Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Няч Ольга Рамильевна

сост    Урок по русскому языку в 6 классе сотавлен по учебнику Ладыженской. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 6_kl_bukvy_ch_i_shch_v_suffiksaz_chik-_shchik.zip113.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с.Самбург Пуровского района

 

Урок русского языка в 6 классе

Ольга Рамильевна Няч,

учитель русского языка и литературы

Тема: Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Пояснительная записка к материалам

Предоставленная методическая разработка мультимедийного урока по русскому языку для 6 класса по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик).» соответствует общеобразовательной программе обучения и современным знаниям по предмету «Русский язык».

Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику «Русский язык.: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Научный редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009. Авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Организация учебного процесса, использование методов, приемов и форм работы осуществляются, исходя из типа уроков, на основе развивающего содержания учебного материала. Включение такого урока в систему психологически готовит детей к умению выполнять тестовые задания в формате ГИА, ЕГЭ, обеспечивает самостоятельность выполнения задания.

Цели урока:

1.Научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;

2.Развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся.

3.Вызвать интерес к изучаемой теме.

Презентация к уроку предназначена для активизации внимания учащихся и служит своеобразным организующим фактором, планом урока, демонстрирующим определенные его этапы. Кроме заданий различного степени сложности, с целью активизации учебно-познавательной деятельности, в ход урока вводится использование, занимательного материала развивающего характера.

При планировании урока использованы:

  1. Учебник «Русский язык»: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Научный редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009. Авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (приложение).

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Описание методики использования ИКТ во время занятий.

На данном уроке информационно - коммуникационные технологии использовались на всех этапах. Визуальной основой всего урока является презентации, в программе Microsoft Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Добрый день! Для начала откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите третью строку, позже мы запишем тему урока. Мы продолжаем работу по теме «Имя существительное

II.Орфографическая разминка (слайд №2, 3)

Перед каждым учащимся на столе лежит листок (приложение 1) с набором слов. Все слова пронумерованы.

1задание: самостоятельно распределите слова по орфограммам. В тетрадь запишите название орфограммы и соответствующий этой орфограмме номер слова.

1) Кашевар, 2) циновка, 3) разглядеть, 4) самовар, 5) сверхинтересный, 6) оленевод,7) касательная, 8) предложить, 9) акация, 10) прилагательное, 11) коснусь, 12) убирать, 13) цыганский, 14) безводный,15) чрезвычайно, 16) расстелить,17) коса, 18) вытирать,19) подыскать, 20) дезинфицировать.

Взаимопроверка:

1. Соединительные о и е в сложных словах - 1,4,6.

2. Буквы и и ы после приставок – 5,19,20.

3. Буквы о-а в корне –кос- -кас-7,11.

4. Буквы и-ы после ц- 2,9,13.

5. Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-8,10.

6. Буквы е-и в корнях с чередованием-12,16,18.

7. Буквы з и с на конце приставок- 3,14,15,16.

8. Проверяемая безударная гласная в корне слова- 3,17.

2 задание: выпишите номера слов, являющихся именем существительным. Распределите их номера по алфавиту: 9,1,17,10,6,4,2.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся разбиваются на 5 групп. Каждая группа получает конверт (приложение 2), в котором находятся слова. (Все слова распечатаны более крупным шрифтом и разрезаны на отдельные слова)

Задание: подумайте и, сообща, решите, по какому принципу можно распределить слова. На работу вам отводится 10 минут (слайд №4).

Перевод...ик, барабан...ик, стеколь…ик, водопровод…ик, развед…ик, полиров…ик, бетон…ик, сбор…ик, бакен…ик, лет…ик, газет…ик, перплет…ик, груз…ик, рассказ…ик, смаз…ик, разнос…ик, перепис…ик, перебеж…ик, пиль..ик, бетон…ик, полиров…ик, набор…ик, компьютер…ик.

Каждая группа определяет учащегося, который объясняет классу, чем они руководствовались, распределяя слова. По ходу объяснений учащимися учитель на доске прикрепляет магнитами буквы, при наличии которых пишется определенный суффикс. Учащиеся самостоятельно делают вывод, что после букв Д,Т,З,С,Ж пишется суффикс - ЧИК. Во всех остальных случаях пишется суффикс - ЩИК. Дети самостоятельно формулируют тему урока (слайд №5) и записывают в пропущенной строке.

IV.Работа с учебником.

- Кто подскажет, как может звучать наше правило?

– Правильность ответа проверим в учебнике на стр. 102.

– Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс – чик существительному? (Суффикс – чик придает существительному значение лица, причем мы можем догадаться и о профессии этого лица).

V.Физкультпауза (слайд №6)

VI. Закрепление материала.

– Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили теоретический материал о правописании суффиксов, проведем игру.

«Четвертый лишний» . (Слайд №7) Найдите лишнее и обоснуйте свой ответ.

1. Перевод…ик, переплет…ик, рассказ…ик, огурик.

2. Бетон…ица, лимон…ик, смен..ица, заговор…ица

3. Клю..ики, мя..ик, смаз..ик, кирпи..ик.

4. Автоответ..ик, дат..ик, электросчет..ик,, стуль..ик.

Учащиеся вслух доказывают свою точку зрения.

Вывод: суффиксы –чик (-щик) употребляются:

1) в словах, обозначающих род деятельности человека;

2) в словах, обозначающих аппарат, механизм, инструмент.

В некоторых словах употреблен суффикс –ик, а буква «ч» входит в часть корня.

Cоставь предложения (слайд №9)

Составьте предложения по предложенным схемам, используя слова на изученную тему.

  1. [О, О, О- О].
  2. [О: О, О,О].
  3. [   ,О,   ] !

Учащиеся составляют предложения и производят синтаксический разбор одного предложения. Работа у доски.

VII. Тестовый самоконтроль (слайд №10) (Приложение 3)

А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А.грузить

Б. погонять

В.рассказывать

Г. летать

1)А                2)Б,В                3)А,В,Г        4)Б

А2. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?

А.фонарь

Б.возить

В.табун

Г.стекло

1)А,Б                2)В,Г                3)Б                4)А,Г

А3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А. мя…ик

Б. перевод…ик

В. пиль..ик

Г. перебеж..ик

1)А,В                2)Б,В,Г                3)А,Б,Г                4)Б,В

А4. В каком слове нет суффикса – ЧИК-?

1) флакончик

2) журнальчик

3) апельсинчик

4) мизинчик

В1.Укажите способ образования слова ПЕРЕБЕЖЧИК.

VIII. Рефлексия. 

- Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

– Для чего надо знать значения суффиксов?

– Какую роль играют в языке суффиксы?

IX. Домашнее задание (на выбор). (Слайд №11)

  1. Придумать рассказ (5-6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму, выучить правило на стр.102.
  2. Сочинить сказку на изученную тему, выучить правило на стр.102.
  3. Выполнить упражнение 249, выучить правило на стр.102.

Приложение 1.

1) Кашевар, 2) циновка, 3) разглядеть, 4) самовар, 5) сверхинтересный, 6) оленевод,7) касательная, 8) предложить, 9) акация, 10) прилагательное, 11) коснусь, 12) убирать, 13) цыганский, 14) безводный,15) чрезвычайно, 16) расстелить,17) коса, 18) вытирать,19) подыскать, 20) дезинфицировать.

Приложение 2.

Перевод...ик, барабан...ик, стеколь…ик, водопровод…ик, развед…ик, полиров…ик, бетон…ик, сбор…ик, бакен…ик, лет…ик, газет…ик, перплет…ик, груз…ик, рассказ…ик, смаз…ик, разнос…ик, перепис…ик, перебеж…ик, пиль..ик, бетон…ик, полиров…ик, набор…ик, компьютер…ик.

Приложение 3

А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А.грузить

Б. погонять

В.рассказывать

Г. летать

1)А                2)Б,В                3)А,В,Г        4)Б

А2. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?

А.фонарь

Б.возить

В.табун

Г.стекло

1)А,Б                2)В,Г                3)Б                4)А,Г

А3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А. мя…ик

Б. перевод…ик

В. пиль..ик

Г. перебеж..ик

1)А,В                2)Б,В,Г                3)А,Б,Г                4)Б,В

А4. В каком слове нет суффикса –ЧИК-?

1) флакончик

2) журнальчик

3) апельсинчик

4) мизинчик

В1.Укажите способ образования слова ПЕРЕБЕЖЧИК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)

Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".

Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности....

Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-

Тип урока:.  урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Образовательная цель достигается через  познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, ...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

На данном уроке применена технология развития критического мышления....

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-ЩИК

Разработка урока "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-ЩИК"...