В безземельном пространстве летают             Жизнь на этой планете

    Мухи, голуби и комары,        отличная,

    А земные мальчишки гоняют                            Потому что она

    Uилощадкам земные шары.        земляничная!

    !!! «Может быть, вам захотелось нарисовать инопланетян, посетивших Землю, или проиллюстрировать их "стихи"?



    Предварительный просмотр:

                                        ДЛЯ РАЗНЫЗ ПРИСТАВОК РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ

    Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость. Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось,

    Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане:

    Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

    Для разных приставок — разные законы

    Теперь надо раскрыть секреты правописания приставок. Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

    К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от их произношения. Например, в словах отпер, отперла, отдеру пишем приставку от -, хотя во втором слове ясно слышим [ат-], а в третьем [ад-]. Первая группа самая большая - в (во), взо, вы, до, за, изо, на, над, надо, не, недо, о, об, обо, от, ото, па, пере, по, под, подо, пра, пред, предо, про, разо, с, со, су, у.

    Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с. разбавить, но расправить', рассорить, но раззадорить. С ними надо держать ухо востро (т.е. быть настороже).

    К третьей группе относятся только две приставки, при- и пре-. Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

    Игры с приставками

    Чтобы наладить это хорошее знакомство, давайте поиграем с приставками в разные игры. Игра первая: приставка или нет?

    Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат со— приставка, а в словах сонный или сосна — нет. Вам будут даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет. Например: пакля, паводок. Вы, конечно, догадались: в слове пакля нет приставки, а в слове паводок — приставка па-.

    Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы — носители смысла.

    Если отделить одну морфему, например приставку, оставшиеся части будут иметь свои "смыслиночки". А если "смыслиночек" не будет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово. Например, отделили от слова паводок па— остались осмысленные морфемы -вод- и -ок. Значит, па— приставка. Отделили па- от слова пакля — получилось бессмысленное "кля". Значит, здесь па не приставка.

    !!! А теперь - играем! Выделите приставки в словах:

    1) ворваться, воевать, ворох, вогнать, 2) добраться, домашний, доверить, доброта, 3) озабоченный, оловянный, одеревенеть; 4) предвидеть, предсказать, предмет; 5) заработок, зарево; 6) подписать, порох, подправить; 7) сотрудник, соловей, соединение; 8) поездка, полоса, полеводство, полено.

    Игра вторая: прятки с приставками. Тут вы можете нам не поверить: какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? "Вот это да! — наверное, скажете вы. — Приставка оказалась в середине слова!" Почему так получилось? Потому что слово "склеилось" из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине "склеенного" слова. Таких слов в нашем языке немало. Например, сошедший с тротуара человек. В слове сошедший приставка вначале.


    А в слове сумасшедший? Две приставки с-: одна вначале, а другая в середине. А теперь - за игру!

    !!! Найдите в "склеенных" словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове! Запишите эти слова в тетрадь. Придумайте сами как можно больше "склеенных" слов, в которых есть приставка, спрятавшаяся в середине.

    Землетрясение, громоотвод, пятилетка, 'водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость.

    А могут ли приставки спрятаться куда-нибудь еще? Могут. Куда же? Друг за дружку. Дело в том, что в слове может оказаться не одна приставка, а больше.

    !!! Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их.

    1) Готовить, подготовить, переподготовить; 2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) прошло, позапрошлый; 5) носить, износить, поизносить, непроизносимый; 6) водить, изводить, производить, непроизводительный.

    Когда приставок в слове две или три, то, даже если они хорошо знакомы, может возникнуть "ошибкоопасное" положение: в такой "толпе" из приставок легко не заметить какую-нибудь и не обратить внимания на то, как она пишется.

    !!! А теперь из слов, с которыми вы только что работали, выпишите те, в которых по три приставки. Запомните их!

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Поищите в словарях или в текстах слова с двумя и тремя приставками. Запишите в тетрадь 10—15 таких слов.

    Узнаете ли вы приставки первой группы? Попробуем найти приставки первой группы среди всех других приставок.

    !!! Выпишите из данных слов только те, в которых есть приставки первой группы. (В случае затруднения смотрите в список приставок,

    1) Свистнул, 2) сгорел, 3) надписал, 4) надеялся, 5) предмет, 6) предводитель, 7) избежать, 8) сбежать, 9) приложить, 10) проложить, 11) смотреть, 12) рассмотреть, 13) сглазить, 14) поглазеть.

    И. Выпишите из отрывка только слова с приставками первой группы.

    !!! Приемник называется транзисторным. В тот вечер, когда нам его подарили, мы все время слушали передачи. Я с ним здорово научился управляться, и антенну то убирал, то выпускал, и все колесики вертел, и музыка звучала непрерывно и громко.

    Я переводил его с одной станции на другую, и настроение у меня было самое распрекрасное. (В. Драгунский.)



    Предварительный просмотр:

    Полногласные и неполногласные сочетания

    Первая группа — это корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний.

    Найдите похожие слова в предложении Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч. Вы, конечно, догадались: похожие слова - вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание -

    ра-, в другом        оро-. Первое -коротенькое, как бы неполное по сравнению со вторым. Первое называется непол-

    ногласным, второе - полногласным.

    Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу'лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они "прижились" в нашем языке и "построились в пары" с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появилась в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

    -оро- - -ра-        ворота— врата

    -оло- - -ла-        голова—  глава

    -ере- - -ре-        дерево- древо

    -оло- - -ле-           молоко— млеко

    Давайте научимся "узнавать их в лицо".

    !!! Подберите неполногласные родственные слова к следующим словам.

    Огород, сторож, короткий, поворотиться, дорогой, схоронить, посторониться, здоровье.

    Какие полногласные и неполногласные сочетания чередуются в этих словах? Вы, конечно, заметили: -оро- и -pa-. Даем вам задание для того, чтобы вы научились узнавать их.

    ! ! ! Найдите в примерах и перепишите в тетрадь слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

    1. В город он повел царя, ничего не говоря        
    2. Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду,
    3. И желанная страна  вот уж издали видна.        

    (А. Пушкин.)

    ! ! ! Предлагаем вам еще несколько слов с неполногласными сочетаниями, а вы подберите к ним полногласные пары. Младший, гласность, глава, прохлада, кладезь, злато.

    Вам понятно, какое чередование полногласных и неполногласных сочетаний в этих словах? Конечно! Это –оло- -ла-. Давайте поучимся узнавать их при встрече.

    !!! Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров.

    1) "Золото, золото падает с неба!" -        2) У лукоморья дуб зеленый;

    Дети кричат и бегут за дождем...        Златая цепь на дубе том;
    - Полноте, дети, его мы сберем,
            И днем и ночью кот ученый

    Только сберем золотистым зерном Все ходит по цепи кругом...
    В полных амбарах душистого хлеба!
            /4. Пушкин.)

    (А. Майков.)

    ! ! !     Теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим ловам. Брег, небрежный, древо, посредине.


    Вы догадались, какие сочетания здесь чередуются? Конечно, -ере        ре-.

    !!!

     Найдите и выпишите из следующих примеров слова с сочетаниями -ере- и -ре-

    В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой,

    Разольется в шумном беге, И очутятся нг1 бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

    (А. Пушкин.)

    Если вам хочется, сделайте рисунки к отрывку из сказки А. Пушкина.

    Теперь о последнем чередовании. Все вы помните, что в сказках бывают молочные реки с кисельными берегами. И что на небе можно различить скопление звезд, которое называется Млечный Путь. И что все животные, кормящие детенышей молоком, называются млекопитающими. Молочный, Млечный (Путь), молоко, млекопитающее — какое здесь чередование? Это редко встречающееся чередование –оло- - ле-.

    Запомните, слова молочный, Млечный Путь, млекопитающее.

    О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

    Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.

    Теперь поучимся узнавать все корни, с которыми вы познакомились.

    ! ! ! Найдите в примерах и выпишите вое слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

    Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой середине ковра. 2) Все бросили пить чай и прохладительные напитки и бросились смотреть на бородатого ребенка. 3) Верблюд,не приученный к правиламуличного движения, хладнокровно переступил жирную белую черту на мостовой. 4) В тот же миг он оказался внизу, рядом со стариком Хоттабычем,как мы будем в дальнейшем для краткости называть нашего знакомого.5) Варвара Степановна снова обратилась к Вольке. 6) "По-моему, мальчик не совсем здоров", — шепнула она директору. 7) "Да будет благословенен день твоего рождения, о добросердечный сын Алеши!" - растроганно провозгласил Хоттабыч. 8) Что бы тебе хотелось сейчас, о драгоценнейший зрачок моего глаза?

    Теперь, встречаясь с этими корнями, вы будете "по знакомству" писать их правильно и не станете проверять безударную гласную в слове сторожевой словом стража, в слове молодежный словом младший или в слове хладнокровный словом холодный.

    Тот, кто хорошо усвоил правописание корней с полногласными и неполногласными сочетаниями, выполняет задание, отмеченное рисунком человечка с бородой и усами. Тот, кто делает ошибки, продолжит тренировку.

    ! ! ! Вставьте в текст пропущенные буквы.

    1) „М..роженое!" - вдруг вскрикнула мама и побежала на кухню к х..л..дильнику. (С. Прокофьева.) 2) Волька почувствовал, как по всему его телу пробежал пр..ятный х..л..док. (Л. Лагин.) 3) Солнце п..з..л..тило и нагрело воздух, а кустарники, травы и тихо дымящаяся р..систыми и..п..рениями земля остро заблагоухали, (ф. Залтен.) 4) Лягушки - хладнокровные животные. И какая бы холодная вода ни была, им все равно. (С.

    Образцов.)

    !!! Придумайте как можно больше слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в корне. Не забывайте, что длинные слова огорчали только медвежонка Винни-Пуха. Не стесняйтесь придумывать длинные слова, такие, как, например, предосторожность.




    Предварительный просмотр:

              Нарушители "главного" правила (приставки второй группы). Все наоборот!

    По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы "живут" как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти "подлаживаются" к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них "оглушительно БЕЗ (БЕС); НИЗ (НИС); ИЗ (ИС); РАЗ (РАС); ВОЗ (ВОС) и т. д.

    Вопреки главному

    правилу приставки второй группы (на з, с) в слабой позиции пишутся так, как слышатся.

    (Совсем не трудное правило. Запомнить его вам поможет песенка из передачи 'Радионяня")

    Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

    Но звук глухой согласный их встречает,

    И мы их пишем только с буквой с

    Глухие звуки - это непоседы,

    Они спокойно не желают жить,

    Они мечтают звонкого соседа

    Во что бы то ни стало оглушить.

    Теперь, чтобы раскрыть секреты правописания приставок, рассуждаем так:

                       Определяю, к какой группе относится приставка

                               

                            Вывод:                   определяю, перед                               ?

                  пишу всегда одинаково    каким согласным

            (как в списке)                                  приставка

                                 

                                                       перед глухим         перед звонким

                                                             С                       З      

                   

    !!! Перепишите эту схему в ОСК и запомните ее.

    !!! А теперь потренируемся. Выпишите из данных слов только те, в которых есть приставки второй группы.

    1) Вспахать, 2) спихивать, 3) здоровье, 4) спешить, 5) разведка, 6) сведения, 7) здоровенный, 8) преследовать, 9),рассматривать, 10) издавать, 11) искра, 12) чрезмерный, чередование, 14) бессмертник, 15) здешний.

    !!!    Найдите в предложениях и выпишите только слова с приставками второй группы.

    1. Заяц разглядывал Бемби, ставя торчком то одно ухо, то другое, порой вскидывая их одновременно, порой бессильно роняя. 2) Заяц все рассматривал Бемби большими круглыми глазами. При этом его нос и рот с великолепными усами беспрестанно двигались, будто он превозмогал желание чихнуть. Бемби рассмеялся. 3) Восхищенный и растроганный Бемби двинулся за ней на почтительном расстоянии, (ф. Залтен.)

    !!! Подберите к каждому "отрезку" слова подходящую для него приставку второй группы. Запишите полученные слова.

    ..цветающий,  ..мерить,  ..дельник,  ..ведчик,  ..лететь,  ..ложение,        ..править,  ..порядок,

    ..пытывать,  ..кипеть,  ..петь,  ..бираться,  ..трепенуться,  ..пахать,        ..ве-стия, ..шумный,
    ..жигать.

    Игры и упражнения с приставками

    Игра первая: приставка или нет?

    !!!Выделите приставки второй группы в словах.

    1) Разбитый, разваленный, разный; 2) расписание, растение, расколоть;3)роскошь, росчерк; 4) воспринимающий, восковой; 5) исследовать, история.

    Игра вторая: прятки с приставками.

    !!!Выделите приставки первой и второй групп в словах.

    1) Водоразборная колонка, 2) перераспределение, 3) нераспустившийся,4)невосполнимый, 5) неиспользованный, 6) заблагорассудится, 7) происшествие, 8) безрассудство.

    А теперь выполните два упражнения.

    !!!  В данных словосочетаниях замените приставки первой группы приставками второй группы. Запишите полученные слова. Вот так: чайник закипел - вскипел.

    1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4) Соль просыпалась. 5) Идет непрерывный дождь. 6) Мы потратили деньги. 7) Мебель поставили. 8) Неспокойный человек.

    !!! Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с при ставками второй группы. Вот так: совестливый - бессовестный.

    Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

    Не "съешьте" второе с!

    Когда вы встречаетесь с приставками, заканчивающимися на з и с, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы з и с. А вот вторая. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одно с, а два. Что это за слова, сейчас мы с вами вместе выясним.

    !!!Найдите приставки и корни в следующих словах.

    Раскат, рассказ, рассвет, расцвет, бессмертник, бесконечный, исследование, воспоминание, восстание.

    П. С какой буквы начинаются корни в тех словах, в которых пишутся два с? Откуда же берутся два с в словах с приставками второй группы? Вам уже все понятно: первое с от приставки, а второе - от корня.

    Некоторые школьники при записи таких слов "теряют" одно с, "съедают" его. Поэтому мы просим вас: будьте внимательны!

    !!!   К данным "отрезкам" слов прибавьте приставки второй группы. Запишите полученные слова.

    ..совестный,  ..свет,  ..сыпаться,  ..сказывать,  ..станавливать,  ..суждать,  ..ставлять,  ..сердечный




    Предварительный просмотр:

    "Ошибкоопасные" согласные в приставках первой группы

    Перед глухими согласными "ошибкоопасны" приставки, оканчивающиеся на звонкую согласную: пред-, под-, над-, в-, об-, а перед звонкими приставки с глухим звуком: от- и с-.

    Не будем отступать перед этой опасностью! Пишем приставки одинаково!

    !!! Из данных слов выпишите только те, в которых приставки "ошибкоопасны".

    1) Вложить, всунуть, предвидеть, подтягивать, подметать, подрумянить, подтрунивать, облепить, обсуждать, обставить, оборвать.

    2)Нядбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, отделать, съехать, сгустить, спрыгнуть, сжалиться.

    !!! Сейчас вы будете работать с "отрезками" слов. Добавляя к каждому "отрезку" приставки первой группы, образуйте как можно больше слов. К каждому "отрезку" слова "примерьте" поочередно все приставки. С некоторыми из них слова не получаются. Выберите нужные.

    ..делать, 2) ..вергнуть, 3) ..ставить, 4) ..твердить, 5) ..дать, 6) ..жимать, 7) ..делить, 8) ..точить, 9) ..пирать, 10) ..править.

    !!! Выпишите из текста слова с приставками первой группы.

    Летучая мышь

    В далекие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и все выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец все-таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прощали ее. И к зверям ей уже пристать нельзя было. С тех пор летучая мышь живет по погребам, по дуплам, и летает Только сумерками, и не пристает ни к зверям, ни к птицам. (Л. Н. Толстой.)

    Коварная приставка с-

    Осторожно! Она "ошибкоопасна". Во-первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во-вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стер вряд ли кто-нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться — четко слышится [з]. Но мы-то с вами на эту удочку не попадемся!

    Есть маленькая группа слов , в которых пишется всегда 3 - это слова ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить: это приставка первой группы, и пишется она всегда одинаково.


    Как вы думаете, нарушают ли эти слова правило? Чтобы ответить на вопрос, попробуйте выделить в них приставки. Получилось? Вряд ли. Потому что в этих словах нет приставок. Буква з входит в их корень.

    Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

    Мы о них вспомнили, чтобы они нечаянно не сбили вас с толку и не "перепутались" со словами на приставку с-. А теперь потренируемся.

    !!! Вставьте в следующие слова пропущенную букву з или с. 1) ..гущенное молоко, 2) прекрасное ..доровье, 3) ..берегательная касса, 4) ..дание кинотеатра, 5) ..дешние жители, 6) ..горбленный человечек, 7) ..бритая борода.

    Найдите "ошибкоопасные" места в выделенных словах.

    Вспомните, какая еще приставка, кроме с-, "ошибкоопасна" перед звонкими согласными. Это приставка от-.

    !!!    От данных слов образуйте и запишите по два слова: одно с приставкой от-, а другое с приставкой с-.

    Д'ать, бить, грести, гладить, жать, бросить.

    !!!      Напишите слова под диктовку (диктуйте слова друг другу поочередно), а потом проверьте себя.

    Сгустить, сгорбиться, здоровяк, сжалиться, сжечь, сжаться, здешний, сгрызть, сгладить, сглазить, здравствуй.


    Предварительный просмотр:


    Предварительный просмотр:

    БЕЛОСНЕЖКА

    Когда Белоснежка поселилась у гномов, она заметила, что у каждого из них свой характер, непохожий на других.

    Рассмотри, пожалуйста, картинку и опиши характер каждого из гномов. Каждому гному дай имя. И заполни таблицу.

    Имя гнома

    Любимый цвет одежды (какой?)

    Любимая

    каша

    (какая?)

    Любимое

    варенье

    (какое?)

    Любимое

    мороженое

    (какое?)

    Построил под землей дворец (какой?)


    1.Придумай и вставь, пожалуйста, подходящие по смыслу (веселые) прилагательные на месте пробелов.

    2.Придумай, пожалуйста, что было дальше!

    На         планете жили         человечки, у них были

            глаза,        волосы,        уши.

    Зато очень          характер. Домики у человечков были        , с

             крышами. Возле каждого домика сидела         собачка.

    Собачки на этой          планете были вместо кур, потому что         

    домики   охраняли            дракончики   и           страусы. Они

    сидели на         веревочках и рычали. На          деревьях пели

               песни              мухи.   В              лесах   водились

               слонята,              цыплята,              ежики   и

            ящерицы. А на        черепахах        человечки ездили

    в гости.

    Правитель          планеты был человеком          и         , он

    жил в        дворце с          окнами и        дверями. У него

    были         слуги.

    Раз в        саду возле        дворца выросло        растение.



    Предварительный просмотр:


    1. Спасите мальчика Женьку от комара!

    На место пропусков поставьте слова, обозначающие то,

    что делали, делают или будут делать Женька и комар.

    Всю ночь Женьку        комар: он        несчастного

    мальчика в нос, в ухо, в левую щёку, противно         ,

    и        Женька и руками        , и ногами          , и          на

    ужасного комара, и даже один раз в него       —всё

    бесполезно! Комар ехидно        ......и снова         на Женьки-

    но ухо! Тогда Женька ....... терпение; он 1.         на

    кровати и       было ...... .этом^ комару кулаком по спи-
    не , чтобы не .. :..., но комар легко ........ своими прозрачны-
    ми крылышками^» :        ..на потолок. ......        .

    ружьё или, на худой конец, шпагу, — ......: Женька. — Этот

    подлый комар ..... меня спящего и совершенно

    беззащитного! Теперь>злодей! Я тебя         на дуэль!»

    После Этой кошмарной ночи. Женьке пришлось отправиться за помощью к доктору Пилюлькину. Доктор очень обрадовался приходу пациента. Он прыгай, размахивал руками, громко пел от избытка чувств, даже залез на крышу. Женька взял карандаш и нарисовал портреты доктора Пилюлькина. И на некоторых даже написал, что доктор делал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

    "Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

    Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

    Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

    Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

    Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

    Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

    Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

    Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...