РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья по русскому языку (9 класс) по теме

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Архипова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Саратова» (МОУ «СОШ №52»)

Без уроков развития речи учеба потеряла бы всю свою прелесть. Творческие работы школьников развивают навыки грамотной письменной речи, воспитывают, формируют взгляды, вкусы, дают возможность высказаться о том, что особенно волнует. Но писать – дело трудное, требующее умений, навыков, любви к слову, терпения. Школа должна готовить будущих студентов, чьи работы должны впоследствии отличаться правильным словоупотреблением, умением выделять главное, связно, грамотно и кратко изложить факты, будь то отчет, диплом или курсовая работа. Не секрет, что это для многих школьников очень сложно осуществить без дублирования. В этом  смысле претензии к нам, учителям – словесникам, серьезные. Одна из главных причин – обучать сочинению в школе всерьез мы начинаем с 8 класса. Обучение сочинению – это одна из сложных форм деятельности ученика, требующая опыта молодого автора. Надо признать, что не случайно при сдаче ГИА и ЕГЭ (11 класс) по русскому языку одной из частей работы является сочинение. Жизнь требует, чтобы молодые люди к 16 годам умели свободно излагать свои мысли, а не пересказывать текст. Уроков русского языка по развитию речи недостаточно. Это обстоятельство подталкивает искать новые подходы в обучении, в углублении знаний, в развитии творческих способностей  ребят, их мыслительной деятельности. Особенно интересна работа с учащимися старших классов, одаренными, желающими самостоятельно работать над сочинением. Работа предполагает  совместную деятельность учителя и учеников. С этой целью можно использовать часы аудиторной  или внеаудиторной занятости. Учитель учит ученика овладевать определенными действиями, приемами работы, различными способами изложения мысли. Для этого родилась форма работы – создание молодежного информационного центра «Юный журналист» («Пульс планеты»). МЫ знаем, что за последние годы многие учителя ввели в практику работы типа очерка – проблемного, портретного, путевого. Но, не освоив простейших жанров, учащиеся с трудом овладеют очерком. Поэтому целью создания центра является умение овладеть  теоретическими и практическими журналистскими жанрами. Это свежая струя в работе со школьниками по обучению сочинению.  Школьники с интересом начинают писать свои работы, так как знают, что лучшие будут помещены в школьную газету или будут размещены в блоге школьного сайта. Занятия начинаем с того, что знакомим учащихся с программой обучения творческим сочинениям типа газетных жанров. Это очень важно,  так как следует увлечь ребят перспективой овладением полезным в жизни мастерством журналистики. С другой стороны, ребята должны представить,  что  на пути к цели их ждут трудности. Обучение лучше всего строить  по плану: заметка, репортаж, отчет, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, очерк. Часы распределяем в зависимости от их количества,  можно освоить программу за год, можно углублять ее потом в течение двух - трех лет. Начинаем работу над сочинениями типа заметки. Определение жанра ученики записывают в тетради. Потом собирают материал, зная, что заметка отличается информационным характером. Заметка должна иметь яркий заголовок . Юные журналисты немало трудятся, пока не освоят методику работу с этим жанром.  Учитель правит ученические сочинения и обязательно комментирует исправления. Следующий этап - жанр репортажа.  Предлагается множество тем: «Школе – 50»; «Нет – курению»;  «Мы победим!». Лучший репортаж можно передать по школьному радио. Наиболее интересным и сложным является интервью. Оно бывает трех видов:  интервью - рассказ, интервью – беседа, интервью с зарисовкой.  На практике все эти виды смешиваются. Учитель обучает детей теории, а потом  школьники берут интервью у работников школы. Впоследствии ребята четко определяют тему беседы, отбирают вопросы, ведут свои записи, оформляют интервью.  Так, с большим интересом ребята берут интервью на темы: «Современное образование», «Вредные привычки», «Ты в коллективе». Так, постепенно ребята, освоив теорию, практику журналистских жанров, начинают писать очерки  на 400 – 500 слов. Работы обсуждаются, лучшие отправляют на областные конкурсы. Так, очерк «Учитель» был выставлен ученицей 8 класса на сайте Института усовершенствования  квалификации работников образования и науки. Самостоятельность девочки была отмечена сертификатом участника.  Ученик 9 класса начал писать свои рассказы, в районном литературном конкурсе его фантастический рассказ «Посланник» занимает 3 почетное место. В итоге все ученики, потрудившиеся в информационном центре, отрабатывают следующие умения: 

1.     умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы. Ученик понимает,  к чему обязывает его каждое слово темы(широкая тема или узкая).  Также важен отбор фактов, которые отвечают теме;

2.     умение подчинять свое сочинения  главной мысли;       

3.     умение собирать материал для сочинения;

4.     систематизация материала, последовательность его подачи;

5.     умение строить сочинения определенного жанра;

6.     умение грамотно выражать свои мысли;

7.     умение переделывать, редактировать написанное.

Нельзя всему сразу научить школьников. Постепенно  нужно переходить от умения к умению. При этом учитель сумеет осуществить всю программу.  А языковые умения отрабатываются на уроках грамматики. Постепенно ученики овладеют и орфографией, и пунктуацией.  Обучение позволит углубить понимание литературы, будет обогащен лексикон.  Ученики с удовольствием будут читать газеты и журналы. Когда  -  нибудь с благодарностью  они вспомнят занятия в центре «Юный журналист». А для учителя это будет лучшей наградой.

Литература

1.     А.М. Гринина-Земскова «Сочинениям надо учить», Волгоград, 1970г.

2.     Т.А.  Ладыженская «Система обучения сочинениям», М; «Просвещение», 1967г.

3.     В.А. Никольский «Сочинения в средней школе», М; Учпедгиз, 1960г.

4.     М.А. Рыбникова «Избранные труды», АПН РСФСР, М; 1958г.

5.     С.А. Павлова «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку», Москва, «Просвещение», 2009г.   

Развитие речи учащихся во внеурочное время. – Сборник «Компетентносный подход в обучении…» - Энгельс: филиал СГТУ г.Энгельс - Апрель 2011г.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся во внеурочное время.

Проблему  развития логического мышления можно хотя бы отчасти решить на внеклассных занятиях по математике.  Внеклассная работа даёт возможность организовать решение интересных и более трудн...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Творческое развитие учащихся во внеурочное время

В статье показано в виде схем возможности творческого развития учеников школ....

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....

Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....

«Образовательное событие в школе как способ развития ИКТ – компетенций учащихся во внеурочное время»

Образовательное событие трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которое переживают воспитанники при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого у...