Главные вкладки

    Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Кротова Анна Сергеевна

    Лаконичный сосредоточенный материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vidy_slovosochetaniy_razbor_slovosochetaniy.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.

    Знать: виды словосочетаний (именные, глагольные); схему разбора словосочетания.

    Уметь: различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам; разбирать словосочетания.

    Повторение: орфограммы ( гласные и согласные) в корне слов.

    Ход урока.

    1. Проверка домашнего задания.

    Дополнительные вопросы.

    -Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически).

    -Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса от главного слова к зависимому).

    -Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием).

    1. Запись под диктовку словосочетаний.

      Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.

       Обозначьте главные и зависимые слова, составляя схему словосочетания. По мере написания словосочетаний проводится работа по объяснению написания безударных гласных в корнях слов.

    -Какими частями речи могут выражаться главные слова в словосочетаниях?

    Делается вывод о том, что словосочетания могут быть с главным словом – существительным и главным словом – глаголом.

    Учитель сообщает учащимся, что словосочетания с главным словом существительным называются именным, глаголом – глагольным.

    1. Закрепление материала.

    Виды словосочетаний по строению. (Из учебника)

    Именные

    Глагольные

    - На какое слово надо обратить внимание, когда мы делим словосочетания на группы по строению? ( На главное слово).

    - Что мы должны узнать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено).

    - Какие виды словосочетаний можно выделить по строению? (Именные и глагольные).

    4.   Учащимся сообщается, что словосочетание «суш.+ прил.» могут быть средством выразительности речи. Это происходит тогда, когда прил. , входящие в состав словосочетания, не только сообщают определенные сведения о предмете, нужные для понимания смысла, но и ярко, образно рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему. Такие прилагательные называются эпитетами.

    Сравните предложения:

    Высокая рябина мокнет под дождем.

    Чахлая рябина мокнет под дождем.

      В первом предложении прил. высокая просто сообщает сведения о рябине – ее высоте, во втором – благодаря эпитету чахлая создается образ.

    1. Составьте словосочетания со следующими словами.

    Осина ( прямая, голая, трепетная, нарядная, серебристая, горькая и пр); туча (большая, темная, свинцовая, угрюмая, снежная, грозная и пр.)

    Одно словосочетание – с эпитетом, другое – сообщающая просто общие сведения.

    6. Итог урока.

    7. Домашнее задание.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

    урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

    Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

    Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

    Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

    Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

    Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

    Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....

    Презентация к уроку русского языка "Словосочетание. Виды словосочетаний"

    Данная презентация содержит ряд упражнений, который поможет учащимся понять тему поэтапно, начиная от узнавания словосочетаний, определения типа связи, до создания собственных словосочетаний, создания...