Типы и виды словосочетаний.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Седова Нина Петровна

 

Цели урока:

 

  1. Обобщение знаний по теме «Словосочетание»;
  2. Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях;
  3. закрепление навыков правописания.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Работа над правильным произношением.

 

На доске записаны слова

 

Задание:

 

а) поставить ударение в карточках-заданиях.

б) проверка задания.

 

  1. Работа по теме урока

 

  1. Повторение и обобщение знаний.

 

а) что такое словосочетание?

(Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи);

б) назовите виды словосочетаний.

    От чего зависит вид словосочетания?

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

- именные: яркие цветы

                   (главное слово – существительное)

                   очень скромный

                   (главное слово – прилагательное)

                   две подруги

                   (главное слово – числительное)

                   кто-то из ребят

                   (главное слово – местоимение);

- глагольные:  смотрит вдаль

                   (главное слово- глагол);

- наречные: вместе с сестрой

                   (главное слово – наречие).

в) назовите  виды связи между словами в словосочетаниях.

Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже:

утренней  зарею (зарею (какой?) – согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже).

Управление – это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова:

Осыпались с яблони   

(главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже)

Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу:

стремительно неслись

(к главному слову присоединяется  зависимое, представленное наречием).

г) является ли словосочетанием  подлежащее и сказуемое?

   (нет, это основа предложения)

д) а что еще не является словосочетанием?

   (слова с предлогами: за домом; слова, соединенные сочинительной связью –

   умный и обаятельный)

 

  1. Работа с таблицами.
  2. Игра «Расставь по местам»:

Словосочетания                        Словосочетания                       Словосочетания

со связью управление          со связью согласование              со связью примыкание

 

Времена года, азбука здоровья, конный спорт, лыжные палки, хорошее настроение, золотая осень, кататься на конках, хорошее здоровье, беречь природу, идти пешком, крепко любить, обязан трудиться, жить не спеша, любить горячо.

 

  1. Синтаксический разбор предложения.

      Вся недолгая жизнь Достоевского пронеслась тогда перед его глазами, и обострившаяся память вместила в секунды целые годы.

 

Задание: 1. Когда перед Достоевским пронеслась вся его недолгая жизнь?

                2. Составьте схему предложения, объясните постановку запятой, выпишите

                    словосочетания.

                3. На какие группы можно разделить словосочетания по характеру

                    выражения главного слова?

                    (именные, глагольные, наречные)

                4. Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

                5. Для сильных учащихся

                    дополнительное задание

                    (карточки-задания: распределить словосочетания в три колонкиJ

 

  1. Домашнее задание

            Выписать 3 сложносочиненных и 3 сложноподчиненных предложения из статьи «Федор Михайлович Достоевский» из учебника Литература 10 кл. II часть под редакцией Ю.В. Лебедева.

Разобрать словосочетания в одном из предложений.

 

 

 

План урока составлен учителем русского языка и литературы МОУ ВСШ

г. Жуковского Седовой Н.П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Типы и виды словосочетаний"

Цели  урока: žнаучить определять способы связи слов в словосочетании;žконструировать их;žзакрепить понятия о строении и значении словосочетаний...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Типы и виды словосочетаний.

Урок русского языка с использованием ИКТ...

Презентация "Словосочетание. Типы связей в словосочетании"

Презентация может использоваться на уроках русского языка. Содержит материалы для изучения нового и закрепления....