анализ текста К.Г.Паустовского
план-конспект урока русского языка (10 класс) по теме

 

Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учителя)
Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов.
 Грин населил свои книги племенем смелых, прос­тодушных, как дети, гордых, самоотверженных и доб­рых людей.
 Эти цельные, привлекательные люди окружены све­жим, благоухающим воздухом гриновской природы - со­вершенно реальной, берущей за сердце своим очаровани­ем.
 Мир, в котором живут герои Грина, может пока­заться нереальным только человеку, нищему духом.
 Тот, кто испытал легкое головокружение от перво­го же глотка соленого и теплого воздуха морских побере­жий, сразу почувствует подлинность гриновского пейза­жа, широкое дыхание гриновских стран.
 Рассказы Грина вызывают в людях желание разно­образной жизни, полной риска, смелости и «чувства вы­сокого», свойственного исследователям, мореплавате­лям и путешественникам.
 После рассказов Грина хочется увидеть весь зем­ной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
 «Меня дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
 Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он внес свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Задания к тексту.
Примечание для педагога: курсивом выделены варианты ответов.
1. Вопрос на восприятие:  Как бы вы сформулировали тему текста? Предложите вариант заглавия («Творчество Грина», «Рассказы Грина», «Книги Грина»). 
2. Составьте тезисный план текста, дав ответы на следующие вопросы:
а) Чем определяется значение каждого писателя? 
б) Какими героями населил Грин свои книги?
в) Какой природой окружены его герои?
г) Кому может показаться нереальным мир гриновских героев?
д) Что вызывают в людях рассказы Грина?
е) Почему Грин – писатель «нужный нашему времени»?
 Примечание: учитель акцентирует внимание учащихся на композиционной стройности текста (абзацы равномерны по объёму) 
3. Определите тип речи  (рассуждение).
4. Составьте логическую схему текста
 
Тезис: Грин – писатель, который воспитывает в читателе высокие чувства   
Аргумент № 1 Аргумент №2 Аргумент №3   
 он населил свои книги добрыми, смелыми, самоотверженными людьми его природа очаровывает его рассказы вызывают желание разнообразной жизни, полной риска и любви   
Вывод:  Грин- писатель нужный
5. (для профильного уровня) Какие языковые приёмы помогают передать авторскую позицию в тексте К.Г.Паустовского? (автор стремится увлечь читателей творчеством Грина. Это передают метафоры «широкое дыхание гриновских стран», эпитеты « разноязычный шум гаваней»,  фразеологизм «брать за сердце» и др.).
 
Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учащихся), 10 класс «Анализ текста»
(1)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов.
(2) Грин населил свои книги племенем смелых, прос­тодушных, как дети, гордых, самоотверженных и доб­рых людей.
(3) Эти цельные, привлекательные люди окружены све­жим, благоухающим воздухом гриновской природы - со­вершенно реальной, берущей за сердце своим очаровани­ем
(4) Мир, в котором живут герои Грина, может пока­заться нереальным только человеку, нищему духом.
(5) Тот, кто испытал легкое головокружение от перво­го же глотка соленого и теплого воздуха морских побере­жий, сразу почувствует подлинность гриновского пейза­жа, широкое дыхание гриновских стран.
(6) Рассказы Грина вызывают в людях желание разно­образной жизни, полной риска, смелости и «чувства вы­сокого», свойственного исследователям, мореплавате­лям и путешественникам.
(7) После рассказов Грина хочется увидеть весь зем­ной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
(8) «Меня дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
(9) Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он внес свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Задания к тексту.
.
1. Вопрос на восприятие:  Как бы вы сформулировали тему текста? Предложите вариант заглавия .
2. Составьте тезисный план текста, дав ответы на следующие вопросы:
а) Чем определяется значение каждого писателя? 
б) Какими героями населил Грин свои книги?
в) Какой природой окружены его герои?
г) Кому может показаться нереальным мир гриновских героев?
д) Что вызывают в людях рассказы Грина?
е) Почему Грин – писатель «нужный нашему времени»?
. Определите тип речи. Докажите.
4. Составьте логическую схему текста
 
Тезис:   
Аргумент № 1 Аргумент №2 Аргумент №3
 
 
 
 
  
  
Вывод:  
 
 
 
5. Какие языковые приёмы помогают передать авторскую позицию в тексте К.Г.Паустовского? 
 
 
 
 
6.Напишите определения:
Эпитет – 
 
Олицетворение – 
 
Метафора – 
 
Оксюморон - 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

анализ текста (по Паустовскому)

Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учителя)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, о...

анализ текста (по Паустовскому)

Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учителя)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, о...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....