Урок русского языка в 5 классе по теме "Письмо"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

                                             Когда сердце свободно от суеты,

                                                    письмо  бывает хорошим.

                                                                                Платон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Огиенко Светлана Геннадьевна

2.Урок русского языка в 5 классе по теме»Письмо».

3.Лучшая методическая разработка.

Цели урока:

Обучающие:

-раскрыть значение письма как средства общения;

-ознакомить со смысловыми частями письма;

-научить составлять личное письмо;

Развивающие:

-закрепить навыки постановки знаков препинания при обращении;

-развитие связной речи учащихся;

Воспитательные:

-воспитывать культуру письменного общения;

-воспитание любви к русскому языку;

                      Ход урока.

                                             Когда сердце свободно от суеты,

                                                    письмо  бывает хорошим.

                                                                                Платон.

1.Организационный момент.

-Ребята, прежде чем сообщить вам тему урока, отгадайте загадку.

     С боку марка и картинка,

     В круглых штампах грудь и спинка.

     Маленькое  очень, быстрое, как птица,

     Если захочешь, за море умчится. (Письмо)

2.Сообщение темы урока. Сегодня мы ознакомимся со смысловыми частями письма, научимся составлять личное письмо.

3.А что такое письмо? (Слайд№1)

Письмо-это написанный текст, посылаемый для сообщения.

-Скажите, а в наше время мы часто пишем письма?(Ответы детей). А ваши бабушки и дедушки, да и родители помнят то время, когда письма писали часто, находясь на далеком расстоянии друг от друга. Писали дружеские, личные, поздравительные письма. А может быть,у ваших родных сохранились письма? Помните, в нашем станичном музее мы видели письма с войны? Такие письма особенно ценят, их бережно хранят , достают лишь в исключительных случаях. Ведь бумага старая и нередко рассыпается. (Показываю письмо своего деда с войны). Как выглядели военные письма? Почему?

4.Словарная работа. Кто знает значение слов АДРЕС,  АДРЕСАТ, АДРЕСАНТ, ИНДЕКС? (Слайд2)

АДРЕС(фр.)-надпись на письме, посылке, бандероли, указывающая получателя и место назначения.

АДРЕСАТ(фр.)(нем.)-получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка, телеграмма.

АДРЕСАНТ(фр.)(нем.)-отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.

ИНДЕКС - условное обозначение населенного пункта.

Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы - эпистолярным жанром.(Слайд 3)

Эпистола-жанр литературы 18-19 века.1. Послание в форме письма. 2.Устарелое, шутливое письмо.

5.Виды письма.

-Ребята, какие вы знаете виды письма?(Заслушиваются ответы).(Слайд№4)

                             

                     Виды письма.

            1.Личное, дружеское письмо.

             2.Деловое письмо

            3.Поздравительное письмо.

             4.Письмо в газету.

 6. Этикет составления личных  писем.

-Прочитайте письма из учебника (упр.222), (упр.223),(224).   Учебник под ред.Т.А.Ладыженской.

С каких слов начинаются письма?

-Дорогой Павлик!

-Здравствуйте, дорогая Елена Ивановна!

-Здравствуй, бабушка!

Слова, при помощи которых мы обращаемся к адресату, называются ЗАЧИНОМ. Какие слова еще можно добавить в зачин?(Здравствуй, привет, любимый, дорогой, уважаемый). Почему пользуемся разными словами?

Словарь: здравствуй, здравие, здоровье, уважаемый.

Затем идет основная часть. Эту часть можно писать по своему усмотрению.Третья часть письма-концовка.Найдите в прочитанных письмах концовку.

-Пока до свидания, Павлик. Пиши мне побольше. Твой друг.

-Ваня.

-До свидания. Лена.

Какие слова можно еще употреблять в концовке? (Всего доброго, с уважением, прощай).

Словарь: до свидания, с уважением.

Почему концовка в этих письмах разная? (Ответы учащихся).Найдите в письмах обращения. Расскажите о знаках препинания при обращениях.  Итак, давайте вспомним, из каких частей состоит письмо. (Слайд№5).

                      Части письма.

        1.Зачин.

         2.Основная часть.

         3.Концовка.

7.Анализ поздравлений .(Слайд№6).

Уважаемый Петр Игнатьевич!

От всей души поздравляю Вас с Днем Защитника Отечества.

Дорогие мальчики! Поздравляем вас с Днем Защитника Отечества.

Повторяем употребление местоимения Вы, вы.

Физминутка.

8.Сейчас мы с вами познакомимся с правилами написания письма.(Слайд№7). Чтение с комментариями учителя.

        Правила написания письма.

1.Если вы получили письмо, обязательно ответьте.

   2.Пишите ответ только тогда, когда у вас хорошее настроение. Письмо      будет хорошим, добрым.

  3.Пишите разборчивым почерком.

   4.Если письмо напечатали, концовку допишите своим почерком.

    5.Прежде чем отправить, проверьте, нет ли ошибок.

    6.Если хотите что-то добавить, поставьте знак PS и допишите.

     7.Никогда не читайте чужие письма.        

9.Оформление адреса.

Учитель: Вы написали письмо. А что дальше?

Ученик: Положить в конверт и написать адрес. Без адреса письмо не дойдет.

10.Правила оформления адреса.(Слайд№8)

   1.Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.

   2.Названия республик, городов, деревень пишетсяв именительном падеже, Ф.И.О. получателя в дательном падеже, Ф.И.О. отправителя-в родительном падеже.

    3.Внизу, в левой части, пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения.

     4.Образец. 

От кого   Котовой Ирины Петровны

Откуда     г.Пенза

          Ул. Мира, д.76, кв.43

                              Индекс

                                                        Кому  Орловой Нине Ивановне

                                                         Куда  Республика Адыгея

                                                                   г. Майкоп , ул.Победы, д.7, кв.76.

                                            Индекс

Подписываем конверты, принесенные детьми.

11.Роль писем в жизни человека. Почта.

В наше время для общения мы часто пользуемся телефоном или электронной почтой. Несомненно, это быстрее и удобнее, но содержание письма может быть таким чувственным, что захочется сохранить и перечитать его. Письма сокращают расстояния, дают хоть на несколько минут приблизиться к родному человеку. Письмо называют «дорога к сердцу». Как вы понимаете это выражение? Сегодня дома вы напишете письма. Кто-то, возможно,впервые.Будет нелегко. Если писать письма будете часто-все получится.

Ребята, вам было дано задание-принести конверт. Где вы его купили? Расскажите,что привлекло ваше внимание на почте? Что делают работники почты? Расскажите о профессии почтальона.

12.Чтобы письмо дошло до адресата, его надо отнести на почту или бросить в почтовый ящик. Интересные факты из истории почты.

-Почтовый конверт впервые появился в 1920 году в Англии. Придумал его господин Бревер, и вначале он имел вид мешочка.

-Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послание в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких поколений.

-В 1848 г.первые почтовые ящики появились в Санкт-Петербурге и Москве. Вначале они были деревянными.

-В 1994г. Учредили праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечается во 2 воскресенье июля.

-В 1997г.восстановили эмблему и флаг почты.

-9 октября-Всемирный день почты.

13.Викторина. Слова-ответы записываем в тетрадь.

1.Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.(Письмо)

2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну переписки. (Конверт)

3.Получатель письма.(Адресат)

4.Часть письма, с которой начинается письмо. (Зачин)

5.Условное обозначение населенного пункта.(Индекс)

6.Учреждение, где обрабатывают корреспонденцию.(Почта)

7.Человек, разносящий письма, газеты, журналы. (Почтальон)

14.Итог урока. Какие задачи мы ставили перед собой на уроке? Что узнали нового о письме? Подготовленный ученик читает стихотворение  Я.Акима
…А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек –
С дерева опавший лист.
Только адрес твой и имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила –
Просто пёрышко вложи,
Что синица обронила.

14.Домашнее задание. Написать письмо близкому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...