Рабочая программа по русскому языку 10-11 кл.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Зубарева Ольга Викторовна

Данная рабочая программа составлена для работы по учебнику  " Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень" Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

В КТП  предусматриваются часы для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_10-11_68_ch.docx69.87 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлена на основе нормативных документов и   литературы:

1. А. И. Власенков, Л. М.  Рыбченкова. Программа по русскому языку для 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2005 г.

2. Базисный учебный план  2011

3.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5 марта 2004 года №1089.М., Дрофа, 2006 год.

4. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.   

5. Учебник: «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 класс - М., Просвещение 2005 г.

6.  Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 класс - М., Просвещение 2005 г.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке а соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;  
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на меж-предметной основе                  

- подготовить к успешной сдаче ЕГЭ

Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 – 11 классах; во втором – определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале тем, указанных в первом разделе, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы. Соответственно в планировании сначала повторяются фонетика и графика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, грамматика и правописание с некоторыми уточнениями и дополнительной конкретизацией того, что изучалось учащимися в 5 – 9 классах – первое полугодие. Во втором полугодии повторяется текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи. Однако и во втором полугодии параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками) по лексике и грамматике, по совершенствованию навыков правописания.

Второй раздел программы предусматривает организацию лингворечевой деятельности учащихся по четырём направлениям: а) чтение, работа с готовым текстом; б) работа с языковыми и художественными средствами; в) литературное творчество учащихся, конструирование текстов; г) публичная речь.

На всех этапах работы ведется целенаправленная подготовка к ЕГЭ, отведены специальные часы для знакомства со структурой и содержанием всех частей экзамена, тренинговых занятий.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.
  2. Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессий.
  3. Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.
  4. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
  5. Применение полученных знаний и умений в соответственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

       Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой, коммуникативной и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции учащихся.        

 Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя:

 Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д

                                       

Содержание программы

По базисному учебному плану на уроки русского языка отводят 1 час в неделю, но для подготовки обучающихся к успешной сдачи ЕГЭ в МОБУ СОШ с. Поляковка были отведены дополнительные часы.

10 класс.

(68 ч)

Общие сведения о языке-6 ч

Фонетика, орфоэпия, орфография- 5ч.

Лексика и фразеология- 7ч.

Морфемика( состав слова) и словообразование- 4ч.

Морфология и орфография- 11ч.

Речь, функциональные стили речи- 5ч.

Научный стиль- 7ч.

Подготовка к ЕГЭ- 14ч


                   Календарно- тематическое планирование 10 класс

№ п\п

Кол-во

часов

Тема

Формы работы

Виды контроля

Рекомендуемые задания для подготовки к ЕГЭ

Дата по

плану

Дата проведен.

1

Язык и общество

Синтаксический разбор, слово учителя, зрительный диктант, анализ текста

2

«Язык каждого народа создан самим народом» К. д. Ушинский

Орфографический диктант, анализ текста, составление плана

Сжатое изложение

3

Язык и история народа

Орфографический диктант, пунктуационный разбор, составление тезисного плана текста

тест

4

Три периода в истории русского языка

Орфографический диктант, комплексный анализ текста

Фронтальный опрос

5

Русский язык в современном мире

Конспектирование лекции учителя, анализ высказываний о русском языке

6

Активные процессы в современном русском языке

Лексический анализ текста, наблюдения за изменением грамматических форм

Орфоэпический диктант

6-7

2

Ознакомление со структурой и содержанием ЕГЭ. Часть А, В.

Анализ материала

Тест

8рр

Практикум написания сочинения. Часть С.

Лекция учителя, беседа, творческая работа

Написать сочинение

ч. С

10

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Фонетический разбор

Орфоэпический диктант

11

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Анализ текста, орфографический анализ слов

Орфоэпический диктант

А 1

12

Работа с орфоэпическим словарём. Тест.

Тестирование, работа со словарём.

Тест

А1

13

Принципы русской орфографии

Орфографический диктант, выборочно-распределительный диктант, пунктуационный анализ текста

А 12-17

14

Виды орфограмм, проверяемые ЕГЭ

Орфографический анализ, повторение пройденного

Тест

А12-17

15

Фонетический разбор

Пунктуационный анализ текста, фонетический разбор

Домашнее сочинение-рассуждение

ч С

16-17

2

Повторение по теме «Лексика»

Анализ текста, Составление конспекта по вопросам,

А 11, 30

18

Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения

Слово учителя, запись лекции, выборочный диктант

Теоретический опрос

19

Русская лексика с точки зрения её употребления

Составление таблицы, презентация

20

Активный и пассивный словарный состав

Анализ текста

Орфографический диктант

А 12-17

21

Русская фразеология

Объяснительный диктант, составление синонимичных и антонимичных пар, анализ текста

А 30, В 8

22

Работа с текстом (по плану)

Лексико-фразеологический анализ текста

Самостоятельная работа

23

Лексические и фразеологические словари

Лекция учителя, работа с разными видами лингвистических словарей

Тест

24К

Контрольная работа

Контрольный диктант с дополнительным заданием

25

1

Часть В. Структура и содержание

Анализ материала, повторение пройденного

Задания ч. В

26

1

Практикум ч. В

Разбор заданий

Задания ч.В

27

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Синтаксическая разминка,

Фронтальный опрос

В 1

28-29

2

Способы словообразования

Выборочно-распределительный диктант, синтаксический разбор, работа с учебником

Домашнее сочинение-рассуждение

В 1

30

Выразительные словообразовательные средства

Анализ текста, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

В 1, 8

31-32

2

Обобщающее повторение частей речи

Синтаксический разбор, слово учителя, составление обобщающей таблицы

Фронтальный опрос

А 10, 8, 3, 5

33-34

2

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

Анализ текста, морфологический разбор

Фронтальный опрос

А 3,5,8,10

35-36

2

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

Объяснительный диктант, составление алгоритма рассуждения, составление таблицы

Работа на карточках

А 12.15,16

37-38

2

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Предупредительный диктант, составление таблицы, объяснительный диктант

Работа на перфокарте

А 17,18

39-40

2

Правописание наречий

Объяснительный диктант, анализ текста

Тест

А 10,12,16,18

41

Обобщающее повторение. Слитные, раздельные и дефисные написания

Анализ текста, выборочно-распределительный диктант

А 18

42-43

2

Слитно, раздельно, через

 дефис. Практикум.

Повторение пройденного, анализ предложений, тест

Тест

А18

44-45

2

Синтаксис на ЕГЭ.

Повторение пройденного, анализ предложений.

Тест

А5,9,19-25, В 4,5,6

46-

1

Сочинение на ЕГЭ. Критерии оценивания

Слово учителя, работа с таблицей.

Часть С

47

Рецензирование сочинения

Анализ ошибок, допущенных в тексте, исправление

Часть С

48

Язык и речь

Слово учителя, анализ текста

49-50

2

Текст, его строение, виды его преобразования

Анализ текста

В 7, 8,   А 5,6,7,27-29

51-52

2

Функциональные стили речи

Анализ текста, конструирование текста

53-54

2

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль

Орфографический диктант, анализ текста

55-56

2

Лексические особенности научного стиля речи

Пунктуационный и стилистический анализ текста

57

Морфологические особенности научного стиля речи

Орфографический диктант, работа с учебником, анализ текста

58

Синтаксические особенности научного стиля

59-60рр

Работа с текстом.

Анализ текста

Самостоятельная работа

61-62К

Контрольная работа в форме ЕГЭ

Тест

63-64

Анализ ошибок, допущенных в работе

Работа над ошибками

65-68

Резервные уроки

Требования к знаниям, умениям и навыкам.


По окончании 10 класса учащиеся должны:


иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и
жанров;
— уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, — в устной и письменной формах;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательнщй, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляв термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
— иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

 
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1. учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
2. учитывается способность учащегося выразить себя, свои
знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.


Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение,. узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И
это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требуют от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. 1Iсннользуемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию, Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометий целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз , частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет глазную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
• найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
• назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
• определите разряд (группу) по значению;
• выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
г • назовите, как образована часть речи (для производных, сложны и составных частей речи);
• каковы особенности правописания.


Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно,
и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический
разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляю чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают
наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся
в слове суффикс и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу
по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания»
(с определением и способа синтаксической связи между словами, и
грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения (включая разбор его по членам предложения и выявление
элементов, осложняющих предложение), «Разбор «сложного предложения (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью»
(при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно —
выполнить это действие).


Лексиксо-фразеологичеекий разбор


• дайте толкование выделенных слов,
• Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
• Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
• Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

• Найдите в тсксте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
• Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
• Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
 

Речеведческий разбор текста


• Прочитайте выразительно тексту, укажите признаки текста в нем.
• Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
• Выделите микротемы, составьте план.
+ Укажите средства связи между частями текста.
• Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства.
• Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художеетвенно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка, завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

Календарно- тематическое планирование 11 класс

№ п\п

Кол-во

часов

Тема

Формы работы

Виды контроля

Рекомендуемые задания для подготовки к ЕГЭ

Дата по

плану

Дата проведен.

1

1

Обобщающее повторение. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксический разбор, слово учителя, зрительный диктант, анализ текста

2

1

Обобщающее повторение. Фонетика. Морфемика.

3

1

Обобщающее повторение. Морфология.

Орфографический диктант, пунктуационный разбор,

тест

4

1

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Контрольный диктант

5

1

Структура и содержание ЕГЭ по рус. яз. Критерии оценивания ч С

Конспектирование лекции учителя, анализ заданий

Часть А, В, С

6

1

Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ

Фонетический анализ слова ,

Орфоэпический диктант

А1

7

1

Морфемика: состав слова и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Анализ материала

Тест

А 12-18  В 1

8

1

Морфемика: состав слова, словообразование, орфография. Разбор заданий ЕГЭ.

Работа с учебником, разбор заданий

В 1

9

1

Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ

Анализ заданий, слово учителя

А 2,11,30    В8

10

1

Самостоятельная работа по темам : «Фонетика», «Морфемика», «Лексика»

Самостоятельная работа

11

1

Грамматика. Морфология. Части речи.

.

Составление схемы, повторение пройденного

Тест

А 3,4,5,10

12

1

Морфологические признаки частей речи. Разбор заданий ЕГЭ.

Составление схемы, повторение пройденного

А 10   В2

13

1

Морфологические нормы

.

Повторение пройденного

Тест

А 3

14

1

Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Разбор заданий с комментированием

Теоретический опрос

А 3,4,5,10

15

1

Спряжение глаголов

 Разбор заданий с комментированием

А 15,16

16

1

Правописание причастий, наречий.

Разбор заданий с комментированием

Теоретический опрос

А 15,16,17,18

17-18

2

Правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных, причастий, наречий.

Составление таблицы, Разбор заданий с комментированием

Теоретический опрос

А 12

19

1

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Повторение пройденного

Орфографический диктант

20

1

Слитное, раздельное, дефисное написание.

Объяснительный диктант, анализ текста

А 18

21

2

Правописание служебных частей речи

Анализ материала, повторение пройденного

Самостоятельная работа

А 18    В2

22

2

Правописание не и ни с различными частями речи

Орфографический диктант, пунктуационный разбор

Теоретический опрос

А 17

23

2

Анализ текста с творческим заданием

Анализ текста

 ч В, ч С

24

1

Словосочетание.

Анализ материала, повторение пройденного

Задания ч. В3

25

1

Простое осложненное предложение

Разбор заданий

Задания ч.В

26

1

Односоставные предложения.

Синтаксическая разбор предложений, работа с учебником

Фронтальный опрос

В 4

27

1

Пунктуация в простом предложении

Выборочно-распределительный диктант, синтаксический разбор, работа с учебником

А 19,20,21,22,23    В 5

28

1

Самостоятельная работа по теме: «Простые предложения»

Самостоятельная работа

29

1

Сложносочиненные предложения и пунктуация в них.

Синтаксический разбор, слово учителя, составление обобщающей таблицы

Фронтальный опрос

А 9,19

30

1

Сложноподчиненные предложения и пунктуация в них.

Синтаксический разбор, слово учителя, составление обобщающей таблицы

Фронтальный опрос

А 24,     В  6

31-32

2

Бессоюзные сложные предложения и пунктуация в них.

Синтаксический разбор, слово учителя, составление обобщающей таблицы

Работа на карточках

А 23,    

33-34

2

Сложные предложения с разными видами связи.

 составление таблицы, объяснительный диктант

Работа на перфокарте

А 25       В 6

35

1

Синтаксис и культура речи. Разбор заданий ЕГЭ.

Разбор заданий ЕГЭ

Тест

36

2

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ

Самостоятельная работа

37

1

Текст. Способы и средства связи между частями текста

Повторение пройденного, анализ предложений,

Тест

А 27,28,29    В 7

38

1

Типы речи. Нормы литературного языка.

Повторение пройденного,

Тест

Часть С

39

1

Языковые особенности текста

Слово учителя, работа с текстом

Часть С

40-41

2

Сочинение и его анализ. (часть С )

Часть С

42

1

Публицистический стиль и его особенности.

Слово учителя, анализ текста

Часть С

43

1

Средства эмоциональной выразительности в публицистике

Анализ текста

Фронтальный опрос

В  8,  

44

1

Жанры публицистического стиля речи.

Анализ текста, конструирование текста

Фронтальный опрос

45

1

Устное выступление. Дискуссия.

Устное выступление

46

1

Общая характеристика художественного стиля речи

Пунктуационный и стилистический анализ текста

47

1

Виды тропов и стилистических фигур.

работа с учебником, анализ текста

Теоретический опрос

В 8

48

1

Практикум «Тропы и фигуры речи»

Анализ предложений

В 8

49

1

Анализ лирического произведения (по выбору учащихся)

Анализ текста

Самостоятельная работа

50

1

Работа с художественным текстом «Каравай заварного хлеба»

Анализ текста

Тест

Часть С

51

1

Применение официально-делового стиля. Практикум.

Анализ текста, слово учителя

52

1

Урок-семинар «Разговорный стиль речи»

53

1

Научный стиль и его особенности. Повторение.

Работа с опорной схемой, слово учителя

Теоретический опро

54

1

Обобщение по теме «Стили речи»

Работа в группах

Фронтальный опрос

55

1

Контрольная работа по теме «Стили речи»

Контрольная работа

56-57

2

Повторение пройденного. Орфография. (тренинг)

Тестирование в формате ЕГЭ

Тест

58-59

2

Повторение пройденного. Простое осложненное предложение (тренинг)

Тестирование в формате ЕГЭ

Тест

60-61

2

Повторение пройденного. Сложные союзные и бессоюзные предложения (тренинг)

Тестирование в формате ЕГЭ

Тест

62-63-64

3

Пробное тестирование в формате ЕГЭ

Тестирование в формате ЕГЭ

Тест

65

1

Анализ ошибок, допущенных в работе.

66

1

Итоги года.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.


По окончании 11 класса учащиеся должны:


иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и
жанров;
— уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, — в устной и письменной формах;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательнщй, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляв термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
— иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

 
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1. учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
2. учитывается способность учащегося выразить себя, свои
знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.


Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение,. узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И
это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требуют от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. 1Iсннользуемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию, Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометий целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз , частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет глазную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
• найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
• назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
• определите разряд (группу) по значению;
• выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
г • назовите, как образована часть речи (для производных, сложны и составных частей речи);
• каковы особенности правописания.


Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно,
и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический
разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляю чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают
наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся
в слове суффикс и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу
по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания»
(с определением и способа синтаксической связи между словами, и
грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения (включая разбор его по членам предложения и выявление
элементов, осложняющих предложение), «Разбор «сложного предложения (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью»
(при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно —
выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
• дайте толкование выделенных слов,
• Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
• Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
• Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

• Найдите в тсксте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
• Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
• Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
 

Речеведческий разбор текста


•Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста.
•Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
•Выделите микротемы, составьте план.
+Укажите средства связи между частями текста.
• Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства.
•Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художеетвенно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка, завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

Список литературы:

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ под редакцией А. И. Власекова,Л.М. Рыбченкова.- Москва.: Просвещение.2008г.

2.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2006.

3.Русский язык. 10-11 класс Книга для учителя. В.И. Власенков. и др. – Москва «Просвещение» 2009

4. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева  Москва «ВАКО» 2008

5. поурочные разработки по русскому языку 10 класс И.В.Золотарева  Л.П.Дмитриева  Москва «ВАКО» 2008


Зубарева О.В МОБУ СОШ с. ПоляковкаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...