Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бухабаева Асият Капитоковна

 

             Закрепить знания учащихся о синонимах;

           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;

            определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте;

             формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей;

              воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_sinonimy.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: Синонимы.

   Цели урока :

          закрепить знания учащихся о синонимах;

           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;

            определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте;

             формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей;

              воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.

                                  Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока

  1. Практическая проверка знаний

  1. Словарный диктант. Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их  в тетрадь.

-    Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. ( Омонимы.)

 - Слова, имеющие несколько лексических значений.(Многозначные.)

  - Раздел лингвистики, изучающий слова. ( Лексика.)

   - Словарный запас человека. ( Лексикон.)

  - Слова с противоположным значением. ( Антонимы.)

  - Красная строка, отступ в начале строки.( Абзац.)

  1. Игра в синонимы. Ученики по цепочке составляют синонимичные ряды.

                - Какие слова называют синонимами?

                -  Чем слова- синонимы могут отличаться друг от друга?

              3. На доске один ученик записывает два предложения.

               Строители возвели на нашей улице новые дома.

                Деревянные избы часто встречаются в деревнях.

                  -  Найдите слова- синонимы.

                  -  Какое из этих слов вам приходилось встречать чаще и

               в книгах, и в устной речи?

             4.  Игра   « Переводчик»

              Кто быстрее заменит слова в предложении синонимами.

              В лесу мы увидели рыжую плутовку. ( Лису.)

              Сохатый вышел из чащи на опушку леса.( Лось.)

              Караульный внимательно осмотрел здание. ( Сторож.)

           

   5.Физкультурная минутка

   6. Творческое задание

    Учитель: Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол « сказала». Мы  часто употребляем в своей речи слова» сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать синонимы к глаголу « сказала»?

( Учащиеся подбирают синонимы: сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,

пробормотала.)

       В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол « сказала» другими словами.

       Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать  к сыну, который жил  далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

        - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-

сказала первая дочь.

        - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.

        - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

        - Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.

        - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала

пятая.

          - Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

   Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? ( Учащиеся отвечают.)

  1. работа по группам (рядам)

 Кто быстрее закончит синонимичный ряд.

  1 ряд: мерзнет,…

   2 ряд :рисует,…

   3 ряд: бежит,…

  1. - Какова роль синонимов в тексте? ( Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)

  Ученик с каждого ряда придумывает тему текста, в котором нужно использовать свои ряды синонимов. Все самостоятельно работают над текстом.

  1. .  Итог урока .

 Учитель: В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста.

   

9. Домашнее задание

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Стилистика. Синонимы

Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....

Коррекционное логопедическое занятие-конспект 2-4 классы "Синонимы. Подбор синонимов к слову".

Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.Тема: "Синонимы. Подбор синонимов к слову".Формиро...