Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Меньшикова Марина Леонидовна

ЦЕЛИ:

Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.

Выявить уровень знаний учащихся.

Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, чувства слова.

Ход игры:

Заранее выбираются шесть участников игры, которые затем сами находят себе ассистентов. Игра начинается с представления участников, которые серьёзно или в шутливой форме рассказывают о себе. Если ученики придумали достаточно интересную форму представления, то получают звезду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для учащихся 7 – 9 классов

«ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»


ЦЕЛИ:

Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.

Выявить уровень знаний учащихся.

Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, чувства слова.


Ход игры:

Заранее выбираются шесть участников игры, которые затем сами находят себе ассистентов. Игра начинается с представления участников, которые серьёзно или в шутливой форме рассказывают о себе. Если ученики придумали достаточно интересную форму представления, то получают звезду.

I тур

1 задание

Даны слова:                 1) язык

2) глаза

3) уши

4) нос

Проверяется знание фразеологизмов. Ученики должны отгадать, о чём идёт речь в представленных выражениях.

По команде участники игры поднимают таблички с номером правильного ответа. В случае, если ассистент отвечает правильно, ученик получает звезду. Жюри подсчитывает баллы за правильный ответ каждого участника.

  1. Его (их) можно развесить, держать востро, навострить, на него (на них) можно навешать лапшу. (3)
  2. Его (их) можно проглотить, прикусить, развязать, держать зубами. (1)
  3. Его (их) можно повесить, зарядить, держать по ветру, не показывать. (4)

2 задание

Даны слова:                 1) хлопоты

                                2) вилы

                                3) дверцы

                                4) брюки

Эти слова подобраны по морфологическому признаку. Нет ли здесь лишнего слова? (3)

3 задание

Даны фамилии:                        1) Пушкин

2) Державин

3) Лермонтов

4) Гоголь

5) Тургенев

  1. Бунин

Отгадайте, кому из указанных принадлежа следующие строки:

  1. Во дни сомнений: во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и способный русский язык. (5)
  2. Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит от ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под сладостью зелёного листка…(3)

  1. Под небом мёртвенно свинцовым,

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.(6)

  1. Рука времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей. (2)

  1. И мысли в голове волнуется в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Подводят итоги I тура. Проигрывают те, кто набрал меньше баллов. В случае совпадения баллов, выигрывает тот, у кого больше звёзд. (Если совпадает и количество звёзд, предлагаются дополнительные вопросы).

II тур

        Составление слов из данных букв.

Сначала проводится игра со зрителями, они должны отгадать слова (начальные буквы этих слов и будут предложены участником игры во II туре).

  1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот)
  2. Какая частица состоит из трёх частиц? (не-уже-ли)
  3. Отгадайте:

Ты меня, наверно, знаешь:

Я в сказке Пушкина герой.

Но если «л» на «н» мне сменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

  1. Какое слово родилось в Ленинграде в 1959 году, когда был спущен могучий ледокол «Ленин», работающий за счёт атомной энергии? (атомоход)
  2. Какое слово, обозначающее профессию, обрело широкую известность 12 апреля 1961 года? (космонавт)
  3. Отгадайте:

С «б» мучительной бывает,

С «м» одежду пожирает,

С «р» актёру я нужна,

С «с» для повара важна.   (боль, моль. роль, соль)

Итак, участникам предлагаются буквы О, Т, Н, Е, А, К, Б, М, Р, С, один раз используя которые, необходимо составить слово или слова.

Нужно использовать как можно большее количество букв. В этом туре также проводится конкурс среди зрителей на самое длинное слово.

По итогам тура выбывает тот участник, который использовал меньше букв, чем другие.

III тур

(Условия те же, что и в I туре).

1 задание

Даны слова:                 1) подождать

2) подозрение

3) подошва

4) подорожник

В каком слове нет приставки? (3)

2 задание

Даны слова:                 1) возвратить

2) купаться

3) читать

4) свернуться

5) кончать

От какого глагола можно образовать только одну форму причастия?

Задание 3

Даны фамилии писателей (см. I тур).

  1. Эти фамилии расположены в хронологическом порядке, т.е. по мере их прихода в русскую литературу. Нет ли здесь ошибки? (1,2)
  2. Кто из перечисленных писателей обладал также талантом музыканта, живописца, был хорошим шахматистом? (3)
  3. Кто из писателей издал свою первую книгу от имени «пасечника Рудого Панько»?
  4. Пушкин по окончании Лицея на экзамене читал стихотворение. У кого из присутствовавших там эти строки вызвали слёзы? (2)
  5. Многие русские писатели вынуждены были по тем или иным причинам покидать Родину, жить вдали от неё, умереть на чужбине. Кому принадлежат эти грустные строки?

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому (6)

4 задание

Даны слова:                 1) антитеза

2) инверсия

3) метафора

4) сравнение

  1. Какой художественный приём лёг в основу названий следующих произведений: «Богач, бедняк», «Война и мир» (1).

  1. Какой приём использован при создании следующих строк:

а) В жемчугах горят берёзки… (3)

б) Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит. (4)

IV тур

Финал

Остаются два участника, которым даётся слово (например, атмосфера), используя буквы которого они должны за одну минуту составить как можно большее количество слов. Побеждает тот, кто последним называет слово. Участникам игры могут помочь ассистенты. В конце игры слово для приветствия предоставляется победителю.

Литература:

Книга «Внеклассные мероприятия по русскому языку». Авторы-составители: А.А.Андреева, Л.В.Андреева, Е.А.Евлампиева, Н.И.Ефим, А.Н.Капля. Чебоксары: «Клио», 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «Лингвистический кросс»

Ход викторины: Вступительное слово учителя.Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои стар...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ

Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...

Игра-путешествие "День открытий" (внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса...

Игра "Интеллектуальный ринг", внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 класса

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей, эрудиции, логического мышления и повышения интеллектуального уровня учащихся. Можно проводить как в одном классе, разделив учащихся на коман...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов «Орфографическая спартакиада»

           Создание психологически комфортных условий в процессе обучения помогают игровые тематические уроки и классные мероприятия...