Урок русского языка в 9 классе: " Знаки препинания в спп с придаточными обстоятельственными. Закрепление изученного."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Данный урок представляет собой обобщение и систематизацию изученного по теме " Спп с придаточными обстоятельственными." Материал занятия подобран так, чтобы помочь учащимся успешно справиться с тестовыми заданиями на ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_udod_18_dekabrya.docx45.9 КБ
Office presentation icon urok_udod_18_dekabrya_na_seminar.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Удод Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №4 станица Каневская

Тема  урока: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными. Закрепление изученного».

 Цель:  обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с придаточными обстоятельственными.

  1. Задачи: Обучающие задачи:
  • закрепить полученные знания о СПП разных типов;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  1. Развивающие задачи:
  • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  •  развить навыки определения структуры этого вида спп;
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развитие орфографических навыков,  расширение словарного запаса учащихся.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать такие нравственные качества, как  патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация  и контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме.

                                                      Ход урока.

1.Приветствие учащихся.

2.Вступительное слово учителя.

       - На предыдущих уроках мы с вами изучили различные виды СПП с придаточными обстоятельственными.  Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению  этой темы.

Запись числа и темы урока.

3. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом.

- Начнём работу с повторения изученного теоретического материала. Перед вами на слайде предложение. Какое это предложение по структуре: простое или сложное? Почему?  Чем осложнено? Выполним по нему несколько заданий.

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).
4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование (правильное соотношение, правильное звучание).

Сверка со слайдом. У кого всё выполнено верно? Молодцы! Подобные задания вам могут встретиться на экзамене.

- А сейчас преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./ Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.)
А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

      Это высказывание известного русского писателя  и станет сегодня эпиграфом  нашего урока. Ведь, чтобы наши мысли, изложенные на бумаге, были понятны другим, очень важно уметь правильно расставлять знаки препинания. Этому мы и будем сегодня учиться.

Сделаем вывод.

--  А теперь определите тип этого СПП? На какие еще типы  делятся СПП

- Что вы знаете о придаточных определительных?

- Расскажите об особенностях придаточных изъяснительных?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.

 -  Так какие же предложения мы называем СПП? ( предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом)

4 Проверка домашнего задания.

     Дома вы  работали со СПП  упражнения № 190 (1), чертили схемы, определяли вид придаточного предложения. Проверим, как вы справились с заданием. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с правильными ответами, показанными на слайде, и  оцените работу.

Будьте внимательны!

1 [ - = и = сущ.],(какой = )определительное
2 [ - = ],(так что = - ) следствия
3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки
4 [ = ],(если - = ) условия
5 [ = ], (так как = ) причины
6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели
7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени
8 […,(куда = ), = - и - ] места
9 [ = ],(что = ) степени
10  [ - = ],( что -= ,но = .) изъяснительное.

- Какая группа придаточных самая многочисленная? Поэтому именно закреплению этой группы придаточных и посвятим сегодняшний урок.

   Прежде чем перейти к практической части, давайте вместе вспомним алгоритм выполнения такого задания   на экзамене, которое проверяет ваши знания по теме СПП. (Слайд)

Алгоритм:

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
  2. Цифру или цифры между частями предложения!
  3. Найти грамматические основы;
  4. установить смысловые отношения между  частями сложного предложения,  обращая внимание на союзы, соединяющие части сложного предложения
  5. найти союз  или союзное слово  в  придаточном предложении;
  6. определить главное и придаточное   предложения;
  7. поставить вопрос  от главного предложения к  придаточному;
  8. по вопросу и союзу определить вид придаточного  предложения.

Обратите внимание! Один и тот же союз может быть в придаточных разного вида!

  • 1.Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи. (опр.)
  • Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо. (изъясн.)
  • Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(обст.)

Отличайте СПП от простого предложения со сравнительным оборотом.

Горькое презрение обвилось вокруг его сердца, как змея.

Отличайте СПП от простого предложения с вводным предложением.

  • Пожар в лесу, как говорят очевидцы, был быстро ликвидирован.

5.  Практическая часть.

5.1 Графический диктант    (1 человек у доски)

  (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).

1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.

2 Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.

4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.

6 Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.

7 Когда я вышел,  было уже светло.

8 Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.

Какое предложение здесь лишнее и почему?

5.2.  Индивидуальная работа по карточкам

           (В это время индивидуальную работу выполняют 3 ученика )

А.Задание:  Расставьте знаки препинания. Найдите спп и определите вид придаточного предложения

1-места                            6- образа действия

2- времени                     7- условия

3- причины                    8- уступки

4- следствия                  9- цели

5- сравнения

1. Когда мы подъехали к городскому  цирку,   уже ярко горели фонари.( обст. времени  ) 

2. Несмотря на внутреннюю дрожь ,  ему это удалось.( обст. уступки   )

3. Снег становился белее  ярче , так что ломило глаза. (  обст. следствия  )

4. Если мы хотим понять настоящее ,  то надо изучать прошлое. (обст. условия)          

5. Я остановился ,чтобы сделать привал и отдохнуть.  ( обст.цели  )             

6. Здесь, где море плещется о камни, я тебя когда-то повстречал. ( обст. места)          

7.   Метель , как я и думал , скоро кончилась.

- Какое предложение лишнее?   К цирку города

В.Задание   Превратите простые предложения в СПП.
Расставьте знаки, определи вид придаточного

 1. Расцвели жёлтые георгины.  Зажглись яркие звёзды.(как)

2. На пристани всё умолкло. Часа через два я разбудил своего товарища.   (  когда ).

3. Он спешил. Боялся опоздать. ( потому что ).

4. Она так похудела.  Стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.          ( что  ).

5. Экспедиция работала в трудных условиях. Она все-таки выполнила

         намеченные исследования. (  хотя   )

   1 Выпишите  из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З».

  2 Объясни значение слова ЭКСПЕДИЦИЯ.(Поездка группы лиц, отряда с каким- то специальным заданием )

С.Задание :  Замените сложносочинённое предложение сложноподчинённым с придаточным уступительным. Сделайте синтаксический разбор.  Выпишите из предложения словосочетания разных типов связи.

Наступила х..лодная и снежная з..ма, а леб..ди  из гор..да  еще (не) ул...тели.

               союз                 гл.             прил.   с    прил  

(Несмотря на то что  наступила холодная и снежная

  сущ       сущ     п    сущ    нар. ч       гл.

 зима), [ лебеди из города еще не улетели]. Предл.  повеств. ,невоскл., спп;  1-двусоставное, распр., не осложнено; 2- двусоставное, распр., не осложнено.

снежная зима, не улетели из города, еще не улетели

5.3. Проверка индивидуальных работ. 

При проверке данного вида работы используются слайды  

6. Самостоятельная работа ( упражнение 163 ) с последующей взаимопроверкой. ( Работа в парах).

1. Прочитайте отрывки из стихотворений русского поэта Н. Рубцова. Найдите СПП. Укажите вид придаточного. Спишите его, расставив знаки препинания.

2 Подчеркните грамматические основы и укажите их количество.

3. Замените слово СТРУИТСЯ подходящим по смыслу синонимом.

4. Объясните значение слова ЖНИЦА.

5.  Чем осложнены остальные предложения?

6. Выпишите  из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З».

 

6.1  Проверка.

1.СПП с придаточным сравнительным №3.

2. 4

3. СТРУИТСЯ - льется .

4.  ЖНИЦА - женщина, которая убирает в поле рожь при помощи серпа.

5.  Сравнительные обороты: как котенок, будто дитя в колыбели, как стая белых голубей.

6.  беспомощно, взлетает.

7. Тест с последующей проверкой.

- Выполните тест, пользуясь алгоритмом.                                                        Приложение 1

( Получив тесты, работают в тетрадях по вариантам.)

Ответы:

Ваиант-1             Вариант-2

1 -  1,2                   6 – 4

2 –  2                     7 – 3,4

3 -   1                     8 -  1,2,3        

4 -   1                     9 -  1

5 -   2                     10 – 2

8. Итог урока. 

Зачем нам нужен был этот урок?

Чем придаточные обстоятельственные отличаются от других типов СПП?

Над чем вам нужно еще поработать?

9.  Домашнее задание.

 Дифференцированное задание:

1. Упражнение 182 Для слабых.

2  Используя спп написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». Для сильных

3.Повторить тему « Спп с одним придаточным.» и выполнить тест на сайте http://www.saharina.ru/  учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны, пользуясь данным алгоритмом

Приложение 1

Рабочий лист ученика  ______________________________________________________

Дата-______________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом.

  Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1.___________________________________________________________

2.__________________________________________________________-

3.-__________________________________________________________-

4.___________________________________________________________

3. Проверка домашнего задания.

Оценка       правильно

«5»  -                 10

 «4» -               9-8

«3» -                7-6

 Только 1-5 правильных ответов  -    Будь внимателен, выучи хорошо теорию!

                                                                                                                                                    Оценка:

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения :

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
  2. Цифру или цифры между частями предложения!
  3. Найти грамматические основы;
  4. установить смысловые отношения между  частями сложного предложения,  обращая внимание на союзы, соединяющие части сложного предложения
  5. найти союз  или союзное слово  в  придаточном предложении;
  6. определить главное и придаточное   предложения;
  7. поставить вопрос  от главного предложения к  придаточному;
  8. по вопросу и союзу определить вид придаточного  предложения.
  1. Практическая часть.

4.1 Графический диктант    

  (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).

1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.________________________________

2 Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.______________________________________

3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику._____________________________

4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.______________________________

5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.________________________________________

6 Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.__________________________________

7 Когда я вышел,  было уже светло.________________________________________________________

8 Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые._________________________________

5. Лингвистический анализ стихотворных отрывков Н. Рубцова.

Самостоятельная работа ( упражнение 163 ). Работа в парах.

 

______________________________________________________________________-

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6 Тест   по теме « Сложноподчиненные предложения».

Вариант 1

Из приведённого ниже предложения  выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

1 Утром,(1) когда я проснулся,(2) ласковое апрельское солнце глядело во все окна моей комнаты,(3) приветствуя меня.

2 Он опять хохотнул чудно,(1) а Сашка покачал головой - впрямь парень тронутый. Сам Сашка особой радости не ощущал,(2) потому что давила грудь разлучная тоска.  

3 Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) летчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (И.Гребенюк)

4.Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (В.Санин)

5.Лески ложились на листья и не тонули, (1) приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (К.Паустовский)

Вариант 2

6. Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (К.Паустовский)

7. Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд. Кусты на берегу, (3) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (4) стояли затаенно, (5) неподвижно. (Ю.Бондарев).

8. С кремлевской стены,(1) на которой стоит царь Иван Васильевич,(2) видно,(3), как выбиваются из сил гребцы.

9. Когда же двери приоткрыли,(1) завертело его,(2) закружило и вынесло к площадке,(3) а там и в дверь вагонную воткнулся и даже место себе прихватил.

10. Несмотря на то( 1)что я хорошо помню эту поездку(2 )она все же представляется мне каким-то далеким видением.

Ответы:

Приложение 2.

  А.Задание 3:  Расставьте знаки препинания. Найдите спп и определите вид придаточного предложения.

1-места                            6- образа действия

2- времени                     7- условия

3- причины                    8- уступки

4- следствия                  9- цели

5- сравнения

1. Когда мы подъехали к городскому  цирку уже ярко горели фонари.

2. Несмотря на внутреннюю дрожь   ему это удалось.

3. Снег становился белее  ярче   так что ломило глаза.

4. Если мы хотим понять настоящее    то надо изучать прошлое.            

5. Я остановился   чтобы сделать привал и отдохнуть.              

6. Здесь, где море плещется о камни я тебя когда-то повстречал.          

7.   Метель  как я и думал  скоро кончилась.

- Какое предложение лишнее?  

_______________________________________________________________________________________

В.Задание 2 

Превратите простые предложения в СПП.
Расставьте знаки, определи вид придаточного

 1. Расцвели жёлтые георгины.  Зажглись яркие звёзды.

2. На пристани всё умолкло. Часа через два я разбудил своего товарища.  

3. Он спешил. Боялся опоздать.

4. Она так похудела.  Стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.        

5. Экспедиция работала в трудных условиях. Она все-таки выполнила

         намеченные исследования.

   1 Выпишите  из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З».

  2 Объясни значение слова ЭКСПЕДИЦИЯ.

_________________________________________________________________________________________--

С.Задание 3:  Замените сложносочинённое предложение сложноподчинённым с придаточным уступительным. Сделайте синтаксический разбор.  Выпишите из предложения словосочетания разных типов связи.

Наступила х..лодная и снежная з..ма, а леб..ди  из гор..да  еще (не) ул...тели.

       

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Закрепление изученного.

Слайд 2

Цель : Повторение и обобщение материала по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными». Задачи: закрепить умения определять виды СПП с придаточными обстоятельственными и отличать их от ССП и простых предложений со сравнительным оборотом и вводным предложением ; выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП; выработать навык правильного выполнении теста, соответствующего заданию на ОГЭ.

Слайд 3

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом. 2 Подберите антоним к слову лёгкость. 3 Выпишите слово с орфограммой, которое соответствует правилу : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление». 4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование.

Слайд 4

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 1 ПРАВИЛЬНОЕ - верное, необходимое. 2 Лёгкость (тяжесть). 3 Привести 4 Правильное соотношение, правильное звучание.

Слайд 5

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. К.Г.Паустовский

Слайд 6

Домашнее задание 1 [ - = и = ],(какой = ) определительное 2 [ - = ],(так что = - ) следствия 3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки 4 [ = ],(если - = ) условия 5 [ = ], (так как = ) причины 6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели 7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени 8 […,(куда = ), = - и - ] места 9 [ = ],(что = ) степени 10 [ - = ],( что - = ,но = .) изъяснительное.

Слайд 7

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения : 1) Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова: Цифру или цифры между частями предложения! 2) найти грамматические основы , 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, 5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Слайд 8

Обратите внимание! Один и тот же союз может быть в придаточных разного вида! 1.Над долиной ( какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи. (опр.) Теперь мне стало ясно ( что ?), где синичка спрятала гнездо. (изъясн.) Алексей пополз туда ( куда ?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады .(обст.) Отличайте СПП с придаточным обстоятельственным от простого предложения со сравнительным оборотом и вводным предложением. Горькое презрение обвилось вокруг его сердца, как змея. Пожар в лесу, как говорят очевидцы , был быстро ликвидирован.

Слайд 9

Расставьте знаки препинания. Найдите спп и определите вид придаточного предложения. Укажите вид связи выделенного словосочетания. Замените его синонимичным словосочета­нием со связью управление. 1-места 6- образа действия 2- времени 7- условия 3- причины 8- уступки 4- следствия 9- цели 5- сравнения 1. Когда мы подъехали к городскому цирку уже ярко горели фонари. 2. Несмотря на внутреннюю дрожь ему это удалось. 3. Снег становился белее , ярче так что ломило глаза. 4. Если мы хотим понять настоящее то надо изучать прошлое. 5. Я остановился чтобы сделать привал и отдохнуть. 6. Здесь где море плещется о камни я тебя когда-то повстречал. 7 . Метель как я и думал скоро кончилась. - Какое предложение лишнее? ПРАКТИКУМ

Слайд 10

Расставьте знаки препинания. Найдите спп и определите вид придаточного предложения 1-места 6- образа действия 2- времени 7- условия 3- причины 8- уступки 4- следствия 9- цели 5- сравнения 1. Когда мы подъехали к городскому цирку, уже ярко горели фонари.( обст. времени ) 2. Несмотря на внутреннюю дрожь , ему это удалось.( обст. уступки ) 3. Снег становился белее , ярче , так что ломило глаза. ( обст. следствия ) 4. Если мы хотим понять настоящее , то надо изучать прошлое. ( обст. условия) 5. Я остановился ,чтобы сделать привал и отдохнуть. ( обст.цели ) 6. Здесь, где море плещется о камни, я тебя когда-то повстречал. ( обст. места ) 7 . Метель , как я и думал , скоро кончилась. К цирку города ПРАКТИКУМ

Слайд 11

Задание Превратите простые предложения в СПП. Расставьте знаки, определи вид придаточного 1. Расцвели жёлтые георгины. Зажглись яркие звёзды. 2. На пристани всё умолкло. Часа через два я разбудил своего товарища. 3. Он спешил. Боялся опоздать. 4. Она так похудела. Стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку. 5. Экспедиция работала в трудных условиях. Она все-таки выполнила намеченные исследования. 1 Выпишите из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З». 2 Объясни значение слова ЭКСПЕДИЦИЯ.

Слайд 12

Задание Превратите простые предложения в СПП. Расставьте знаки, определи вид придаточного 1 . Расцвели жёлтые георгины, как ажглись яркие звёзды. 2. Когда на пристани всё умолкло, часа через два я разбудил своего товарища. 3. Он спешил, потому что боялся опоздать. 4. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку. 5 . Хотя экспедиция работала в трудных условиях, она все-таки выполнила намеченные исследования. 1 Рас цвели , раз будил, ис следования. 2 ЭКСПЕДИЦИЯ. - поездка группы лиц, отряда с каким- то специальным заданием.

Слайд 13

Замените сложносочинённое предложение сложноподчинённым с придаточным уступительным. Сделайте синтаксический разбор. Выпишите из предложения словосочетания разных типов связи. Наступила х..лодная и снежная з..ма, а леб..ди из гор..да еще (не) ул...тели. ( Несмотря на то что наступила холодная и снежная зима ), [ лебеди из города еще не улетели ] .

Слайд 14

Замените сложносочинённое предложение сложноподчинённым с придаточным уступительным. Сделайте синтаксический разбор. союз гл. прил. с прил ( Несмотря на то что наступила холодная и снежная сущ сущ п сущ нар. Ч гл. зима ), [ лебеди из города еще не улетели ] . Предл. повеств. ,невоскл., спп; 1-двусоставное, распр., не осложнено; 2- двусоставное, распр., не осложнено. снежная зима, не улетели из города, еще не улетели

Слайд 15

Проверочная работа. Упражнение 163. 1 . Прочитайте отрывки из стихотворений русского поэта Н. Рубцова. Найдите СПП. Укажите вид придаточного. Спишите его, расставив знаки препинания. 2 Подчеркните грамматические основы в этом предложении и укажите их количество. 3. Замените слово СТРУИТСЯ подходящим по смыслу синонимом. 4. Объясните значение слова ЖНИЦА. 5. Найдите сравнительные обороты в остальных предложениях. 6. Выпишите из приведенных отрывков слова, в которых правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С, а если звонкий, то - З».

Слайд 16

Проверка . 1. Предложение 3, СПП с придаточным сравнительным. 2. 4, 3. СТРУИТСЯ ( льется ). 4. ЖНИЦА - женщина, которая срезает пшеницу при помощи серпа. 5. Сравнительные обороты. (как котенок, будто дитя в колыбели, как стая белых голубей). 5. беспомощно, взлетает.

Слайд 17

Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Слайд 18

Ответы: 1 - 1,2 6 – 4 2 – 2 7 – 3,4 3 - 1 8 - 1,2,3 4 - 1 9 - 1 5 - 2 10 – 2

Слайд 19

Итог урока. Зачем нам нужен был этот урок? Чем придаточные обстоятельственные отличаются от других типов СПП? Над чем вам нужно еще поработать? Итог урока. - Зачем нам нужен был этот урок? Что вам показалось важным? Над чем вам нужно еще поработать? Итог урока. - Зачем нам нужен был этот урок? Что вам показалось важным? Над чем вам нужно еще поработать?

Слайд 20

Домашнее задание. 1. Упражнение 182 . 2 Используя спп написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». 3.Повторить тему « Спп с придаточными обстоятельственными» и выполнить тест на сайте http :// www . saharina . ru / учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны, пользуясь данным алгоритмом

Слайд 21

1..Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Утром,(1) когда я проснулся,(2) ласковое апрельское солнце глядело во все окна моей комнаты,(3) приветствуя меня.

Слайд 22

2. В приведенном ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения . Он опять хохотнул чудно,(1) а Сашка покачал головой - впрямь парень тронутый. Сам Сашка особой радости не ощущал,(2) потому что давила грудь разлучная тоска. Да и дорога эта среди пожарищ,(3) разора на веселье не располагала.

Слайд 23

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) летчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (И.Гребенюк)

Слайд 24

4 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (В.Санин)

Слайд 25

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Лески ложились на листья и не тонули, (1) приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (К.Паустовский)

Слайд 26

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (К.Паустовский)

Слайд 27

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд. Кусты на берегу, (3) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (4) стояли затаенно, (5) неподвижно. (Ю.Бондарев)

Слайд 28

8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. С кремлевской стены,(1) на которой стоит царь Иван Васильевич,(2) видно(3), как выбиваются из сил, (4)борясь с течением,(5) гребцы.

Слайд 29

9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. . Когда же двери приоткрыли,(1) завертело его,(2) закружило и вынесло к площадке,(3) а там и в дверь вагонную воткнулся и даже место себе прихватил.

Слайд 30

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, 1 без заносчивости, 2 то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством

Слайд 31

Ответы: 1 - 1,2 6 – 4 2 – 2 7 – 3,4 3 - 1 8 - 1,2,3 4 - 1 9 - 1 5 - 2 10 – 2

Слайд 32

Итог урока. Зачем нам нужен был этот урок? Чем придаточные обстоятельственные отличаются от других типов СПП? Над чем вам нужно еще поработать? Итог урока. - Зачем нам нужен был этот урок? Что вам показалось важным? Над чем вам нужно еще поработать? Итог урока. - Зачем нам нужен был этот урок? Что вам показалось важным? Над чем вам нужно еще поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....