Словообразование
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Бухабаева Асият Капитоковна

 

     Закрепить знания учащихся о способах образования слов  в русском языке;

      сформировать умение разбирать слова по составу;

      способствовать воспитанию наблюдательности, чувства ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                             Словообразование

                               Урок - практикум

Цели урока:

     закрепить знания учащихся о способах образования слов      в русском языке;

      сформировать умение разбирать слова по составу;

      способствовать воспитанию наблюдательности, чувства ответственности.

              Ход урока

   1. Организационный момент

   2.Повторение по теме «Словообразование»

1. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее: дружок, хорошо, грузчик, заход.

   Выделите окончание и основу в словах. Какое слово не имеет окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов? Каждого конкретного слова?

     2. Выделите суффиксы в словах: снежок, занесли, учитель, беловатый.

       Какое слово лишнее и почему? ( Суффикс –л – не словообразовательный.)

Каково значение суффиксов в остальных словах?

3. Определите значение суффиксов в слова, найдите лишнее слово: стульчик, лётчик, шкафчик, барабанщик, каменщик. ( Лишнее – «стульчик», в нем уменьшительно – ласкательный суффикс.)  

     4. Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово: подход, подосиновик, подсвечник, подушка.

    Почему подосиновик, подсвечник, подушка так называются? ( У приставки ПОД – в этих словах значение синонимично значению предлога  ПОД.)

     А каково значение приставки в слове «подход»?

     Вспомните другие слова с приставкой ПОД -, имеющей значение приближения ( подъехал, подошёл, подбежал).

      Так какие морфемы – словообразующие?

      Предлагаю вам ещё несколько «задачек».

      5. Разберите слова  по составу: снеговик, весенний, задумка, низко, водопад, самолёт,

       6. Сравните три слова: дух, смех, успех.

Может быть, вы скажете, одинаковым ли способом они образовались? И какой же древний суффикс вами выявлен?              

( Суффикс – х -.)

 3.Физкультурная минутка

 4. Наблюдение над использованием морфемного повтора в изобразительных целях.

Учитель: Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Учёные- лингвисты подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 слов из 10! Ведь приставки и суффиксы могут объединяться.

     Безграничными возможностями словообразования пользуются писатели, поэты.

   1. Послушайте стихотворение  С. Маршака. Какие однокоренные слова лежат в его основе?

        Чести золото не купит.

        Честный чести уступит.

        Честь нужна ему, как свет.

        Рад продать её бесчестный,

        Но, как всякому известно,

        У бесчестных чести нет.

    2. Повтор в художественной речи - очень выразительное средство: повтор слов (лексический), повтор звуков (звукопись), повтор морфем ( однокоренные слова).

     прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета « Осенняя роза».

        Осыпал лес свои вершины,

        Сад обнажил свое чело,

        Дохнул сентябрь, и георгины,

        Дыханьем ночи обожгло.

Как вы понимаете выражения «сад обнажил своё чело», «георгины дыханьем ночи обожгло»? Какой приём использован поэтом? В каком значении употреблено слово «ночь»? С какой целью автор использует однокоренные слова? Какой повтор вы нашли в стихотворениях русских поэтов? (Это опережающее задание.)  

 5.Чтение и анализ стихотворений, подготовленных дома

Учитель: Что придаёт стихам неповторимый русский колорит?   ( Уменьшительно – ласкательные суффиксы.) Отметим также постоянные эпитеты, инверсию.

 6.Поводятся итоги урока. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....