Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «Лингвистический кросс»
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Меньшикова Марина Леонидовна

Ход викторины:

 

Вступительное слово учителя.

Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои старты и финиши, победы и возможные неудачи. Но всех вас объединяет общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знанию.

 

В викторине участвуют 2–3 команды. Каждая из них имеет своё название, эмблему, лозунг и болельщиков.

Учителю помогают члены жюри и несколько учащихся старших классов (они выступают в роли экспертов).

Один ученик играет роль Знака Вопроса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для учащихся 7 – 9 классов

«Лингвистический кросс»


Ход викторины:

Вступительное слово учителя.

Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои старты и финиши, победы и возможные неудачи. Но всех вас объединяет общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знанию.

В викторине участвуют 2–3 команды. Каждая из них имеет своё название, эмблему, лозунг и болельщиков.

Учителю помогают члены жюри и несколько учащихся старших классов (они выступают в роли экспертов).

Один ученик играет роль Знака Вопроса.

Турнир первый

Старт I

Ученик:                        Приготовиться для кросса!

Заточить карандаши!

Предлагает Знак Вопроса

Ряд задач! Вникай! Реши!


Вариант 1

Поставить, где надо «Ь». Объяснить его правописание.

Полноч…,

Глуш…,

Рощ…,

Тысяч…,

Сжеч…,

Маж…те,

Знаеш…,

Испеч…ся,

Горяч…,

Товарищ…

Вариант 2

Вставь «Ь» или «Ъ»

В…ют,

В…юга,

Бар…ер,

Ад…ютант,

Двух…ярустный,

Необ…ятный,

Сер…ёздный,

Пред…юбилейный,

П…еса,

С…естное

Вариант 3

Вставить, где нужно «Ь». Объяснить правописание.

Боч…ка,

Камен…щик,

Балкон…щик,

Ход…ба,

Ноч…ник,

Мач…та,

Мощ…ный,

Стул…чик,

Вскол…з…,

Ден..ги

Старт II

Вариант 1

«О» или «Ё»?

Ж…рдочка,

Беч…вка,

Деш…вый,

Ш…к,

Обж…ра,

Ж…рнов,

Врач…м,

Ш…рты,

Трущ…ба

Вариант 2

«ек» или «ик»?

Гвозд…к,

Грош…к,

Калач…к,

Бараш…к,

Листоч…к,

Ореш…к,

Чайнич…к,

Столбич...к,

Лист...к,

Шест...к.

Вариант 3

«Е» или «И»?

Вн…мание,

Упом…нать,

Отм…рать,

Пр…манка,

Заж…галка,

Соч…тание,

Предприн…матель,

Забл…стать,

Изб…ратель,

Выж…мка.

Старт III

Ученик:                        Лидер кросса – Знак Вопроса!

И уже не в первый раз

Он к победе дерзко рвётся!

Но готовы с ним бороться

Шутка, ум и острый глаз!

Вариант 1                «Обращение»

Найдите в предложении обращения, расставьте знаки препинания.

А) Едем мы бабушка на реку Смородину, на Калинов мост.

Б) Не спиться что–то мне отец.

В) Что ты конь мой встрепенулся?

Г) Отчего ты чёрный ворон встрепенулся?

Вариант 2                «Прямая речь»

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

  1. Кай что ты делаешь вскрикнула девочка.
  2. Но вот впереди обоза кто-то крикнул Кирюха трогай.
  3. Да Герасим был здесь воскликнул Степан.

Вариант 3                «Предложение»

Знаки препинания в простом предложении.

  1. И за нею в миг от сна

Поднялося всё кругом

Царь царица царский дом.

  1. Красный багряный жёлтый пятнистый золотистый ложится на землю лист.

  1. На дороге в поле в саду всюду лежит пушистый снег.


Старт IV

Ученик:                Интереснейший из кроссов

Наш весёлый «кросс-вопросов»

Отвечайте на вопросы,

Приглашаем всех на кросс мы!

Рамки вовсе не простые-

Лабиринты на пути.

Попытайтесь их, ребята,

Беспрепятственно пройти.

Вариант 1

«Метаграммы»

  1. Его легко в полях отыщешь.

Он под землёю строит дом.

Но «и» на место «о» напишешь-

И в краску превратится он.

  1. С буквой н – он там, где строят

Эстакаду или дом.

С «Б» - животное морское

С «Й» - крупнее чем район.

  1. С «С» на дереве расту.

С «Ж» по дереву ползу.

(Ответы: А) сурок, сурик; Б) кран, краб, край; В) сук, жук.)

Вариант 2

«Шарады»

А)         К торжественному крику прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы с севера на юг.

Б)         Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Весь же – в дневнике или журнале.

В)                 В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

(Ответы: А) ура-л; Б)о-цен-к-а; В) рас-пис-ани-е)

Вариант 3

«Анаграммы»

А)                 Из меня пальто и брюки,

И костюм весьма хорош.

Переставь местами буквы-

В геометрии найдёшь.

Б)                 Он живёт в моей квартире,

И живём мы в дружбе, мире,

А прочтёшь на оборот-

Цвет расы на лице моём,

Но ты с конца меня почти-ка-

Он в квартире свет зажжёт.

В)                 Я чёрен, как чернила,

И я не я, а мы вдвоём.

(Ответы: А) сукно-конус; Б) кот-ток; В) арап-пара)

Турнир второй

Ученик:         Лидер кросса-Знак Вопроса-

Быстроног, неутомим,

Но смекалка и упорство

Не спасают перед ним!

Мы посмотрим, чья возьмёт?!

К ленте финишной- вперёд!

«Блиц-турнир»

Вариант 1

«Знаете ли вы?»

  1. Писатель, рассказавший о Гавроше. (Виктор Гюго)
  2. Самый весёлый человек, который живёт на крыше. (Карлсон)
  3. Волшебник, колдун, маг…(Чародей)
  4. Автор стихов «Дядя Стёпа». (С. Михалков)
  5. Деревянный мальчик, герой сказки. (Буратино)
  6. Известный русский баснописец. (И. Крылов)
  7. Имя мальчик-луковки. (Чиполлино)
  8. Автор «Мойдодыра» (К. Чуковский)
  9. Великий русский писатель, автор стихотворения «Парус».

(М. Лермонтов)

  1. Имя колдуньи из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила». (Наина)
  2. Имя слуги Д,Артаньяна. (Планше)
  3. Имя Миледи. ( Шарлота)
  4. Название корабля, на котором отправились на поиски капитана Гранта герои романа Ж.Верна. (Дункан)

Вариант 2

«Назовите, одним словом»

  1. Остановка в пути во время похода. (Привал)
  2. Первые буквы имени и фамилии. (Инициалы)
  3. Группа артистов, выступающих как единый коллектив. (Ансамбль)
  4. Территория, на которой запрещена охота, ловля рыбы, рубка леса. (Заповедник)
  5. Искажение чёрт лица. (Гримаса)
  6. Круглая площадка посреди цирка. (Арена)
  7. Движение руки, сопровождающее речь. (Жест)
  8. Круглое окно в борту корабля. (Иллюминатор)
  9. Сочный корм для сельскохозяйственных животных. (Силос)
  10. Задняя часть судна. (Корма)
  11. Бег по пересечённой местности. (Кросс)
  12. Лыжная гонка со стрельбой (Биатлон)
  13. Начало реки (Исток)

Вариант 3

« Кто это?»

  1. Тот, кто любит свой народ, свою страну. (Патриот)
  2. Тот, кто несёт знамя. (Знаменосец)
  3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
  4. Тот, кто работает с кем-нибудь. (Собеседник)
  5. Лицо, управляющее оркестром. (Дирижёр)
  6. Писатель, создавший произведения для театра. (Драматург)
  7. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь.

(Спутник, попутчик)

  1. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь. (Единомышленник)
  2. Человек, обладающий способностями к организационной работе. (Организатор)
  3. Шахматист высокого класса. (Гроссмейстер)
  4. Тот, кто поступает в вуз. (Абитуриент)
  5. Тот, кто занимается бизнесом. ( Бизнесмен)
  6. Наездник на скачках. (Жокей)

Турнир третий

Игра «Найди новое слово!»

Пользуясь данными словами, составьте новые – кто больше?

  1. Мартышка - …

(Камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)

  1. Акробат - …

(Работа, рота, арка, брат, кобра, карта, крот)

  1. Промокашка - …

(Каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)


Турнир четвёртый

«Ваш выбор»

Ученик:                 Лидер кросса – Знак Вопроса

Смело вырвался вперёд!

Обогнать его непросто:

Он задачки задаёт,

Он их ставит как барьеры

За собою на пути,

Но раскинь умом, и первым

Сможешь к финишу прийти!

Вариант 1

Объясните употребление приставок (пре-) и (при-)

Пр…давать (значение) – пр…давать (друзей),

Пр…бывать (вовремя) - пр…бывать (в гостях),

Пр…зреть (сироту) – пр…зреть (злато),

Пр…ступить (к работе) – пр…ступить (черту),

Пр…ходящий (больной) – пр…ходящее (явление),

Пр…ложить (руку) – непр…ложные (истины).

Вариант 2

Объясните употребление гласных в корнях слов.

Приг…реть – приг…рь,

Покл…ниться – кл…няться,

Подск…чить – ск…чок,

Оз…рить – з…ревать,

Пл….вец – попл…вок,

Отбл…стать – забл…стел,

Р…внина – ур…вень.


Вариант 3

Подбирая по смыслу слова, составьте и запишите словосочетания.

Объясните употребление гласных.

Олимпийский                 скворч…нок

Маленький                         верблюж…нок

Азиатский                         галч…нок

Желторотый                         медвеж…нок

Новый                                 бельч…нок

Серый                                 казач…нок

Смелый                                 боч…нок

Турнир пятый

Состязание капитанов   «Не теряйте головы!»

Ученик:                Лидер кросса – Знак Вопроса!

Нелегко тягаться с ним.

Он не просто быстро мчится,

Он летит быстрее птицы,

Он почти непобедим!

Мы уверены, однако,

Что скорей упрямца-знака

Сложный путь пройдёте вы!

Но не прыгайте, как мячик,

И, вникайте в суть задачи,

Не теряйте головы!

Вариант 1

Как правильно говорить?:

Кура или курица,

Кур или куриц?

(Ответ: слово курица употребляется только в ед. ч., а слова куры, курам, кур-только во множественном. Например: «Мама купила на рынке курицу (но не куру). Нужно «Дать корм курам (но не курицам).»)

Вариант 2

Как правильно говорить:

Туфля или туфля,

Туфель или туфлей?

(Ответ: правильно говорить: туфля – туфли (Р. П. ед.ч.), туфли (Им. П. мн.ч.), туфель (Р.п. мн.ч.).)

Вариант 3

Как правильно говорить:

Простынь или простыня?

(Ответ: Правильная литературная форма: простыня.)

Турнир шестой

«Играем в прятки»

Ученик:                 Путь окинь пытливым взглядом,

Мысль включи на полный ход.

К играм!

К радости!

К наградам!

К ленте финишной!

Вперёд!

Между слов в стихах спрятались насекомые, животные, птицы, рыбы. В каждых двух строчках кто-то есть.

Например:        Была гроза, я целый час

Не отрывал от страха глаз. (Заяц)

Это задание получают все три команды.

Какая команда отыщет на 5 минут больше спрятавшихся?

Мне в лесу совсем не худо,

Да и сам я просто чудо!

Высоко летает стриж,

Но со мною не сравнишь.

Я кашу есть не стал…Ещё бы!

Крючок торчит из этой сдобы.

Люблю я край родных озёр,

Шуршит камыш, горит костёр,

Туманы предрассветной ранью

Болото затянули тканью.

Знакома рыбам тень моя,

Над гладью вод танцую я.

Притих камыш. Мелькнула птица,

Всё спит, ничто не шевелится.

(Ответы: удод, сокол, сом, лещ, як, ёрш, улитка, комар, шмель)

Финиш

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Объявляет победителей и награждает команды призами.


Литература:

  1. Журналы «Вожатый», «Пионер».

  1. Журнал «Русский язык в школе».

  1. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М.: 1985 год.

  1. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 6 классе малокомплектной школы. - М.: Просвещение, 1990 год.

  1. Шилова К.А., Усманова Е.Э. Играйте с нами – играйте сами! – М.: Русский язык, 1889.

  1. Внеклассные мероприятия по русскому языку. Авторы-составители: Андреева А.А., Андреева Л.В., Евлампиева Е.А., Ефрем Н.И., Калля А.Н. – Чебоксары «Клио», 1999год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....

Лингвистические Олимпийские игры Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

Лингвистические Олимпийские игры (см. Приложение 2) (слайд 1)(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)Учитель (слайд 2)Вы, олимпийцы, прибыли на Олимпийские игры из различных греческих го...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Лингвистический турнир"

Конспект мероприятия содержит занимательные задания, которые можно использовать как во время внеурочной деятельности, так и как занимательный материал на уроках....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»

ЦЕЛИ: Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.Выявить уровень знаний учащихся.Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, ч...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ

Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...