Брейн-ринг по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Камай Екатерина Сергеевна

Брейн-ринг по русскому языку "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 3 / 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_po_russkomu_yazyku..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг

 знатоков русского языка.

В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый капитаном воздушный шар.

1. Команды, прослушав стихотворение, должны выписать слова, в которых неправильно расставлено ударение, и прочесть их в соответствии с орфоэпическими нормами.

 «Рассказ школьного портфеля» 

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт  магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Меня он «портфелем» зовёт.  (Ю.Тимянский)

2. Команды получают карточки, на которых в столбик записаны слова. К каждой букве нужно подобрать слово и определить его часть речи.

Л- лес -имя существительное               трудолюбие

И- и –союз                                               междометие                          

Т- триста –числительное                       причастие

Е- ехать- глагол                                      воспитание        

Р- розовый -имя прилагательное

А- а -союз

Т- темно -наречие

У- у -предлог

Р- радуясь -деепричастие

А- ах -междометие

3. Команды получают карточки с текстом, из которого выписывают в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 

   Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.

   Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.

4. Отгадать загадку, выполнить морфемный разбор слова, подобрать слова с таким же суффиксом и однокоренные.

Загадка

Он пузатый, но не жирный,

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьётся,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюётся-

Уж от ссор не уберечь.

Корень слова дан в Китае,

Ну а суффикс русский, знаем.        (Чай-ник).

5.  Ответить на вопрос:

- Как и почему понял жандарм слова Виктора Гюго?

  Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию.

- Чем вы занимаетесь? – спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету.

-  Пишу, - ответил писатель.

- Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни.

- Пером.

- Запишем: «Гюго – торговец пером».

6.  Команда, посмотрев сценку, находит омонимы и уточняет их лексическое значение.

 Сценка «Овсянка»

   Встретились два друга: Коля и Матвей. Коля сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома овсянка.

- Я люблю овсянку! – добавил Коля.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком.

- Как это – вкусная? Как это – с молоком?- удивился Коля.

- Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.

- Да ты про что говоришь? – не понял Коля.

- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную. А ты про какую?

- И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни  

  пела.

- Каша песни пела?!- изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую, что

  ли? Пойдём ко мне – мою овсянку слушать!

- Пойдём, а потом ко мне – мою овсянку кушать!

7. Команды получают карточку с 2 предложениями. Нужно определить, в каком случае выделенные слова являются фразеологизмом?

  1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.
  2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.

8.   Подобрать по 5 фразеологизмов с одним общим для них словом.

       Слова: нос, нога, зуб, язык, голова, рука, ухо, глаз. Каждая команда получает карточку с 4 словами.

Нос – водить за нос, совать всюду нос, держать нос по ветру, задирать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, носа не показывать, комар носа не подточит.

Нога – унести ноги, встать не с той ноги, на короткой ноге, чёрт ногу сломит, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.

Зуб – говорить сквозь зубы, иметь зуб, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку, в зубах навязло, скалить зубы.

Язык -  язык прикусить, язык проглотил, язык не поворачивается, не сходит с языка, развязался язык, острый на язык, сорваться с языка, найти общий язык.

Голова – человек с головой, без царя в голове, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, свалить с больной головы на здоровую, морочить голову.

Рука – отбиться от рук, всё из рук валится, умывать руки, прибрать к рукам, на скорую руку, своя рука владыка.

Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке, прожужжать все уши, навострить уши, покраснеть до ушей, слышать краем уха.

Глаз – искры посыпались из глаз, мозолить глаза, хлопоть глазами, глазом не моргнуть, как бельмо в глазу, с глазу на глаз, пускать пыль в глаза, говорить правду в глаза, хоть глаз коли.

9. Командам предлагается записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

1) Имеющих в составе название животного или птицы (волком смотрит, собаку съел, как с гуся вода, белая ворона, козёл отпущения).

2)  Имеющих в составе части человеческого тела (от всего сердца, попасть под горячую руку, кусать локти, жить на широкую ногу, смотреть сквозь пальцы, ходить на голове).

3) Начинающиеся глаголами (толочь воду в ступе, бежать сломя голову, смешать с грязью, стереть с лица земли).

4) Состоящих из прилагательных и  существительных (волчий аппетит, казанская сирота, бездонная бочка, золотые руки).

5) Имеющих в составе числительные (заблудиться в трёх соснах, семь пятниц на неделе, погнаться за двумя зайцами).

6)  С повторяющимися словами (дурак дураком, зуб на зуб не попадает, тьма-тьмущая).

10. Команды работают с текстом на карточках, выделяют антонимы и выясняют их роль в тексте.

И грустно и радостно

   Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

   Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

    Увядание и рассвет. Тишина и песни.

    И грустно и радостно.

11. После прослушивания текста комнады отвечают на вопрос:

     - Из-за чего попал впросак крестьянин?

   

   Великий русский философ, хирург и педагог Н.И.Пирогов в «Дневнике старого врача» рассказывает об одном эстонском крестьянине, который, услыхав, что деньги можно «класть в рост»  и получать годовую прибыль, закопал свои сбережения в землю. Через год он вырыл деньги и убедился в обмане: деньги не выросли! Крестьянин обратился к судье с жалобой:

  - Меня обокрали. Деньги должны расти, а они пролежали в земле год и ничуть не выросли.

 3.  Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.

   Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.

 

3.  Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.

   Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.

1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.

2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.

 

  1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.
  2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.

И грустно и радостно

   Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

   Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

    Увядание и рассвет. Тишина и песни.

    И грустно и радостно.

И грустно и радостно

   Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

   Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

    Увядание и рассвет. Тишина и песни.

    И грустно и радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг "Мы изучаем английский язык" для учащихся 6 класса

Данное мероприятие было разработано для обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала в 6 классе по УМК "Английский язык" (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...

"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.

Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по  синтаксису,  морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....

брейн-ринг по материалам русского языка и литературы

разрапботка урока и презентация к ней, удобно использовать при проведении Недели словесности в школе...

Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"

Сценарий брейн – ринга по русскому языку«Великий,  могучий русский язык!»Цель:Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ

Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Игра по русскому языку для учащихся 8 - 11 классов «Брейн-ринг»

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.Задачи: Предметные:  способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать...