Урок по русскому языку в 5 классе "Обобщение материала по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Особенность урока, в том, что начинается он необычно- с воспитательного момента , который имеет цель привития навыков культуры,  эта  идея прослеживается постоянно в ходе урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Обобщение материала по теме «Глагол»

Цели: - познакомить учащихся с ролью приветствия в нашем общении;  

- научить правильно употреблять формы приветствия в зависимости от ситуации;

- воспитывать культуру речи, культуру поведения

Ход урока:

1. «Здравствуйте!».      Приветствие учителя.

2. Чтение стихотворения В. Солоухина.

- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем  незнакомы.

- Здравствуйте! —

Что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше        

ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

   3. Беседа:

-Вы сказали встречному: «Здравствуйте!». Много это или мало?

Выскажите свое мнение.

4. Рассказ учителя о роли приветствия.

- С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

5. Рассказ сотрудницы одной из библиотек.

«Когда входит читатель и молча подходит к каталогам, я невольно воспринимаю это   как неуважение к себе. Становится обидно и за читателя и за себя. Подумаешь, не сказали: «Здравствуйте». Однако это необходимо для здорового климата в жизни людей».

6. Большая роль приветствия: готовность к общению.

Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжить его.  Ведь  перестать  здороваться  -  означает  прервать добрые отношения, прекратить знакомство. И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт. Таким образом, «Здравствуйте» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным.

7. «Здравствуйте!» - это этикетное слово.

- Что такое этикет?

- Этикетные слова?

8. Какие этикетные приветствия существовали в русском языке в 17,18 веке.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

ЗДРАВСТВУЙТЕ

ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ДОБРОГО ДНЯ

ЖЕЛАЮ ЗДРАВИЯ

«Здравия» значит здоровья. Это вторая роль слова «Здравствуйте!»: пожелание здоровья.

9. Современные русские формы приветствия:

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

ДОБРЫЕ (УТРО.ДЕНЪ, ВЕЧЕР)  

ПРИВЕТ! ЗДОРОВО!

 Я ВАС ПРИВЕТСТВУЮ!

10. Слово учителя:

-Самый главный принцип приветствия - вежливость, доброжелательность. Приветствуя друг друга, других, не забывайте доброжелательный тон и улыбку - они являются главным условием добрых отношений.

-ЖЕЛАЙТЕ ЗДОРОВЬЯ ВСЕМ ЗНАКОМЫМ, ДРУГ ДРУГУ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ СКАЖИТЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!», ТЕМ БУДЕТЕ ЗДОРОВЕЕ САМИ.11. Обобщение и повторение о глаголе.

1. Найдите четвертое лишнее слово.

А) Подлежащее, глагол, дополнение, определение

Б) Существительное, наречие, сказуемое, предлог

В) Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение

2. Какие самостоятельные части речи вы знаете?

- Какие члены предложения вы знаете?

- Что такое глагол?

- Какие категории глагола вы знаете?

ВОЗВРАТНОСТЬ, ВИД, СПРЯЖЕНИЕ, ВРЕМЯ, НАКЛОНЕНИЕ, ЧИСЛО, ЛИЦО, РОД

3. Найдем глаголы в приветственных формах

Здравствуйте — пов. накл., мн. ч.

Желаю -   нес. в., наст, вр., 1 л., ед.ч.

 Приветствую - нес. в., наст.вр.. 1 л., ед.ч.

4. Синтаксический разбор предложения.

Тихо струится лесной ручеек, колышутся над водой зеленые травинки.

5. Морфемный разбор слова КОЛЫШУТСЯ.

6. Подберите синонимы к слову КОЛЫШУТСЯ - колеблются , шевелятся

7. Назовите категории глагола КОЛЫШУТСЯ.

8. - Как называется изменение глагола по лицам и числам?

Проспрягайте  устно глагол колышутся

9. - Для чего нужно было выучить это 4-стишие?

 Смотреть, слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

 Терпеть, обидеть, гнать.

10. Как определить спряжение глагола?

11. Задание по карточкам - определите спряжение глаголов: 1) терпит 2) держат,
3) заправлять, 4) лежит, 5) внедряют, 6)корчит, 7) прокладывает        .

1 спр.

2 спр.

12. Объяснительный диктант.

1. Кто поздно сеет, тот редко веет.

2. Скромность украшает человека.

3. Словами поля не засеешь.

III. Домашнее задание.

IV. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология на уроке русского языка. Закрепление материала по теме "Знаки в БСП"

Разработаны два урока по теме "БСП. Знаки в них". 1 урок  тренировочного характера на понимание и отработку правила постановки знаков препинания в БСП. Уровень сложности один, рассчитан на средне...

Дополнительный материал к урокам по русскому языку по теме "Алфавит" 5 класс

Материал предназначен для подготовки к открытому уроку в 5-х классах в лицейских и профильных классах по теме "Алфавит". Во время предварительной подготовки ученикам предлагается подготовить короткие ...

Дополнительный материал к урокам по русскому языку по теме "Алфавит" 5 класс

Материал предназначен для подготовки к открытому уроку в 5-х классах лицеев и профильных классов по теме "Алфавит. Во время предварительной подготовки ученикам предлагается подготовить короткие сообще...

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Урок по русскому языку в 8 классе: «Обособленные определения и приложения. Закрепление и обобщение материала»

Данный урок обобщения и закрепления знаний является последним уроком в теме «Обособленные определения и приложения». Виды работ, используемые на уроке, позволяют выяснить, в какой мере овл...