Брейн-ринг по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Брейн-ринг по русскому языку "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 3 / 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring_po_russkomu_yazyku..doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Брейн-ринг
знатоков русского языка.
В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый капитаном воздушный шар.
1. Команды, прослушав стихотворение, должны выписать слова, в которых неправильно расставлено ударение, и прочесть их в соответствии с орфоэпическими нормами.
«Рассказ школьного портфеля»
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Меня он «портфелем» зовёт. (Ю.Тимянский)
2. Команды получают карточки, на которых в столбик записаны слова. К каждой букве нужно подобрать слово и определить его часть речи.
Л- лес -имя существительное трудолюбие
И- и –союз междометие
Т- триста –числительное причастие
Е- ехать- глагол воспитание
Р- розовый -имя прилагательное
А- а -союз
Т- темно -наречие
У- у -предлог
Р- радуясь -деепричастие
А- ах -междометие
3. Команды получают карточки с текстом, из которого выписывают в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.
Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.
4. Отгадать загадку, выполнить морфемный разбор слова, подобрать слова с таким же суффиксом и однокоренные.
Загадка
Он пузатый, но не жирный,
В тюбетеечке всегда,
Молчаливый, очень смирный,
Не выходит никуда.
Но как только он напьётся,
Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся-
Уж от ссор не уберечь.
Корень слова дан в Китае,
Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник).
5. Ответить на вопрос:
- Как и почему понял жандарм слова Виктора Гюго?
Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию.
- Чем вы занимаетесь? – спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету.
- Пишу, - ответил писатель.
- Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни.
- Пером.
- Запишем: «Гюго – торговец пером».
6. Команда, посмотрев сценку, находит омонимы и уточняет их лексическое значение.
Сценка «Овсянка»
Встретились два друга: Коля и Матвей. Коля сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома овсянка.
- Я люблю овсянку! – добавил Коля.
- И я люблю! – сказал Матвей.
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком.
- Как это – вкусная? Как это – с молоком?- удивился Коля.
- Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.
- Да ты про что говоришь? – не понял Коля.
- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную. А ты про какую?
- И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни
пела.
- Каша песни пела?!- изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую, что
ли? Пойдём ко мне – мою овсянку слушать!
- Пойдём, а потом ко мне – мою овсянку кушать!
7. Команды получают карточку с 2 предложениями. Нужно определить, в каком случае выделенные слова являются фразеологизмом?
- Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.
- Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.
8. Подобрать по 5 фразеологизмов с одним общим для них словом.
Слова: нос, нога, зуб, язык, голова, рука, ухо, глаз. Каждая команда получает карточку с 4 словами.
Нос – водить за нос, совать всюду нос, держать нос по ветру, задирать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, носа не показывать, комар носа не подточит.
Нога – унести ноги, встать не с той ноги, на короткой ноге, чёрт ногу сломит, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.
Зуб – говорить сквозь зубы, иметь зуб, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку, в зубах навязло, скалить зубы.
Язык - язык прикусить, язык проглотил, язык не поворачивается, не сходит с языка, развязался язык, острый на язык, сорваться с языка, найти общий язык.
Голова – человек с головой, без царя в голове, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, свалить с больной головы на здоровую, морочить голову.
Рука – отбиться от рук, всё из рук валится, умывать руки, прибрать к рукам, на скорую руку, своя рука владыка.
Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке, прожужжать все уши, навострить уши, покраснеть до ушей, слышать краем уха.
Глаз – искры посыпались из глаз, мозолить глаза, хлопоть глазами, глазом не моргнуть, как бельмо в глазу, с глазу на глаз, пускать пыль в глаза, говорить правду в глаза, хоть глаз коли.
9. Командам предлагается записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:
1) Имеющих в составе название животного или птицы (волком смотрит, собаку съел, как с гуся вода, белая ворона, козёл отпущения).
2) Имеющих в составе части человеческого тела (от всего сердца, попасть под горячую руку, кусать локти, жить на широкую ногу, смотреть сквозь пальцы, ходить на голове).
3) Начинающиеся глаголами (толочь воду в ступе, бежать сломя голову, смешать с грязью, стереть с лица земли).
4) Состоящих из прилагательных и существительных (волчий аппетит, казанская сирота, бездонная бочка, золотые руки).
5) Имеющих в составе числительные (заблудиться в трёх соснах, семь пятниц на неделе, погнаться за двумя зайцами).
6) С повторяющимися словами (дурак дураком, зуб на зуб не попадает, тьма-тьмущая).
10. Команды работают с текстом на карточках, выделяют антонимы и выясняют их роль в тексте.
И грустно и радостно
Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.
Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и рассвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно.
11. После прослушивания текста комнады отвечают на вопрос:
- Из-за чего попал впросак крестьянин?
Великий русский философ, хирург и педагог Н.И.Пирогов в «Дневнике старого врача» рассказывает об одном эстонском крестьянине, который, услыхав, что деньги можно «класть в рост» и получать годовую прибыль, закопал свои сбережения в землю. Через год он вырыл деньги и убедился в обмане: деньги не выросли! Крестьянин обратился к судье с жалобой:
- Меня обокрали. Деньги должны расти, а они пролежали в земле год и ничуть не выросли.
3. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.
Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.
3. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.
Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.
1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.
2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.
- Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.
- Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.
И грустно и радостно
Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.
Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и рассвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно.
И грустно и радостно
Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.
Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и рассвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг "Мы изучаем английский язык" для учащихся 6 класса
Данное мероприятие было разработано для обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала в 6 классе по УМК "Английский язык" (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...
"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.
Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по синтаксису, морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....
брейн-ринг по материалам русского языка и литературы
разрапботка урока и презентация к ней, удобно использовать при проведении Недели словесности в школе...
Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"
Сценарий брейн – ринга по русскому языку«Великий, могучий русский язык!»Цель:Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ
Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Игра по русскому языку для учащихся 8 - 11 классов «Брейн-ринг»
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.Задачи: Предметные: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать...