«Части речи. Имя существительное» урок-семинар
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Халуева Светлана Юрьевна

Цель:

обобщение, повторение и систематизация знаний об имени существительном, об орфограммах в этой части речи; расширение знаний о лингвистическом термине «имя существительное, об истории имён существительных, об особенностях склонения, определения рода, синтаксической роли имен существительных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-seminar.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар

в 6 классе

«Части речи. Имя существительное» (2ч.)

Цель: обобщение, повторение и систематизация знаний об имени существительном, об орфограммах в этой части речи; расширение знаний о лингвистическом термине «имя существительное, об истории имён существительных, об особенностях склонения, определения рода, синтаксической роли имен существительных.

Оборудование:

  1. стенд «Материалы к уроку» - вопросы к семинару;
  2. список литературы;
  3. газета с занимательными заданиями «Имя существительное».

                                   

Ход семинара.

«Дверь - имя существительное или прилагательное?»

  1. Семинар начинается со сценки «Экзамен Митрофана» (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь,котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

             Вопрос.

Какую ошибку допустил Митрофан, почему?

        Задание

Ответьте на вопросы:

1.Знал ли Митрофан другие части речи?

2.Какие части речи знаете вы?

3.Сколько в русском языке частей речи?

     2.Уточняется тема и особенности урока, обращается внимание на выставку книг по теме семинара.

Группы ребят показывают книги, с которыми они работали, готовясь к семинару.

Первая группа учащихся выступает с сообщениями по  вопросу «Сколько частей речи в русском языке?» , показывает оформленную ромашку «Части речи».

Вторая группа учащихся рассказывает о составе слова «существительное», называет его родственников.

Выступление третьей  группы.

Какая из частей речи более самостоятельная: существительное или прилагательное? Всегда ли легко определить имя существительное?

Чтение отрывка из рассказа Л.Петрушевской «Пуськи бятые».

Задание. Определите в тексте части речи.

Выступление четвёртой группы.

Сколько у существительного падежей?

Инсценировка стихотворения Г.Граубина «Ленительный падеж».

Выступление пятой группы учащихся.

Какого рода слово «сирота»?

Физминутка.

Выступление шестой группы  с сообщением «Как собственные существительные становятся нарицательными?»

Выступление седьмой группы «Какова синтаксическая роль имени существительного?»

Практическая часть семинара.

Сообщения учащихся о лингвистическом эксперименте, проведённом в процессе подготовки к семинару.

1)Данные об употреблении имен  существительных из «Частотного словаря русского языка».

2)Подсчёт имен существительных в «Толковом словаре Ожегова» на буквы К.Р.

3)Анализ текста из 100 слов в газете «Новое Заволжье».

4)Анализ текстов в учебнике истории.

5)Анализ текстов в учебнике биологии.

6)Чтение примеров предложений, состоящих из одних имён существительных (из  художественной литературы).

Вопросы.

-Чьи выступления показались наиболее интересными и почему?

-Что в этих выступлениях было особенно интересным или важным?

Тест по теме «Имя существительное».

Подведение итогов семинара.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самостоятельные части речи. Имя существительное".

Цель презентации - повторение сведений об имени существительном....

Повторение в начале года.Части речи.Имя существительное

Урок разработан для среднего по силе  класса, по стандартному учебнику Т.А.Ладыженской.Цель этого урока заключается в том, чтобы повторить материал, изученный детьми в начальной школе....

Развитие речи учащихся на уроках-семинарах по литературе

Семинарские занятия становятся той формой работы, которая помогает решать многие задачи, стоящие перед школой, в том числе одну из основных метапредметных – развитие устной и письменной речи учащихся...

Презентация. 5 класс. Русский язык. Тренинг-пятиминутка. Части речи. Имя существительное

Презентация  «Тренинг-пятиминутка » «Части речи. Имя существительное» создана к проведению урока русского языка в пятом классе. Показ направлен на закрепление знаний. В конце занятия ученики долж...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....