Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Меньшикова Марина Леонидовна

Цели:

Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и разнообразному.

Развивать сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать уважение к русскому языку как наследию, которое досталось от наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для учащихся 7 – 9 классов

БРЕЙН – РИНГ


Цели:

Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и разнообразному.

Развивать сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать уважение к русскому языку как наследию, которое досталось от наших предков.


Проведение брейн-ринга

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1                                        Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре, -

Выучи русский язык!

Чтец 2                                Он твой наставник, великий, могущий

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Чтец 3                                Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Ведущий 1.

В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 7-8 классов – знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Правила игры: в каждом турнире игра идёт до трёх очков. Время размышления над вопросом – одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем турнире.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра. В перерывах между турами – разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке).


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

  1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак)

Что о себе могу сказать?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(многоточие)

Стихи С.Пивоварова

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном свете «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить…

(Мягкий знак)

Стихи О.Высотской

  1. Какой знак препинания впервые был введён Н.М.Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка, tirer – «тянуть», что вполне соответствует форме знака).

  1. Как во времена М.В.Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку – единительным, а скобки – вместительным)

  1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки)

  1. Какая буква русского алфавита стоит всегда под ударением?

(Буква ё)

  1. Составь предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н).

(Например,

Буква к. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.

Буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами)

  1. Расставьте знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредёшь ты, голова. (И.А.Крылов)

(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение – умная голова.)

  1. На переносной доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.

На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

  1. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облако упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

  1. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот

б) спустя рукава

в) точить лясы

(Шиворот-навыворот - означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот-навыворот означало «одежда, вывороченная наизнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно».

Точить лясы – «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники0 выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

  1.  Подбери пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки:

Весна красна цветами,…(а осень плодами).

Весною час упустишь,… (годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а … (весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а … (зиму начинает).

В зимний холод… (всякий молод).

Ни в марте воды, … (ни в апреле травы).

Лето припасает, а … (зима поедает).

Где в апреле река, … (там в июле лужица).

  1. Объясните написанные на доске словосочетания.

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертёж, грамотный ученик.

(Грамотный инженер – «обладающий знаниями в определённой области». Грамотное сочинение – «не содержащее ошибок». Грамотный чертёж – «выполненный со знанием дела». Грамотный учение – «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить»).

  1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

  1. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест - в число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть).

  1. Являются ли однокоренными слова – гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка? Используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

(Гимн – торжественная песня – символ, гимнаст – спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимназист – учащийся гимназии, гимнастёрка – верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

  1. Определите, где предлоги, а где наречия?

а) Вокруг стояла тишина.

б) Туристы расположились вокруг костра.

в) Не мешай слушать, после расскажешь.

г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в – с наречиям,.

Предложения под буквами б, г – с предлогами.)

  1. Укажите существительное женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

(Вермишель).

  1. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфинцы, томичи, куряне, туляки).

  1. Отгадайте загадки:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.   (книга).

Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт.   (школа).

Какая водица только для грамотного годится?   (чернила, паста).

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.   (дневник).

Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сразу заговорят.   (буквы).

  1. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе).

  1. Вам приходилось на раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.


Литература:

  1. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. Авторы А.Иванова и др. – Л. 1990 год.
  2. Задачник по русскому языку. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов средней школы. Автор: Л.А.Шкалова.
  3. Журналы: «Русский язык в школе», «Пионер», «Вожатый»
  4. Книга «Внеклассные мероприятия по русскому языку». Авторы-составители: А.А.Андреева, Л.В.Андреев, Е.А.Евлампиева, Н.И.Ефрем, А.Н.Калля. – Чебоксары «Клио», 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «Лингвистический кросс»

Ход викторины: Вступительное слово учителя.Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои стар...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»

ЦЕЛИ: Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.Выявить уровень знаний учащихся.Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, ч...

Игра-путешествие "День открытий" (внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса...

Игра "Интеллектуальный ринг", внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 класса

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей, эрудиции, логического мышления и повышения интеллектуального уровня учащихся. Можно проводить как в одном классе, разделив учащихся на коман...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  Игра  «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...