Что такое знак.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Шхагошева Юлия Урусбиевна

Урок-исследование, урок-рассуждение о том, что мы живем в мире знаков, какие бывают знаки и что язык неисчерпаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_znak.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование

«Как устроен язык. Что такое знак»

Учитель русского языка

МОУ «СОШ №2 а.Псыж»

Шхагошева Ю.У.


Цель:

  1. рассказать о том, как устроен язык; показать различные стороны языковой системы; заинтересовать еще больше языком

План:

  1. Мы живем в мире знаков.
  1. слово учителя.

  1. 1. Четыре свойства знака.
  1. обозначающие
  2. обозначаемое
  3. условная связь
  4. знаковая система
  5. Слово учителя: «Четыре свойства…»

    2. Наука о знаках.

    3. Из истории: «Знаки доверия».

    4. Нулевые знаки.

            5. Слово учителя: «Очень нужный знак».

        

  1. Самые главные знаки.
  1. слово учителя.

  1. Обобщение.
  1. Такие разные знаки.
  2. Подписи.
  3. Письмо и жест.

  1. Итог.
  1. морфема – слово – словосочетание – предложение – текст.
  2. Язык – неисчерпаем.


 I.

Слово учителя.

Мы живем в мире знаков.

        Звонит будильник – и я вскакиваю с постели, одеваюсь. Если бы где-то застучал молоток или что-нибудь с грохотом упало, я бы проснулась, но потом снова заснула, ворча. А звук будильника – особый, у него есть значение: пора вставать.

        Я завтракаю. На банках, коробках цветные наклейки: знаки, какой это продукт. Звонит телефон: знак, что надо взять трубку.

        На улице я жду своего автобуса, смотрю на номера – знаки маршрутов. Едет; вдруг – стоп! Автобус останавливается. Авария? Нет, светофор красным огнем (знак) велит стоять. На остановке входит военный, это видно по его форме – по знаку. Погоны (опять знак) сообщают: он – лейтенант.

        Из окна автобуса вижу: стоит молодой человек с букетом, ждет кого-то. Букет – знак. Печальный прохожий несет венок с черными лентами – это, увы, тоже знак.

        В автобус входит девочка, машет рукой кому-то. Это знак: она узнала того.

        У школы ко мне подходит ученик: «Здравствуйте! Что я хочу вам рассказать…». И говорит, говорит, говорит… Сыплет словами. Знаками. Знаки повсюду. Нужно разобраться.


II.

Исследования учащихся

1. Четыре свойства знака

        Всякий знак обладает четырьмя важными свойствами.

        Во-первых, непременно должно быть обозначающее. Что-нибудь доступное зрению или слуху: звонок, красный свет, погоны, звуки, слова… Можно предположить, что существуют знаки, «обращенные» к обонянию. Юноша и девушка условились: если она придет в какое-то людное место и будет надушена духами «Сирень», то встреча назначена в парке, а если духами «Роза», то в кино. Они не хотели при посторонних назначать свидание… Надуманность этого примера уже говорит о том, что обозначающее, как правило, предназначено уху и глазу, оно не для носа.

        Итак, для знака нужны, во-первых, какие-то материальные признаки (обозначающее).

        Во-вторых, знак должен что-то обозначать, т.е. необходимо обозначаемое.

Это либо понятие (окружность, холод, совесть, преобладать), либо представление-образ (Снегурочка, растяпа, взъерошиться, пожухлый).

        Обозначающее – «добыча» органов чувств, обозначаемое – часть мира мыслей. Они-то в знаке и объединены. Как?

        Необходима, в-третьих, условная связь между обозначающим и обозначаемым. Не природная, не естественная и неизбежная, а та, о которой условились люди.

        Кто-то может сказать : «А со мной никто не уславливался, что красный цвет обозначает «Стой!» Для меня он вполне естественный сигнал!» Нет, условились. В самом красном цвете нет ничего останавливающего. Как же человек устанавливает, что красный – это «Стой!»? По опыту жизни. Папа не пустит на красный сигнал… Пойдешь на красный – неприятностей не оберешься… В школе учат правилам уличного движения… Вот как условились.

        А вот помидор покраснел. Посылает знак, что спелый? Горло красное, лоб горячий, температура поднялась… Знак простуды? Нет, это природные проявления, естественные признаки. Не знаки.

        Теперь, в-четвертых. Это особенно важная сторона знака. Знак не выносит одиночества. Он не может быть один как перст. Знак всегда соотнесен с другим знаком. Если есть одно обозначающее со своим значением, то непременно есть и другое обозначающее и у него – свое обозначаемое. Светофор: зеленый свет – и противоположный ему красный. Знак на дороге «Поворот запрещен» Но существуют и такие переулки, где висит знак «Поворот разрешен».

        Представьте себе прямую дорогу без перекрестков, съездов и ответвлений. И посреди нее вдруг светофор, который всегда – всегда! – горит зеленым огнем. Автомобилисты, вероятно, будут в изумлении: что значит этот зеленый свет? Да, такой «знак» ничего не обозначает, даром тратится электроэнергия. Чтобы он стал настоящим знаком, ему нужен «напарник»: красный свет.

        Итак, знак всегда соотнесен с другим знаком (знаками) или, иначе говоря, образует вместе с ними единую знаковую систему.


2. Наука о знаках

        Даже ничего не зная про какую-то знаковую систему, мы можем предсказать многие ее свойства – просто потому, что это знаковая система. Наука, изучающая знаки и знаковые системы, объясняющая и предсказывающая их поведение, называется семиотикой (от греч. «semeion» - «знак»). Придумал и саму эту науку, и ее название американский ученый Чарльз Сандерс Пирс (1839-1814). Основные книги и статьи Пирса были опубликованы после его смерти, так что семиотика как наука фактически появилась только в 30-е годы 20 века.

        Лингвистика, с одной стороны, является одной из ветвей семиотики. С другой, поскольку язык – важнейшая из знаковых систем, можно считать семиотику частью лингвистики; неслучайно большинство понятий и методов семиотики – лингвистического происхождения.


3. Знаки доверия

В Древнем мире использовались особые знаки доверия. Так, в Афинах был обычай дарить гостю в качестве знака доверия половину сломанного кольца, заключая тем самым союз гостеприимства. Этот знак напоминал его владельцу о другом человеке и договоре между ними. Складывая половинки кольца, их владельцы или те, кому они передали свои половинки, даже много лет спустя узнавали друг друга.

Знаки доверия служили своеобразным паролем. Так же как и слова-пароли, лингвисты выделяют их в особую категорию знаков – опознавательные знаки.


4. Нулевые знаки

        Знаков в одиночку не существует. Верно ли это? На кнопке лифта горит огонек, значит, он занят. А противоположное (лифт не занят, его можно вызывать) вроде бы никак не обозначается. Не горит огонек, и все. Получается, что нет знака? Но ведь отсутствие огонька значимо, оно само по себе уже знак. Следовательно, может быть такая система знаков: у одного обозначающее – какой-нибудь зрительный или звуковой сигнал, а у другого, противоположного, обозначающее – отсутствие такого сигнала. Называется это – нулевым знаком. Значимое отсутствие знака тоже знак. И таких нулевых знаков множество.

        На дверях магазина плакатик: «Обед». А потом его сняли. И покупатели повалили в магазин: отсутствие этого плакатика означает, что обеденный перерыв кончился. Нулевой знак.

        Нет светофора у поворота – тоже нулевой знак: опасностей здесь немного.

        И в языке много нулевых показателей. Иди! Пиши! Перепрыгни! Проглоти! Повелительное наклонение, оно обозначено окончанием –и. Отрежь! Поставь! Не плачь! Ляг! Встань! Окончания никакого нет. Верно ли? Неверно: повелительное наклонение обозначено нулевым окончанием.

        Не всякое отсутствие – знак. Зимой люди выходят на улицу в шубе. А летом из дома выскакивают в комнатной одежде. Нужно ли считать, что летом у них «Нулевая шуба»?. Ни в коем случае. Просто они без зимней одежды и ничего не хотят этим обозначить. Это естественная связь между погодой и общепринятой одеждой.


5. Очень нужный знак

        Нулевой знак не может существовать сам по себе, независимо от других, ненулевых знаков. Если во время приветствия кто-то не пожмет протянутую руку, это означает «не хочу здороваться» (обижен, знать не желаю и т.д.).

        Нулевыми знаками являются пробелы между словами в написанном или напечатанном тексте, паузы между двумя последовательными световыми сигналами  и т.д. В том, что нулевой знак именно знак, а не отсутствие знака, легко убедиться, если убрать нулевые знаки из сообщения. Часть информации сразу пропадет:

Безпробеловлюбойтекствоспринимаетсягораздохуже.


III.

Слово учителя.

Самые главные знаки

        Знаковых систем много. Но среди них есть главная. Это наш обычный, повседневный язык. Однако сначала надо доказать, что язык имеет знаковый характер.

        Возьмем слово. Это единство обозначающего и обозначаемого. Звучание, последовательность звуков – это материальная данность, обозначающее (а на письме обозначающее  - буквы). Значение слова – его обозначаемое: понятие или образ, т.е. мысль.

        Итак, первое и второе условия, которые делают знак знаком, у слова существуют. Есть и условная связь между значением слова и его звучанием.

        Писатель Сергей Михайлович Третьяков в своей книге «Страна-перекресток» так писал о чешских словах: «Чешское слово пушка означает нашу винтовку. В свою очередь наша пушка по-чешски дело. Наше дело по-чешски чин. Наше чин по-чешски годность. И только слово годность переводится на чешский язык словом, которого у нас не имеется. А наше слово подводник значит (по-чешски) шулер.

        Как видно, звучание слова и его значение связаны друг с другом условно, а не природно. В одном языке – так, в другом – по-иному. В противном случае не нужно было бы учить языки: из звучания речи прямо вытекало бы ее значение. Удобно, но одновременно человечество лишилось бы великого богатства – разнообразия языков.

        И конечно, слово не действует «в одиночку». Каждое слово соотнесено с другими словами.

        Не только слова – знаки. Знаками могут быть и предложения, и целые тексты. В широком смысле слова «Война и мир» Л.Н.Толстого тоже большой, продолжительный, захватывающий знак.

        Есть еще интонация – повышение и понижение тона звуков во время речи. Ты знаешь… с одной интонацией – утверждение, Ты знаешь? С другой – вопрос. Разные интонации в живой речи – знак. Тембр живой речи (ласковый, сердитый, требовательный, заискивающий, насмешливый) тоже знак.

        Язык – универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем знаковым системам. Любой знак любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка. Уличная сигнализация? Новичку, не знающему дорожных знаков, ее всегда объясняют словами. Любая игра? Учат в нее играть опять же словами.

        Итак, универсальность языка в том, что он может быть использован для введения в любую знаковую систему, он служит для освоения, для понимания других (любых) знаков.

        Язык универсален еще и потому, что охватывает весь мир: и тот, который вокруг нас, и тот, который внутри нас. «Не мед, а ко всему льнет»,- народная пословица о слове. Он может творить чудеса. Правда, для этого язык требует умелого обращения с ним.

        Такая неохватность языка определила особый характер его знаков.


IV.

Обобщение.

1. Такие разные знаки

        Знаки бывают разными. Они по-разному создаются, по-разному устроены, у них могут быть непохожи форма и содержание, тип ситуации, в которой они используются, и многое другое. На основании всего этого знаки можно объединять в различные группы, т.е. классифицировать.

        Знаки могут быть простыми и сложными в зависимости от того, можно или нельзя выделить в них более простые элементы, также являющиеся знаками. Сложные знаки членятся на простые, а простые уже не членимы. В языке это звуки, точнее фонемы.

        Среди неязыковых знаков тоже бывают простые и сложные. Например, у светофора три света: красный, желтый, зеленый. Это знаки. Их формой является цвет, и каждому цвету соответствует свое значение. Красный запрещает идти или ехать. Очевидно, что этот знак невозможно расчленить на простые знаки. Поэтому он простой. Пример сложных знаков – погоны военных. Они состоят из простых знаков – звездочек и полосок.

        Возможна и другая классификация знаков – по их употреблению. Одни знаки могут использоваться сами по себе. Их называют самостоятельными, или свободными. Другие, несамостоятельные, или связанные, знаки отдельно не употребляются, они всегда появляются вместе с какими-то другими знаками. Самостоятельные знаки – это слова, словосочетания и предложения, а среди неязыковых знаков – это погоны, дорожные знаки, деньги. К несамостоятельным знакам в языке относятся, например, служебные слова, приставки, суффиксы. Несамостоятельными знаками являются и цифры на денежной купюре. Они передают определенный смысл: количество товара, который можно купить на эти деньги. Но без самой купюры цифры в этом значении не употребляются.


2. Подпись

        Интересным знаком является подпись – особая запись фамилии или имени. У каждого подпись своя. Человек подписывает свои письма, подтверждая, что написал их именно он. С той же целью художник подписывает свои картины. Может ставить подпись на документах свидетель или участник договора. Учитель, ставя оценку в дневник, расписывается рядом, и это означает, что именно он поставил пятерку или двойку. Все подписи индивидуальны, и каждая принадлежит только одному человеку. Никто не имеет права использовать чужую подпись. Копирование чужой подписи называется подделкой.

        Омонимия подписей могла бы привести к неприятной путанице – и приводила! Раньше неграмотные крестьяне, подписывая какой-то документ, вместо подписи ставили крест. Конечно, опознать «свой крест» и отличить его от других омонимичных было довольно трудно. Этим часто пользовались для обмана – подделки подписи.


3. Письмо и жест

        Главное обозначающее в языке – звуковое.

        Однако есть и другой тип обозначающего – письмо. Оно развернуто в пространстве и хранится во времени. Звуковая речь – для участия в текущей ситуации, для мгновенной реакции. Письмо – для преодоления, покорения времени. Оно – речь не только здесь и сейчас, но и завтра, через век, всегда. Египетские пирамиды сохранили до наших дней написанные иероглифы, преодолев пропасть в 4 тысячи лет!

        Пишу – могу перечитать, исправить написанное, могу через день или год вернуться к тексту и изменить его, внести то, что заново передумал. Это важное достоинство письма – победа над временем.

        Еще один тип обозначающего в языке – жест. Разговаривая, люди часто помогают себе руками. Правда, есть пословица «Что словом не расскажешь, то и пальцем не растычешь». У нас «жестовое сопровождение речи» имеет второстепенное значение. Однажды психологи провели эксперимент. Опытным ораторам сказали:»Будете выступать – положите обе руки на трибуну и не двигайте ими», Большинство участников эксперимента не утерпели, стали жестикулировать; оказалось, что если руки держать неподвижно, то и слова «спотыкаются».

        Совсем иное дело – языки индейцев Северной Америки и аборигенов Австралии. У них есть обычные, звуковые языки – у каждого племени свой. И есть язык жестов для межплеменного общения с сотнями знаков – жестовых слов – и со своей грамматикой. Она выражается порядком следования жестов: обычно в начале – жестовое слово о предмете речи (подлежащее), затем в твердо закрепленном порядке следуют другие жестовые члены предложения.


V.

Итог.

Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!» Язык – неисчерпаем.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Дорожные знаки. Знаки сервиса.

Мое занятие посвещено дорожным знакам и тому, как о них легко и доступно рассказать детям....

"Такой нужный и ненужный мягкий знак"

Творческая работа "Такой нужный и ненужный мягкий знак"...

гто. что такое гто. знаки гто.

Гточто такое ГТО.Знаки ГТО...

Конспект занятия по картингу "Правила дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Ознакомление с дорожными знаками. Виды знаков" для дистанционного занятия

Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...


 

Комментарии

Шхагошева Юлия Урусбиевна

Знак - многозначное слово, и мир многозначен.