Урок в 5 классе по теме: "Письмо"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок знакомит учащихся с историей происхождения письма, с правилами письма, с эпистолярным жанром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_v_5_klasse.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

 на тему "Письмо"

Цели и задачи урока:

   Познавательный аспект: ознакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с   правилами написания письма, с эпистолярным жанром ;

   Развивающий аспект: развивать мысленно – речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;

  Воспитательный аспект : воспитание бережного и ответственного  отношения к слову, стремление выразить своё "Я" в тексте письма.

 

Тип урока: изучение нового материала.

      Наглядно-демонстрационные материалы:

             1 .Компьютерные распечатки образцов писем.

                                             2.Большой конверт.  

                                             3.Интерактивная доска, презентация (слайды)

                                        Ход урока

        

                                                                       Эпиграф к уроку:  

                                                                                                Прошу тебя

                                                                                                Пиши мне письма!

                                                                                                В наш громкий век

                                                                                                Им нет цены.

                                                                                                                         Н.Кузовлева

I. Начало урока. Психологический настрой учащихся                                                                              

а)Любите ли вы получать письма?                                                                                                    б)Как вы считаете :умеете ли вы писать их?                                                                             в)Хотите этому научиться?                                                                                                                                                                                                          

Учитель: Сейчас, когда информация передаётся мгновенно с помощью Интернета, мобильных телефонов, люди утрачивают потребность в написании писем, но люди пишут письма и отправляют все чаще и чаще по электронной почте. А как вы думаете,  для чего пишут письма?

Ученик: Чтобы передать какое-нибудь сообщение ,информацию, рассказать о своих чувствах.

  Учитель:             Письма поддерживают в трудную минуту и помогают разделить радость в моменты счастья. Нет, наверное, такой семьи ,которая не получала бы письма.

    А как же появилось письмо? Какая у него история?

Самые первые письма заменяли гонцы,  которые устно передавали сообщение. Гонцов сменило рисунчатое письмо. Например, сердце и стрела символизировали любовь ,лук и стрелы - войну.

   Через много лет, с созданием письменности,  появилось словесное письмо, т.е. можно было общаться с помощью слов.

   Как мы видим из истории ,письмо проделало большой путь, прежде чем стать таким каким мы знаем его сейчас.

Послушайте, ребята, что сказал о письме  К.Симонов:

                       Письма пишут разные : слезные ,болезные,

                       Иногда прекрасные ,чаще бесполезные.

                       В письмах все не скажется

                       И не все услышится ,

                       В письмах все нам кажется,

                       Что не так напишется

II. Знакомство с новым материалом   

                                                                                 

   Писать можно обо всём: о повседневной жизни, о школьных делах, об увлечениях и занятиях. В письмах вы можете поделиться мыслями о книгах, фильмах и спектак-             лях , рассказать о своих проблемах.

   Письмо как тип текста совмещает в себе и повествование ,и описание и рассуждение.

Оно состоит из трёх частей: зачина ,средней части и концовки.

Письма обычно пишутся в эпистолярном жанре .Это для вас новое понятие ,что с греческого означает письмо ,послание.

Ода эпистолярному жанру

                     Эпистолярный жанр! Все глубже уходишь ты в небытие.

                    Чему под силу в наших душах звучанье заменить твое?

                    Открыт спокойствию и страсти ,ты был то вычурен ,то прост.

                    Ложился ,спешке неподвластен ,меж собеседниками мост.

                                                                                                    Н.Кузовлева

   Чтобы научиться писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила ,законы эпистолярного искусства .Я предлагаю вам прочесть письмо.                       (Слайд)

    Милостивый и любезный мой друг !

   Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности ,я ,с верою в успехе ,направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика ,нуждающегося в каком – либо занятии для насущного существовании ,не откажитесь пристроить его в Ваше правление.Л.Т.1897г  

   Что понравилось в этом письме? Что показалось необычным? (любезное обращение, вежливая просьба, выражение почтения.)

Это необходимые компоненты, составляющие правильную структуру письма. 

   Поговорим о правилах этикета.

На доске предложения – выдержки из писем.

(Слайд)Подари мне на день рождения сказки Андерсена.

Когда ты привезешь мне обещанную книгу ?Ну ладно ,пока .Пиши

В чем недостаток этих реплик? (Они невежливы. В них нет обращений) 

Обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием.

Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые реплики. 

2 ученика у доски записывают свои примеры. 

(слайд)Милая бабушка !Пожалуйста подари мне на день рождения сказки Андерсена.

  До скорой встречи ,подружка .Жду с нетерпением от тебя весточку.

Вывод: Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу же задает нужный тон.

    Ребята, а теперь познакомьтесь с классическими примерами поздравительных писем. 

  Из «Краткого письмовника»( «Правила Светской жизни и этикета .Хороший тонъ.-С-Петербург,1819г)  

 (Слайд)Добрая и милая бабушка!

Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом! Желает прожить много – много счастливых лет в радости и веселье.

   Крепко – крепко целующая Вас внучка Ли.

  Милый друг!

   Не откажись сделать великое одолжение своим посещением  вечерком сегодня душевно тебе преданного Л…

   Не избалованы мы такого рода письмами ,отвыкли от душевных ,теплых писем ,от деликатных слов ,любезных обращений .Ссылаемся на занятость.                                                                                 

   Написать интересное письмо-настоящее искусство .  Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт ,чтобы письмо дошло до адресата. Адрес нужно писать разборчиво , грамотно ,аккуратно.(На большом конверте показано, как нужно правильно заполнять конверт)Обратите внимание на знаки препинания и обязательно укажите на специально отведенном месте конверта почтовый индекс.

                                          Письма прибывают к нам со всех сторон,

                                          Их приносит нам почтальон.

                                          Чтобы легче адрес отыскать,

                                          Надо на конверте индекс написать.

Инструктаж : что можно и что нельзя вкладывать в конверт

Можно : письмо ,открытку ,подписанную или чистую ,свой рисунок

Не нужно: марки ,монеты ,мелкие предметы ,рисовать на конверте

Любое письмо состоит из трех частей

1.Начало ( Здравствуйте...........

Привет.................

Дорогой................

Милый друг............)

2.Основная часть(Большое спасибо

очень прошу вас

от всего сердца)

3.Конец (С уважением

До свидания

Заранее благодарен)

III. Самостоятельная работа с этими словами

Сейчас вы попробуете при помощи слов-подсказок написать письмо.(Работа в малых группах)

А теперь давайте обратимся к конкретным примерам писем и попробуем выделить в них 3 основные части( на партах у учащихся находятся распечатки писем)

а) Н. Островский – матери ("Моя милая родная мама")

б) С.Есенин – матери ("Ты жива еще моя старушка")

в) М.Горький – сыну ("Ты уехал  ,а цветы ,посаженные тобой...")

IV. Завершающая часть урока:

   А сейчас проверим ,знаете ли вы слова ,связанные с созданием письма .Отгаданные слова записываем в тетради.

1.Сообщение , поздравление, просьба, написанные на бумаге ,предназначенные для отправки на расстоянии(письмо)

2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт)

3.Пункт назначения письма местонахождение лица , которому оно предназначено(адрес)

4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс)

5.Человек, разносящий письма ,посылки ,телеграммы(почтальон)

Учитель: Ребята!Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта ,писали письма разных видов .А как вы думаете , мы хотя бы на шаг приблизились к возрождению эпистолярного жанра?

V. Домашнее задание

Написать письмо родителям из пионерского лагеря.

VI. Подведение итогов уроков

Список использованной литературы.

1.Русская речь. Пособие по развитию речи. Альмухаметов Р.В,

Галлямова Н.Ш, Уфа. Китап 1997-144с

2.Русский язык в школе и дома .Научно – популярный журнал 2008г Казаранова Г.Д.

Урок развития речи

 в 5 классе

 на тему "Письмо"

                                               Разработала учитель

                               русского языка и литературы

                                                                 МБОУСОШ№ 2 с.В.Татышлы

                               Ситдикова Э.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Письмо на космическую орбиту"

На данном уроке ребята постигают особенности эпистолярного жанра, учатся писать письма. Учитель знакомит шестиклассников с сайтом космонавтов (используется прямой выход в ИНтернет), дает адрес, по кот...

Конспект урока по английскому языку в 5 классе на тему: "Письмо Барбары. Barbara\'s letter"

Урок предназначен для учеников 5 класса для закрепления лексических и грамматических навыков по теме...

Урок развития речи в 5 классе по теме "Письмо"

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» знакомит  учащихся со структурой письма, с разными видами писем. На уроке формируется навык написания писем родным, близким, друзьям....

конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Письмо Санта Клаусу"

Урок направлен на формирование лексических навыков по темам "Рождество", "Подарки" и использование данной лексики в устной и письменной речи...

Технологическая карта по уроку обучения письма по теме "Письмо заглавной и строчной букв П, п"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления и формирования навыка каллиграфически правильного письмазаглавной и строчной букв П, п.Задачи урокаДидактичес...

Интегрированный урок графики и письма в 8 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы О по контурным ориентирам» с использованием презентации «Осень».

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...


 

Комментарии

В данной разработке урока одной из развивающих аспектов является развитие мысленно-речевой деятельности, продолжение работы по развитию образного мышления.