Урок русского языка в 9 классе. Тема "Понятие о сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок направлен на формирование языковой и лингвистической компетенций. Учитель отрабатывает умения правописного типа. Урок включает работу по нравственно-эстетическому самоопределению учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernikova_valentina_mihaylovna.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Черникова Валентина Михайловна,

учитель ГОУ гимназии №399

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Урок русского языка в 9 классе

Понятие о сложном предложении

Цели урока:

  1. Формировать умение разграничивать простые и сложные предложения;

ввести понятие сложного предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы высшего уровня языковой системы;

познакомить со знаками препинания в сложном предложении;

познакомить с выдающимся ученым-лингвистом  Д.Н. Овсянико-Куликовским и его работами, тем самым способствуя формированию лингвистической компетенции.

  1. В области языковой компетенции развивать внимание к слову и его лексическому значению;

формировать умение пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями.

  1. Обеспечить формирование умений правописного типа посредством работы с изученными орфограммами и пунктограммами.
  2. Отрабатывать коммуникативную компетенцию, анализируя текст стихотворения в прозе В.М. Гаршина с учетом темы и авторской позиции.
  3. Формировать общечеловеческие нравственные ценности  (ценность жизни, понятие о красоте).

Развивать операции логического мышления учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Постановка целей.  Слово учителя.

Основная тема курса русского языка в 9 классе – сложное предложение.

В каких разделах языкознания изучается эта языковая единица?

(Строение предложения изучается в разделе «Синтаксис», постановка знаков препинания – в разделе «Пунктуация»).

Сегодня на уроке мы знакомимся с понятием о сложном предложении.

Наши цели:

закрепить умение разграничивать простые и сложные предложения;

сформировать понятие о сложном предложении как  о синтаксической единице высшего уровня языковой системы;

познакомится со знаками препинания в сложном предложении.

  1. Актуализация опорных знаний.

Особенности любого предложения ярче всего проявляются в тексте. Обратимся к нему.

Перед вами текст стихотворения в прозе замечательного писателя конца XIX века В.М. Гаршина.

«Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:

 - Учитель, что такое жизнь?

Хаджи молча отвернул грязный рукав своего рубища и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.

А в это время гремели соловьи и вся Севилья была наполнена благоуханием роз.»

(В.М. Гаршин)

---------------------------------------------------

Хаджи – почетный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку. (Советский энциклопедический словарь, 1985 год).

Рубище – ветхая, рваная одежда. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Из первого предложения выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Из второго предложения выпишите слово с чередованием оро II ра.

В третьем предложении найдите слово, правописание суффикса которого определяется тем, в какой форме – полной или краткой – стоит слово.

Обратите внимание на слова которые могут быть непонятны.

О чем этот текст? Какова его тема?

Какие микротемы в тексте вы можете выделить? Чем интересен каждый абзац?

Дайте синтаксическую характеристику предложениям.

Итак, в первом предложении автор ставит перед читателем философский вопрос:

что такое жизнь?

Два следующих предложения содержат ответ на этот вопрос.

Обдумав каждое предложение, назовите имена существительные, в которых содержится ответ.

Жизнь – это

Мудрец

Севилья

страдания

гармония

нищета

красота

грязь

радость

уродство

восторг

терпение

добро

Гаршин предлагает читателю выбрать, с кем и чем он в большей мере согласен: с мудрецом Джиафаром или с благоуханием роз Севильи.

Авторская же позиция прочитывается в порядке и синтаксическом строе предложений.

Какое предложение рисует вам окружающий мир? Каков синтаксический строй этого предложения?

Запишите его. Подчеркните грамматические основы. Выполните задание после текста.

В.М. Гаршин использовал в своем стихотворении в прозе предложения разных синтаксических конструкций. Последнее предложение сложное, именно оно помогает определить авторскую точку зрения.

Что вы уже знаете о сложном предложении?

(Состоит из нескольких частей, имеет несколько грамматических основ, в сложном предложении могут быть употреблены союзы или союзные слова, через которые передаются отношения между частями предложения).

  1. Усвоение новых знаний.

Работа с учебником, чтение первой части параграфа № 5.

Какую новую информацию вы получили, прочитав параграф?

(Части сложного предложения называются предикативными, в отличие от простых предложений они не имеют интонационной завершённости. Сложное предложение представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.)

Самостоятельное чтение второй части параграфа.

Какие знаки препинания встречаются в сложном предложении?

  1. Проверка и обобщение изученного материала.

Объяснительный диктант.

О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
         Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
          Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
          Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
          К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
         Берегите знаки препинания!

Какова основная мысль данного текста?

Составьте сложное предложение, являющееся ответом на данный вопрос.

(Работа в паре).

  1. Презентация «Д. Н. Овсянико-Куликовский».

(Реализация индивидуального задания).

«Синтаксис русского языка» – одна из значительных работ русского лингвиста Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Материал об этом ученом вы прочитаете в тексте домашнего упражнения.

(Домашнее задание: §5, упражнение 46).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс

Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...