Знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Шевченко Марина Николаевна

Урок русского языка в 9 классе по программе М.М. Разумовской.

Тема урока: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными»

 

Цели и задачи:

 

Образовательная:закрепить знания о сложноподчиненных предложениях,  формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

 

Развивающая: продолжить развитее речи учащихся, навыков грамотного письма.

 

Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.

 

Тип урока: закрепление.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

 

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

 

Оснащение урока:учебники. тетради, распечатки текста, опоры на доске.

 

 

План урока:

IОНУ(приветствие и целеполагание)

IIАктуализация базовых знаний учащихся.

IIIКомплексный анализ текста.

VIИтог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Znaki_prepinaniya_v_SPP_s_pridatochnym_izyasnitelnym.rar1000.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными»

Цели и задачи:

Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях,  формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

 

Развивающая: продолжить развитее речи учащихся, навыков грамотного письма.

Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.

Тип урока: закрепление.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Оснащение урока: учебники. тетради, распечатки текста, опоры на доске.

План урока:

I ОНУ (приветствие и целеполагание)

II Актуализация базовых знаний учащихся.

III Комплексный анализ текста.

VI Итог урока.

Ход урока:

14.00 I ОНУ (приветствие и целеполагание) (5 мин.)

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.

И везде у нас порядок: в головах и на столе.

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.

И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

  1. Учитель объявляет тему урока.
  1. Как вы думаете, что на этом уроке мы должны узнать, чему научиться? (знать: правила расстановки знаков  препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; уметь: расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными .)
  2. Скажите, какие знания и умения вам пригодятся? (знания о СПП, умение находить в сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в тексте, определять основу предложения, строить схемы предложений).
  3. Обратите внимание на выражения, записанные на доске. (я думаю, что…, я знаю, что…,мне кажется, что…, хочется верить, что…, я надеюсь, что…) как вы думаете, что это такое? (незаконченные СПП с придаточными изъяснительными). Для чего они нужны в речи?
  4. На уроке вы будете работать по экипажам. У командиров экипажей есть оценочные листы, в которые они будут вносить оценки за различные виды работ, а по окончании урока, выставят итоговые оценки.

       14.05 II Актуализация базовых знаний учащихся. (3 мин.)

Дома вы должны были выучить теоретический материал §12. Сейчас проверим ваши знания. Тестовое задание «Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ –  1 балл.

  1. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.
  2. Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.
  3. Главное и придаточное предложения разделяются запятой.
  4. Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.
  5. В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.

Ответы:

  1. да
  2. нет
  3. да
  4. да
  5. нет

  1. Как вы думаете, для чего нужно было выучить теоретический материал? (для того чтобы потом применять эти знания на практике).

14.08 III Комплексный анализ текста. (30 мин.)

Сейчас мы будем работать над текстом, и вы сможете применить все свой знания и умения.

  1. Ребята, скоро придет замечательный праздник – Новый год. В домах будут стоять ели и сосны, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.
  2. Сейчас вы прослушаете текст. Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает.
  1. Определите стиль текста и тип речи. (Стиль – публицистический: т.к.задача убедить, и для текста характерна призывность и эмоциональность. Тип речи -- повествование).
  2. Определите тему  и основную мысль.
  3. Озаглавьте текст. Что вы использовали: тему  и основную мысль?
  4. Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.
  5. Исходя из темы урока, ответьте на вопрос: почему был выбран для анализа этот текст?

14.15

Прежде, чем приступить к следующему виду работы, вспомним как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению. Откройте учебник на стр. 79. ответьте на вопрос. Вспомните, как на схеме  отразить присоединяется придаточное к главному при помощи союза или союзного слова?

  1. Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным.
  2.  Выпишите эти предложения согласно схемам 1 – группа [..., (  ),...].,                 2 гр. - [ ___ ====     ], что   (     ).           3 –  [  ====   ], что   (     ).
  3. Объясните постановку знаков препинания в них.

14.20                    Релаксация.

  1. Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки,  расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 2 гр – . объяснить правописание, 3 – постановку знаков препинания. (один учащийся на компьютере). 

14.27

  1. Как вы думаете, почему в этом тексте мало сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными? ( потому что ограничена сфера использования)
  1. Какой знак препинания стоит в конце текста? (многоточие) Когда ставится многоточие в конце? ( если мысль не закончена). Закончите заметку несколькими предложениями, используя СПП с придаточными изъяснительными.
  2. Прочитайте получившийся текст.

14.37

 VI Итог урока.

  1. Что вы сегодня на уроке? Чему научились? Как вы оцениваете свою работу?
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание: § 12. упр.122

Приложение

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной  в  одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, обложили дно ее лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени ем. То. что она пышно разрослась, видели все.. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном…

Дополнительные задания

  1. Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным. Почему это возможно? (потому что сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.)

 Составьте схему, объясните постановку знаков препинания

Найдите в этом отрывке СПП, определите вид придаточного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального прохождения темы Тема «Знаки препинания в СПП с различными видами придаточных»

Цель работы – поиск предложений в текстах художественной литературы, соответствующих определённым требованиям и составление их схем, определить особенности употребления сложных предложений у пре...

Изучение разделительных знаков препинания между главным и придаточным предложением на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе для детей с девиантным поведением....

Урок русского языка в 9 классе: " Знаки препинания в спп с придаточными обстоятельственными. Закрепление изученного."

Данный урок представляет собой обобщение и систематизацию изученного по теме " Спп с придаточными обстоятельственными." Материал занятия подобран так, чтобы помочь учащимся успешно справитьс...

Тема урока «Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными»

Комплексный анализ текста. Знаки препинания  в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными...