План - конспект урока
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

 Тема урока: Причастие как часть речи.

1.  Ф.И.О. автора: Колобанова Анна Григорьевна.

2.  Место работы: МОУ СОШ № 13 пос. Щербиновский Щербиновский район Краснодарский край.

3.  Должность: учитель русского языка и литературы.

4. Предмет: русский язык.

5.  Класс: 7.

6. Тема и номер  урока в теме: Причастие как часть речи,  №19.

7. Базовый учебник:  М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.

8. Цель урока: познакомить учащихся с причастием, его морфологическими и грамматическими признаками, употреблением в речи.

9. Задачи:

- обучающая:

научить учащихся выделять причастие среди других частей речи;

-развивающая:

развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; отрабатывать навык употребления правила на практике;

-воспитательная:

 воспитывать речевую культуру учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

10.  Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний.

11. Формы работы учащихся: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная,  индивидуальная.

12. Необходимое техническое оборудование: проектор и экран или интерактивная доска, Интернет-ресурсы, персональный компьютер, теннисный мячик, листы контроля, презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plan-konspekt_kolobanova.zip34.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

 Тема урока: Причастие как часть речи.

1.  Ф.И.О. автора: Колобанова Анна Григорьевна.

2.  Место работы: МОУ СОШ № 13 пос. Щербиновский Щербиновский район Краснодарский край.

3.  Должность: учитель русского языка и литературы.

4. Предмет: русский язык.

5.  Класс: 7.

6. Тема и номер  урока в теме: Причастие как часть речи,  №19.

7. Базовый учебник:  М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.

8. Цель урока: познакомить учащихся с причастием, его морфологическими и грамматическими признаками, употреблением в речи.

9. Задачи:

- обучающая:

научить учащихся выделять причастие среди других частей речи;

-развивающая:

развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; отрабатывать навык употребления правила на практике;

-воспитательная:

 воспитывать речевую культуру учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

10.  Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний.

11. Формы работы учащихся: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная,  индивидуальная.

12. Необходимое техническое оборудование:  проектор и экран или интерактивная доска, Интернет-ресурсы, персональный компьютер, теннисный мячик, листы контроля, презентация к уроку.

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.

Запись темы в журнал, запись отсутствующих.

Запись даты в тетрадь.

1-2

2

Актуализация знаний.

Задание и указания учителя.

Формулирует задание для учащихся.

Принимают задание учителя и отвечают на вопросы.

5      

3

Объяснение нового материала.

1)

Слово учителя

Дает понятие о причастии как о части речи. Раскрывает существенные признаки изучаемых явлений.

Беседа, отвечают на вопросы учителя.

3

2)

Записи в тетради темы урока. Объяснение учащимся новой информации.

ЭУМ И-типа «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия» (1).

Раскрывает морфологические признаки причастия. Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ.

Воспринимают тему, выполняют  ЭУМ.

3

3)

Работа с интерактивной таблицей «Прилагательные и причастия».

Работа с таблицей «Прилагательные и причастия» с помощью ЭОР П-типа (2).

Формирует умения разграничивать причастия и прилагательные.  

Воспринимают и осмысливают информацию.

3

4)

Работа над упражнением 52 (выполняется устно).  Первичное закрепление полученных знаний.

ЭОР П-типа. Интерактивный текст

«Согласование причастий с существительными» (4).

Интерактивные схемы «Согласование в роде, числе и падеже» (1, 2, 3)

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися ЭОР П- типа. Ответы на вопросы.

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его выполнению.

4

5)

Работа с текстом.

ЭОР П-типа.

Интерактивный текст с заданием «Понятие о причастии» (5)

Раскрытие морфологических признаков глаголов, которые есть у причастия.

Выполняют ЭОР П-типа и задают вопросы.

6

4

Самостоятельная работа.

ЭОР К-типа.

Электронное задание «Понятие о причастии» (1 и 2 варианты).

Объяснение выполнения задания.

Проверка заданий, выполненных учащимися с помощью ЭОР.

Запись основных понятий, воспроизведение усвоенного материала.

3

5

Формирование умений и навыков.

Объяснение выполнения задания.

Выполнение упражнения, задания учителя.

10

6

Обобщение.

ЭОР И-типа.

«Лингвисты о причастии» (1)

Чтение сведений.

Воспринимают и осмысливают информацию.

1

7

Подведение итогов урока.

Дает оценку деятельности учащихся.

Подают дневники на оценку.

1

8

Консультация по домашнему заданию.

ЭОР К-типа.

Электронное задание «Понятие о причастии» (3 вариант).

Консультирует учащихся по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания.

2

Перечень  используемых  на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

сетевой

Демонстрационный, иллюстрированный

http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html

2

Таблица «Прилагательные и причастия»

сетевой

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf

3

 «Согласование причастий с существительными»

сетевой

Интерактивный текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f1ead94-6c6b-4fba-9b28-0155c4dd541a/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_195%5D.swf

4

«Согласование в роде»

сетевой

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/032c0d9a-b7d2-43dd-be48-34ad1b273f6d/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_196%5D.swf

5

«Согласование в числе»

сетевой

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca58df7d-e227-455e-b157-2c44be09d11e/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_197%5D.swf

6

«Согласование в падеже»

сетевой

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cafbccb-25bb-40a4-a8f0-a3ba2038f8d4/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_198%5D.swf

7

 «Понятие о причастии»

сетевой

Интерактивный текст с заданием.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

8

 «Понятие о причастии»

сетевой

Электронное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html

9

«Лингвисты о причастии»

сетевой

Демонстрационный, иллюстрированный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: создание рабочей обстановки.

- Запишем число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: выяснение степени осознанного усвоения пройденного материала.

1. Опрос по теме «Стили литературного языка»:

- Какие стили литературного языка вам известны?

- Чем они отличаются друг от друга?

- В какой сфере используется каждый из стилей?

2. Выборочная проверка упражнения 50 (определение стиля текстов).

III. Объяснение нового материала.

Цель этапа: раскрыть существенные признаки изучаемых явлений.

1. Слово учителя

- У меня в руках мяч. Какой он? (Теннисный, белый, круглый, маленький)

- Каково грамматическое значение этих слов? (Признак предмета)

- Каково лексическое значение этих слов? (По цвету - белый, по форме - круглый, по величине – маленький, по назначению – теннисный)

- Могут ли измениться эти признаки мяча? (Нет)

- Какой частью речи являются эти слова? (Прилагательные)

- Я бросаю мяч на пол, что с ним происходит до того момента, пока он не упадет на пол? (Он летит)

- Каково грамматическое значение этого слова? (Действие предмета)

- Какой частью речи является это слово? (Глагол)

- Назовите признак мяча во время полета, падения. (Летящий – тот, который летит, падающий – тот, который падает)

- Это постоянный признак мяча? (Нет, временный)

- Можно ли назвать эти слова прилагательными? (Нет)

- Почему? (Летящий, падающий – признаки непостоянные, т.е. находятся в процессе полета, падения)

- Речь сегодня пойдет именно о временных признаках предметов. Мы переходим к ранее не изучаемой части речи, имя которой – причастие.

2. Запись темы урока на доске и в тетрадях. Объяснение темы учителем  с использованием  ЭУМ И-типа, http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html

3. Работа с интерактивной таблицей «Прилагательные и причастия»

Цель этапа: формировать умения разграничивать причастия и прилагательные.  

Работа с таблицей с помощью ЭОР П-типа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf

4. Работа над упражнением 52 (выполняется устно).  

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися  ЭОР П- типа.

Если причастие обозначает признак, значит, имеет признаки прилагательного. Выполнив задания, мы узнаем, какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия. И дадим ответ на вопрос: Как изменяется причастие?

Темнеющий (лес) – темнеющая (роща)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/032c0d9a-b7d2-43dd-be48-34ad1b273f6d/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_196%5D.swf 

По родам

Темнеющий (лес) – темнеющего (леса)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cafbccb-25bb-40a4-a8f0-a3ba2038f8d4/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_198%5D.swf

По падежам

Темнеющий (лес) – темнеющие (леса)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca58df7d-e227-455e-b157-2c44be09d11e/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_197%5D.swf

По числам

- Чем сходны причастия и прилагательные? (Они отвечают на одни и те же вопросы, одинаково изменяются)

Ответ учащихся формируется с помощью ЭОР П-типа «Согласование причастий с существительным»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f1ead94-6c6b-4fba-9b28-0155c4dd541a/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_195%5D.swf

5. Работа с текстом.

Цель этапа: выявление морфологических признаков глаголов, которые есть у причастия.

- Чтобы узнать, в чем различие прилагательного и причастия, запишите предложения, сделайте синтаксический разбор этих предложений:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

- Какими частями речи являются выделенные слова? (Причастия)

- На какой вопрос отвечают причастия (выделенные слова)? (Каких? Каким?)

- Как определить эту часть речи в тексте? (Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол»: Прибывших (сундуков) - от глагола прибыть, которые прибыли, признак непостоянный, вопрос каких?, изменяется по родам, числам, падежам. Не стесняющимся (видом) - от глагола не стесняться, который не стесняется, признак непостоянный; вопрос каким?, изменяется по родам, числам, падежам. Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный))

- Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола.

- Чем отличаются данные причастия?

        сов. в., пр. вр.                                              несов. в., наст. вр.

        прибывших (сундуков)                              делаемые (вопросы)

- Следовательно, причастие имеет признаки глагола: вид, время, наличие зависимого слова  (в степи) ночующий (обоз).

- Каким членом предложения могут быть причастия? (Причастие в предложении обычно бывает определением)

IV. Самостоятельная работа.

Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма  применения знаний  на практике. Выполнение заданий с помощью ЭОР по вариантам. (Первые 2 варианта выполняются в классе. 3 вариант учащиеся, у которых есть возможность, выполняют дома).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html

Воспроизведение правила учащимися (заполнение таблицы).

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»                                       (лист контроля у каждого учащего)

Вопросы

Прилагательное

Причастие

1. От какой части речи образуются?

2. На какие вопросы отвечают?       

3. Что обозначают?            

4. Как изменяются?             

5. Чем можем заменить?

6. Какими членами предложения могут быть?

7. Какую часть речи распространяют в предложении? 

Инструмент проверки (модельный ответ зачитывается учителем):

Вопросы

Прилагательное

Причастие

Кол-во баллов

1. От какой части речи образуются?

От имени существительного

От глагола

1 балл

2. На какие вопросы отвечают?     

Какой?  Каков?        

Какой?  Каков? Что делающий? Что сделавший?

1 балл

3. Что обозначают? 

Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)

Признак предмета по действию (временный: настоящее и прошедшее время)

1 балл

4. Как изменяются? 

По родам, числам, падежам (склоняются)

По родам, числам, падежам (склоняются)

1 балл

5. Чем можем заменить?

Синоним (иногда)

Сочетание «местоимение который + глагол»

1 балл

6. Какими членами предложения могут быть?  

Определение, сказуемое

Определение, сказуемое

1 балл

7. Какую часть речи распространяют в предложении?         

Существительное

Существительное

1 балл

Отсутствие ответа на вопросы

0 баллов

Максимальное количество баллов:

7 баллов

V. Формирование умений и навыков.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.

1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)

Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

(Слова диктуются учителем)

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

2. Задание № 2. Выполнение упражнения 54.

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( М. Лермонтов)

2) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. ( М. Лермонтов).

- Какими частями речи являются однокоренные слова? (Белеет – глагол, белеющий – причастие)

-Какие ещё причастия есть в записанных предложениях? (Спаленной, ночующий)

- Как вы их узнали? (Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол»: Ночующий (обоз) - от глагола ночевать, который ночует, признак непостоянный, вопрос какой?, изменяется по родам, числам, падежам. Спалённой (жнивы) - от глагола спалить, которую спалили, признак непостоянный; вопрос какой?, изменяется по родам, числам, падежам.

- Каким членом предложения могут быть причастия? (Причастие в предложении обычно бывает определением)

VI. Обобщение.

Цель этапа: обобщение по теме урока.

- Что вы узнали о причастии как о части речи?

- А вот как о причастии говорят лингвисты:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm

- Что особенного они видят в этих словах?

VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.

- Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы! А интересно ли было вам на уроке? Работа каждого из вас будет оценена по достоинству. (Комментированное оценивание работ учащихся на уроке).

VIII. Консультация по домашнему заданию.

Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.

1 группа: § 9 учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии; найти в тексте причастия http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90092de6-d1e7-476d-a969-22d3e91aa656/%5BRUS7_132%5D_%5BQS_202%5D.html

2 группа: § 9 учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии; найти в тексте причастия; упражнение 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...