Дидактические игры по теме "Лексика"
материал (русский язык, 6 класс) по теме

 

В сочетании с другими методами обучения дидактическая игра дает хорошие результаты, помогая быстрее осваивать знания и применять их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

                         Дидактические игры по теме «Лексика»

     Если дети включены в игровую ситуацию, интерес к учебной деятельности резко возрастает. Ребенок действует в игре не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

      Как правило, на уроках русского языка применяются дидактические игры. В соответствии с задачами урока игра вводится в его определенную часть. Успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

        Игры – упражнения развивают внимание, память, общий кругозор детей.

     При изучении темы «Лексика»  можно использовать многообразные игры.

  1. «Перевертыш»

1.Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали  омонимами.

Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.

2.Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол – сказуемое приобрел переносное значение.

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

3.Замени в словосочетаниях главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь,  румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.

4.Замени в каждой паре  слов  синоним – антонимом, а антоним – синонимом.

Грусть, тоска(радость). Мрак , темнота (свет). Близко, рядом (далеко).Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание ( одобрение).Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться (бездельничать).

  1. «Бумеранг»

1.Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

2.Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение ( грустное); глубокий колодец ( мелкий), глубокие знания ( поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река ( глубокая).

3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая ( кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная и т.д.), вьюга  февральская (злая, дикая, сердитая и т.д.),туча грозовая (зловещая, хмурая громыхающая и т.д.); сорока пестрая (болтливая, суетливая и т.д.)

III «Соколиный глаз»

1.Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

         Снился Святославу смутный сон

         В стольном граде, в тереме высоком.

         И, собрав бояр, поведал он,

         Что узрел во мраке вещим оком.

                                                (Н.Рыленков)

2.Кто больше всех найдет в тексте слов  в переносном значении?

                          Хороший Ветер.

             Я проснулся поутру.

            Пляшет Солнце на ветру.

             Веселятся все поля без меня.

             И резвятся тополя без меня.

             И смеется вся земля,

             И шмели снуют звеня.

             Все на свете без меня, без меня!

              И я тогда вскочил.

              Башмаки скорей схватил.

               Мне Ветер, Ветер, Ветер

               Сказал, куда идти.

               И мой хороший Ветер

               Играл со мной в пути.

                          (Э. Мошковская).

IV. «Переводчик»

  1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
  1. Доктор прописал пациенту инъекции.2) Разъяренная  вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2.Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары.3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом.5) Мы гордимся нашим голкипером. 6). В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

3. Кто  сумеет найти  старославянские  ( по происхождению) слова и заменить их русскими:

1) Горят румянцем свежие ланиты. 2)  Старец нахмурил чело. 3). Построен град великий над Невой.

V. «Эрудит»

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

1).Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (Термос)2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого – либо расстояния на скорость.(Старт)

3)Городская наземная электрическая железная дорога.(Трамвай ) 4) Красная строка, отступ в начале строки(Абзац).5) Устройство , которое обеспечивает дыхание человека под водой ( Акваланг) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. ( Патриот).7) Дословная выдержка из какого – либо текста (Цитата).

2.Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант; дипломат – дипломант; описка – отписка; сытый – сытный; поступок – проступок; поглотить – проглотить; опечатка – отпечаток.

3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты ( наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика – головной убор (кичиться), коло – круг, окружность (около, кольцо. Кольчуга, околица, колесо), чаять – ожидать ( нечаянный), тщание – старание ( тщательный).

VI. «Шеренга»

Расставить синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой(враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный(поступок)

VII « Аукцион». Побеждает тот, кто назвал последнее слово.

1 Подобрать синонимы к словам передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек)

  1. Назвать устаревшие слова по теме: 1)одежда и обувь; 2)оружие; 3)средства передвижения; 4)мебель.
  2. Слова, используемые 1) строителями; 2)библиотекарем; 3) историком; 4)спортсменом.

VIII «Следствие ведут знатоки»

1.О какой профессии идет речь. Докажите свою точку зрения

1)Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий , пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2)Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3) – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

    - Что с ним

    - Инфильтрат в левом легком под ключицей.

   - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

    - Пятьдесят два, Роман Борисович.

    - Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

                                 (По В. Владимирову)

     IX. «Корректор»

  1. Найди ошибку в выборе слова.
  1. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.4) В центре города построен памятник герою.

2.Найди лишнее слово.

1)Петя ушиб колено ноги.2)  Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5)Путь кораблю преградил ледяной айсберг.6) Он написал свою автобиографию.

3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

1)Западня – квартира с окнами на запад. 2) Заказник – человек, делающий заказ. 3)Застрельщик – браконьер.

4. Кто быстрее и точнее отредактирует заметку?

 Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

X «Найди слово по его приметам»

Это глагол: его синоним – промчался.

    Я шел зимою вдоль болота

     В галошах, в шляпе и в очках.

    Вдруг по реке пронесся кто –то

    На металлических крючках.

                                      (Д. Хармс)

В сочетании с другими методами обучения дидактическая игра дает хорошие результаты, помогая быстрее осваивать знания и применять их на практике.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век

Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация  и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...