Урок развития речи в 6 классе. Официально-деловой стиль
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Сарычева Римма Геннадьевна

Методическая разработка включает здоровьесберегающие компоненты в виде памяток, инструкций, рекомендаций по сохранению здоровья школьника и его личной безопасности. Учащиеся знакомятся с понятием «деловой стиль», с особенностями данного  стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx20.09 КБ
Файл pril1.pptx370.66 КБ

Предварительный просмотр:


                        Урок развития речи в 6 классе

                          Официально-деловой стиль

Цели:

- познакомить с понятием “деловой стиль”, с особенностями этого стиля; 

- воспитывать внимательное отношение к слову;

- формирование внутригрупповой коммуникации;

- воспитание культуры здоровья.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.А.Львов, М.С.Соловейчик, Н.Н. Сергеева, Т.С.Тронина раздаточный материал (тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки), презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: терминологический словарный самодиктант “Стили и типы речи” с последующей самопроверкой. Слайд № 2.

(Художественный, разговорный, научный, публицистический и официально-деловой стили, рассуждение, повествование, описание).

3. Повторение.

- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторим, что такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как функционального). Слайд № 3.

- По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

- На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле. Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой стиль, какова сфера его употребления. Слайд № 4. Это официальная обстановка, деловые отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт, что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. Слайд № 5.

Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт или право на что-либо.

- С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков риторики. (Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр.85-86.

Слайд № 6. Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие), инструкции, законодательные документы

Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать рекомендации).

1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового материала.

2. Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3. Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

- Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что такое инструкция? Слайд № 7.

Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Слайд № 8. Анализ текста. Чтение, определение стиля текста раздаточного материала с обоснованием ответа.

- Определите задачу автора.

- Отметьте языковые особенности.

- Сделайте вывод о стиле данного текста.

- Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем - против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по аналогии”.

Задание: составить для малышей памятку “Правила эвакуации из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала “Тревога” организованно выйдите из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников и ждите помощи.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что нового о стилях мы узнали на уроке?

- Какой стиль мы называем деловым?

- Какова сфера его употребления?

- Каково назначение инструкций?

- Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы? Слайд № 9.

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих!

7. Домашнее задание. Слайд № 10. Памятка пешеходу о ПДД “Как правильно переходить улицу”.

Список использованной литературы:

М.М.Разумовская. Русский язык. 6 класс - М.: «Дрофа», 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили речи Официально-деловой стиль Сарычева Римма Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ Юшалинская средняя общеобразовательная школа № 25 Тугулымского района Свердловской области

Слайд 2

Самоконтроль 2 Стили речи Художественный Публицистический Научный Официально-деловой Разговорный Типы речи Описание Повествование Рассуждение

Слайд 3

31.03.2012 Самоконтроль Стиль – это совокупность приёмов использования средств языка для выражения мыслей в разных условиях речевой практики. 3

Слайд 4

31.03.2012 Самоконтроль Официально – деловой - относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе. 4

Слайд 5

31.03.2012 Внимание! Документ – деловая бумага , подтверждающая какой-то факт или право на что-нибудь, письменное свидетельство о чём-нибудь. Документы *паспорт *свидетельство о рождении *водительское удостоверение 5

Слайд 6

Официально-деловой стиль 31.03.2012 Сфера употребления Задача автора Языковые особенности 6

Слайд 7

31.03.2012 Самоконтроль Инструкция – указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. 7

Слайд 8

31.03.2012 Анализ текста Задания Определить задачу автора Проанализировать языковые средства Сделать вывод о стиле текста 8

Слайд 9

31.03.2012 Примерные рекомендации по здоровому образу жизни Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером Будь осторожнее с лекарствами! Памятка для грибника Как правильно переходить улицу Правила эвакуации из здания школы при пожаре ЗОЖ 9

Слайд 10

Домашнее задание 31.03.2012 Составить памятку для малышей начальной школы по ПДД «Как правильно переходить улицу» 10

Слайд 11

31.03.2012 Будьте здоровы и берегите себя! 11

Слайд 12

31.03.2012 Источники иллюстративного материала не установлены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...