Главные вкладки

    Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
    план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

    Малина Елена Васильевна

    Цель урока:

     

    Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon spp_s_pridatochnymi_izyasnitelnylti.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

    Цель урока:

    Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания

    Ход урока

    I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

    Учащиеся зачитывают предложения, составленные по данным схемам

    Повторение изученного материала

    Осложненное списывание. Выпишите ССП с придаточными объяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

    1. В лучах росистых в лучах зеленых теч..т  реч..нка что мне мила (Ф. Фатьянов.) 2. Одни только старич..к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное  важное дело. (Л. Толстой.)

    3. Вмиг по речи те опознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок (А. Пушкин.)

    - Какие предложения выписали? Почему?

    Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы  и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п.

    Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.

    Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:

    Я считаю ... Мы с другом условились ... По внешнему виду можно предположить ...

    Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при по мощи:

    1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.

    2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.

    Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе

    указательные слова, которые чаще всего выражены указательными

    место имениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:

    Дело тут  не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)

    I I.Проверка знаний. Отработка умений и навыков Комментированное  письмо

    Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где

    изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным  словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.

    1. Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были

    получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что

    Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда поки ну родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили зара нее.  Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.

    Запомни! Использование в одном и том же предложении союза

    И частицы  ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

    Редактирование

     Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

    1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной

    и о чем в них хотел рассказать.

    2.Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

    б) Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.

    1. Николай сказал, что должен был сказать для примирения рас сорившихся друзей. 2. Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3. Я знал, что брат придет завтра. 4. Я никак не мог решить ся сказать матери то, что задумал уехать. 5. Она поняла то, что за че ловек он был.  6. Лектор говорил, что всем было известно. 7. Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».

    Графический диктант

    1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2. Любке сказали, чтобы она подумала, не

    лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. (А. Фадеев.) 3. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.) 4. Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5. Скажи, что ты читаешь, и я ска жу, кто ты. (А. Чехов.) 6. Здесь смеялись мало, и не всегда было яс но, над чем смеются. (М. Горький) 7. Няню Пушкина стали спраши вать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (В. Вересаев.)

    III. Итоги урока

    - В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?

    - При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?

    Домашнее задание

    Закончите предложение  придаточными изъяснительными.

    Я давно знал, где...

    Я давно знал, куда...

    Я давно знал, откуда...

     Я давно знал, что...

    Я давно знал, когда...

    Я давно знал, сколько...

     Я давно знал, какой...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными по роману в стих...

    Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

    Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

    Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

    Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

    Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.Ход урока.

    Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными, 9 класс. Ход урока....

    Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

    Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

    Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

    Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....