Дорожные знаки. Знаки сервиса.
методическая разработка на тему

Такачева Марина Николаевна

Мое занятие посвещено дорожным знакам и тому, как о них легко и доступно рассказать детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_dorozhnye_znaki_servisa.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей» НМР РТ

Занятие по теме

 «Дорожные знаки. Знаки сервиса»

для детей младшего  школьного возраста

        

Разработал: педагог дополнительного образования

Такачева Марина Николаевна

1 квалификационная категория

г. Нижнекамск

2012 г.

     Тема раздела:  Дорожные знаки.

     Тема урока: Знаки сервиса.

                     

        Цель урока: актуализация знаний, умений и навыков по изучаемой теме, новых  понятий.

Задачи обучения:

- закрепить группу дорожных знаков (особого предписания);

- продолжить знакомить с группой  дорожных знаков – знаки сервиса.

Развития:

- развить умения видеть и сравнить дорожные знаки, классифицировать их;

- развить аккуратность, логическое мышление.

Воспитания:

- воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие.

- воспитывать интерес к изучению ПДД;

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: беседа.

Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения материала с постановкой творческих заданий, частично-поисковый, репродуктивный.

Методы преподавания: информационный, объяснительный, побуждающий.

Методы учения: слушание, участие в обсуждении, наблюдение, практический.

Методы воспитания: беседа, включение учащихся в активизированную деятельность на уроке, коллективное решение творческих задач.

Материально-техническая и дидактическая основа:

наглядные средства (дорожные знаки), схемы электрифицированных дорожных знаков, компьютер.

Содержание практической работы:

Изготовление макета зайца.

Приемы преподавания: наблюдение за выполнением и помощь при выполнении практической работы.

Приемы учения: выполнение, участие в обсуждение.

Анализ содержания урока

  1. Компонентный анализ.

Понятийный.

Новые – знаки сервиса.

Опорные – знаки особого предписания.

Приемы работы.

Новые – анаграммы, оригами.

Опорные – разгадывание загадок, ответы на вопросы.

  1. Технико – технологический анализ.

  Загадки, контрольные карточки, дорожные знаки, бумага для оригами.

  1. Организационно – экономический анализ.

Организация рабочего места учащихся;

физкультминутка.

  1. Логический анализ

Создание проблемной ситуации на этапах урока:

оформление работ;

анализ выполненных работ.

  1. Психологический анализ

активизация деятельности учащихся;

создание комфортной рабочей атмосферы.

  1. Воспитательный анализ.

воспитание дисциплинированности;

воспитание культуры поведения на улице;

привитие интереса к изучаемому предмету.

Ход занятия по этапам

     

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.                         

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.        

  1. Диалогическое изложение.
  2. Загадки.                      

III. Формирование новых знаний.

  1. Ознакомление с новыми дорожными знаками.
  2. Рассказ с последующим рисованием.
  3. Оригами.

                                                                         

IV. Применение знаний, умений, навыков.  

  1. Решить анаграммы.
  2. Викторина.
  3. Игра «Угадай дорожный знак».
  4. Загадки о дорожных знаках.
  5. Закрепление знаков сервиса за компьютером.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

                          Задачи по этапам

I. Организационный момент.

Настрой на хорошую атмосферу труда.

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.        

а) Дидактические задачи:

настройка учащихся на урок,

активизировать опорные знания, умения, навыки.

б) Состав опорных знаний: Знаки особого предписания.

в) Приемы преподавания: беседа, загадки, рассказ.

г) Приемы учения: слушанье, отгадывание загадок.

III. Формирование новых знаний.

Задачи:

- рассказать о знаках сервиса;

- показать порядок изготовления зайца, совместное обсуждение.  

                                                                         

IV. Применение знаний, умений, навыков.  

Задачи:

- организовать практическую работу;

- наблюдать и помогать при выполнении работы;

- организовать совместное обсуждение выполненных работ.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Задачи:

- научить делать выводы;

- закрепить полученные знания.

                                                Ход урока

  1. Организационный момент

    II.        Актуализация опорных знаний, умений и навыков.                                

1)Знаки важные, дорожные-

   Компас взрослых и ребят,

   Дети, будьте осторожны!

   Знайте, что нельзя, что можно!

   Выполняйте

   Все, что знаки говорят!

 Дорожные знаки выполняют ту же роль, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

Каково назначение дорожных знаков?

 Дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, указывают на возможную опасность, обязывают быть водителей предельно внимательными; устанавливают очерёдность перехода перекрёстков или узких участков улиц; запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; предписывают двигаться водителям в определённом направлении, т.е. Выполнять указанные на них предписания; сообщают водителям различную дорожную обстановку; содержат различную информацию, объяснение и помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути; оповещают о местах отдыха, заправочных станциях и. т.д.

С какой стороны устанавливают дорожные знаки?

 Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги.  

Дорожные знаки, разметка дорог и иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, складывать и оставлять на дорогах какие-либо предметы и создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, умышленное создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф.

  Все дорожные знаки по своему назначению подразделяются на различные группы.

 Мы уже познакомились, с какими знаками?

Предупреждающими знаками, приоритета,  запрещающими, предписывающими, знаками особых предписаний.

  Для чего предназначены знаки особых предписаний?

Эта группа знаков вводит или отменяет определенные режимы движения. Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать и найти отгадку, т.е.  дорожный знак (дорожные знаки вывешены на доске).

2)Тихо ехать нас обяжет,

   Поворот вблизи покажет

   И напомнит, что и как

   Вам в пути...

   (Дорожный знак)

   Здесь наземный переход,

   Ходит целый день народ.

   Ты, водитель, не грусти,

   Пешехода пропусти! (Пешеходный переход)  

   В этом месте пешеход

   Терпеливо транспорт ждет.

   Он пешком устал шагать,

   Хочет пассажиром стать. (Место остановки автобуса)

   Что такое? Ай-ай-ай:

   Опоздали на трамвай!

   Знака не увидели!

   Вот так себя обидели. (Место остановки трамвая)

   Детвора, дома, газоны.

   Игры, смех, кругом народ.

   Тут же знак - …..

   Здесь хозяин – пешеход.

   А водитель будь, смотри,

   Аккуратней раза в три. (Жилая зона)

  У него суровый норов –

  Длинный, толстый, словно боров,

  Он залег у перехода,

  Защищая пешехода.

  (Знак «Искусственная неровность»)

  1.  Формирование новых знаний.
  1. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой дорожных знаков – знаки сервиса. В переводе с английского языка слово «сервис» означает «добрая услуга, обслуживание». Вот и знаки сервиса оказывают и водителям, и пешеходам добрые услуги. Они подсказывают, на каких участках дороги находятся весьма нужные и полезные объекты. К таким знакам относятся: «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Мойка автомобилей», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода», «Гостиница или мотель», «Кемпинг», «Место отдыха» и т.д.

Ребята, а вы знаете, что обозначает дорожный знак «Кемпинг»?

Кэмпинг (от англ. camping «проживание в лагере») — место для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами для палаток или домиками лёгкого типа. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например магазины, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей.

 В русском языке термин кемпинг приобрел иное значение, чем исходное английское слово camping, под которым подразумевается вид туризма связанный с проживанием в палатках, домиках на колесах или специально оборудованных легких домиках.

 Любой участник дорожного движения с помощью этих знаков найдет место, где получит нужную ему услугу. Так что знаки сервиса полезны и необходимы не только водителям и пассажирам, но и пешеходам. Эти знаки легко узнать. Они отличаются от других дорожных знаков и формой, и цветом. Знаки сервиса имеют прямоугольную форму, синий цвет и черные изображения на белом фоне.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

2) Случай из жизни (зачитывается письмо детям).

      Летом мы всей семьей поехали к бабушке в деревню. Когда проезжали около леса мы увидели знак «Место отдыха» и решили отдохнуть.  И вдруг прямо перед машиной пробежала лиса. Мы резко затормозили, остановились и решили посмотреть, не пострадала ли она. Мы пошли в ту сторону, куда, она убежала. Тут из- за куста выскочил заяц и скрылся за деревьями. Мы не стали нарушать лесную жизнь и вернулись к машине. Весь оставшийся путь мы обсуждали, что обязательно в данном месте нужно поставить дорожный знак «Дикие животные» не только с изображением оленя, но и других  животных.

   В тетрадях нарисуйте новый дорожный знак с изображением других животных, которые могут встретиться в наших лесах.

 Ребята, я вам предлагаю изготовить из бумаги зайца.

Объяснение и совместная работа с учащимися.

Заяц.

Возьмите серый квадрат 10х10. Сложите базовую форму Треугольник.

Перегните треугольник пополам.

Снизу поднимите полоску.

Переверните деталь на другую сторону.

Боковые части поднимите к линии перегиба.

Верхние части опустите.

Прямой угол перегните. Переверните на другую сторону и поверните.

Нижний угол поднимите, нижний слой при этом поместите внутрь изделия. Верхний угол опустите.

Уголок-носик опустите. Согните боковые уголки внутрь фигурки.

Туловище зайца.

Из квадрата размером 10х10 складывается базовая форма Треугольник. Треугольник перегните пополам.

Углы опустите к вершине прямого угла.

Опущенные уголки отогните под наклоном, оставив небольшие складки.

Уголки вогните внутрь. Внизу перегните прямой угол.

Согните первый слой бумаги от себя по намеченной линии. Переверните изделие на другую сторону.

Верхние части (лапки) опустите. Нижний угол загните, спрятав внутри изделия.

Приклейте глазки, закрасьте носик.

  1. Применение знаний, умений, навыков.

  1. Решить анаграммы.

1.        НАСТОГИЦИ – знак «Гостиница»

2.        ЕЛНОФЕТ - знак «Телефон»

3.        КНУПТ ИЯТПАНИ – «Пункт питания»

4.        ТКНУП  ИЦОМИДЕКСНЙ  ЩОПИМО – знак «пункт медицинской  помощи»

5.        ЦОБАЛИНЬ – знак «Больница»

6.        СМОТЕ ТЫХОДА – знак « Место отдыха»

7.        ВИПЬАТЯЕ ДАВОВ – знак «Питьевая  вода»  

8.        ПЕГНКИМ – Знак «Кемпинг»

2) Викторина.

 Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти кафе? (Пункт питания)

 У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где ее можно отремонтировать. (Техническое обслуживание автомобилей)

 У нас закончился бензин. По какому знаку мы определим, где нам можно заправиться? (Автозаправочная станция)

 Нам нужна медицинская помощь. По какому знаку мы определим, где можно найти медпункт, больницу? ( Пункт медицинской помощи, больница)

 Мы выехали утром, но до места не доехали. Какой знак нам поможет найти, где переночевать? (Гостиница или мотель)

 Мы долго ехали, и решили отдохнуть. Какой знак нам поможет? (Место отдыха)

   3)  Игра «Угадай дорожный знак»

  4)  Загадки о дорожных знаках.

Коли вам нужна еда,

То пожалуйте сюда.

Эй, шофер, внимание!

Скоро пункт питания!

(Знак «Пункт питания»)

Если долгим был твой путь,

Надо лечь и отдохнуть.

Этот знак нам говорит:

«Здесь гостиница стоит!»

(Знак «Гостиница или мотель»)

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше, скажут.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров!»

(Знак «Больница»)

Предположим, что с друзьями

Ты  отправился в спортзал,

Но по дороге  вспомнил: маме

Ты об этом не сказал.

Здесь тебе поможет он:

 (Знак «Телефон»)

Место, где  можно

водички хлебнуть,

И с новыми силами

Двинуться  в путь

Если  этот знак найдешь,

Ты от жажды не умрешь.

(Знак «Питьевая вода»)

Там заправится машина –

Выпьет три ведра бензина.

Помощь там машине каждой,

Если та страдает жаждой!

(Знак «Автозаправочная станция»)

Если вдруг в пути машина

Закапризничать решила,

Там машину вам исправят –

Срочно на ноги поставят!

(Знак «Техническое обслуживание автомобилей»)

Утомились мы в дороге,

Вот и вечер на пороге…

Шепчет знак: «Не унывайте!

Кемпинг близко. Отдыхайте!»

(Знак «Кемпинг»)

5)Закрепление знаков сервиса за персональным компьютером.

V. Подведение итогов.

Знаки дорожные

Запомнить всем положено,

Кто из них что говорит:

Здесь направо поворот,

А здесь совсем наоборот.

Чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход.

Будьте очень осторожны,

Уважайте каждый знак,

Ведь без знаков на дороге

Нам не обойтись никак.

Домашнее задание. Найти загадки о знаках сервиса в интернете.

                                                Литература

  1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на  улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге, / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е. Воронина и др. / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. – 464 с.
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
  5. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2009.
  6. Синякова В.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  7. Сосунова Е.М., Форштат.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. –СПб.: ИД «МИМ»

Использованные сайты:

http://origami-paper.ru/

http://www.ustltd.com/33/?dir=DESC&order=_1&p=40

http://maminsite.ru/

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей.Данный материал подготовлен для проведения общего мероприятия с учащимися.Имеется презентация, конспект и самоанализ....

Викторина по правилам дорожного движения "В гости к дорожным знакам" для учащихся 5-6 классов

Викторина «В гости к дорожным знакам» предназначена для проведения в 5 классе. Целью викторины является ознакомление с дорожными знаками. Задачами данного мероприятия ставятся: формирование знани...

Безопасность на дороге. Виды транспорта. Правила дорожного движения. Дорожные знаки.

Освоение во всех видах речевой деятельности новых лексических единиц...

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Изучение дорожной разметки и дорожных знаков".

Цель:1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах в условиях,  приближенных к реальным.2. Воспитание сознательного выполнения правил безопасного поведения на дороге каждым учеником....

Презентация - Дорожные знаки сервиса.

Презентация - Дорожные знаки сервиса....

Конспект занятия по картингу "Правила дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Ознакомление с дорожными знаками. Виды знаков" для дистанционного занятия

Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...