Неделя русского языка
материал по русскому языку (8 класс) по теме

1. План-сетка проведения Недели русского языка;

2. Сценарий "Конференция знатоков русского языка";

3. Сценарий "Сказки и речевой этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russoko_yazyka_2003.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ   РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

п/п

Мероприятия

Деятельность

учащихся

1.

Организационное собрание

участников проведения предметной

недели

Написание объявления;

Составление плана работы

предметной недели;

Отбор материала для мероприятий

2.

Конференция любителей русского языка «Как учили грамоте на Руси»

Подготовка докладов;

Отбор заданий для практической работы;

Подготовка слайдов

3.

Выставка творческих работ учащихся

Отбор лучших тетрадей и творческих работ учащихся;

Оформление выставки

4.

Конкурс чтецов стихотворений о природе

Отбор конкурсантов;

Работа над техникой выразительного чтения;

Прослушивание фонограмм;

Подготовка кабинета к конкурсу (оформление)

5.

Тематическое занятие по культуре речи «Позвольте пригласить…»

Отбор русских пословиц о правилах речевого этикета;

Подбор эпитетов к словосочетанию «выражение лица»;

Подготовка инсценировки из рассказа А.П.Чехова «Ты и вы»;

Разыгрывание ситуаций речевого общения

6

Выпуск лингвистической газеты «Слово о словах»

Изготовление тематических рисунков;

Оформление статей газеты;

Выбор материала для написания статей

КОНФЕРЕНЦИЯ

ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: КАК  УЧИЛИ  ГРАМОТЕ  НА  РУСИ.

ЦЕЛИ:1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.

2.  Вызвать интерес к изучению русского языка

ОФОРМЛЕНИЕ :1. На экране изображение – ученик называет буквы по их

                               названиям в древнерусской азбуке;

                              2.  На доске написаны пословицы:

                               «Грамоте учиться – всегда пригодится»;

                               «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»

                               3. Посередине класса стол, за столом сидят дети, которые

                               готовили свои выступления.

                             

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ   СЛОВО   УЧИТЕЛЯ :

- Знакомит с программой конференции:

        1. Что такое грамота.

        2. Как учили грамоте на Руси.

        3.О реформе азбуки.

        4.Рассказ о седьмом падеже.

        5. Занимательные упражнения.

        6.Подведение итогов работы.

        - Грамота – от греческого слова «граммата» - это чтение и письмо – это умение читать и писать. В народе издавна говорят «Грамота – второй язык», а человека, умеющего читать и писать, называют грамотным. Если в старину человека, умеющего читать и писать называли грамотным, значит нас с вами можно назвать грамотными людьми. А что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?

- отвечают дети.

        Учитель :

        - А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»

        - отвечают дети.

        Учитель:

        - Я вас попрошу выполнить небольшое задание – прослушайте текст и ответьте на вопросы (на экране вопросы):

  а) Почему папу посчитали малограмотным?

  б) О чем жалеет теперь папа?

  в) Какую же роль играет почерк?

        - Звучит текст:

        «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа  стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:

- Вы что, малограмотный?

Папа обиделся:

- Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.

- А это у вас какая буква? – спросили его.

- Ю, - ответил тихо папа.

- Кто же так пишет Ю?

   Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.

- Отвечают дети.

- А вот сейчас вы узнаете как учили грамоте на Руси, а расскажут вам об этом знатоки русского языка.

                  ВЫСТУПАЮТ   ЗНАТОКИ :

        1.Древнерусская школа изображена на одной из гравюр  1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе, Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

        2.Учили каждую букву по ее названию.(на экране буквы и их названия)

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь (говори)

Д – добро

Е – есть

Ж – живот (жизнь)

З – земля

Л – люди

М – мыслить

Н – наш и т.д.

        Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).

        Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:

      Буки – аз – ба

      Веди – аз – ва

      Люди – есть – ле

      Покой – он – по и т.д.

        После складов в две буквы шли склады в три буквы:

        Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

        Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».

- ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» (можно посмотреть отрывок из фильма)

            (- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

- Буки

- Попал! Это?

- Веди.

- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

- Добро…

        Вступилась бабушка:

- Лежал бы ты, отец, смирно…

- Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.

        Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

- Земля! Люди!

         Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки…….)

РЕФОРМА АЗБУКИ.

        1. В начале18 века Петр Первый провел реформу азбуки, Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.

        «При Петре Великом, - шутливо писал М.В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется ввиду гражданская азбука)

        В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

        Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

        До изгнания из азбуки из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

        Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов писался одинаково, а на письме обозначался тремя разными буквами. В первом слове писали и, во втором и с точкой (       ), а в третьем ижицу – Y.

        «Ижица»выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.

        2.Букву «ер»  (Ъ),  так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.

        3. Читает басню П. Матвиенко

        - Не чересчур ли ты добряк? –

Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак. –

        Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

        Нет! В алфавит ты не годишься!

        - Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

        Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

        - Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

        Давным-давно пора, как букву Ять,

         Тебя из азбуки изъять…

                       . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         - Друзья! Наш разговор – никчемные слова, -

        Услыша этот спор, сказала буква А. –

        Вы оба хороши, достойны оба чести,

        Когда стоите в нужном месте.

РАССКАЗ   О   СЕДЬМОМ   ПАДЕЖЕ

        4  А теперь давайте поговорим о падежах.

         - Сколько падежей в современном русском языке?

        - отвечают дети.

        

        - Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами, а какой не употребляется без предлогов? (именительный, предложный)

        - отвечают дети.

- В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке.

        (Звательный падеж, его употребляли при обращении)

        Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке:  «Чего тебе надобно, старче?»

        В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением  (в качестве обращения).

        5. Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ

        А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.

(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).

  1. Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:

        Единственное число

И. ДЕЛО шуток не любит.

Р. От слова до ДЕЛА целая верста.

Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.

В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,

Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.

П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.

        Множественное число

И. ДЕЛА как сажа бела.

Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.

Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.

  1. Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.
  2. Игра «Дружная семья»

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)

Т  -  ты – местоимение

Р  -  разве – частица

У  -  удивляться – глагол

Д  -  десять – числительное

О  -  ох – междометие

Л  -  легко – наречие

Ю  -  юла – существительное

Б  -  без – предлог

И  -  или – союз

Е  -  елейный – прилагательное

  1. Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.

В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:

Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.

(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;

Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;

Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;

Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;

Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

        По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.

Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:

 Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»

 Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».

        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ   СЛОВО   УЧИТЕЛЯ

- Читает стихотворение.

        ВЫУЧИ   РУССКИЙ    ЯЗЫК

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих  книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!


Интегрированный урок – соревнование

«Сказки и речевой этикет»

        На этом уроке присутствуют не только пятиклассники, но и учащиеся начальных классов.

        Тема связана с русским языком, музыкой и внеклассным чтением.

Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков               внутригрупповой коммуникации;

  1. формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;
  2. знакомство с особенностями клавишных и структурных инструментов;
  3. развитие навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки.

                    Ход урока.

     Объявляется тема урока и в доступной форме сообщаются цели урока:

- Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказывать в просьбе, если не хотим или не можем ее выполнить; поучимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.

      Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения (запись на экране). В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам.

      Итак, самая главная задача нашего необычного, праздничного урока – научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:

(слова записаны на экране и дети произносят их хором)

            Если кто-то загрустит,

            Ты его не оставляй,

            Добрым словом, добрым делом

            Утешай и помогай!

Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня.

       Урок проходит в форме соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну старших и младших школьников.

Представляем участникам капитанов 1 и 2 команд.

1 конкурс: «Давайте говорить друг другу комплименты» (Выясняется значение и написание слова комплимент.)

- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (представляем членов жюри в масках Кащея, бабы Яги, и Золушки). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но и в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами:   1 - для Кащея, 2 – для бабы Яги, 3 – для Золушки. Знак «минус» используйте, если комплимент не подходит никому. (Прочитываются сначала все комплименты, затем – по одному, а дети сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по количеству правильных ответов в группе.)

       Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеешь. – 2

       Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая. – 3

       Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. - -1

       Ты так долго живешь на свете, и ты наверняка много видел. – 1

     Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще

2 КОНКУРС: «Вежливая критика».

- Наверняка вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, кому – второе. Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки.

       - Все хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль)

- Уж не знаю, зачем меня на обед пригласили. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите не приду. (Лиса)

     - Как вы думаете, что на это мог сказать Ежик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.

1. Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2. Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

3. Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

       - Надеемся, что вы поняли, что критика тоже может быть и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и журавль»? К какому типу народных сказок она относится? (оживотных)

         Ну вот мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Каие жанры фольклора вы знаете?

3 КОНКУРС «Утешители»

- Представляете, от деда с бабкой убежал колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку (Ученик поет песенку Колобка и танцует). Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите ее номер.

1. Горе не беда – с кем ни была.

2. Нет худа без добра.

3. Наши лепешки тоже поели кошки.

  -  Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.

          ОБЪЯВЛЯЕТСЯ  КОНКУРС  ЮНГ

- Дорогие юнги, к вам попала записка для ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать ее. Для этого напишите на доске (а все запишут у себя на листочках – ответ пригодится, если юнга вашей команды ошибется) через запятую номера предложений утешительной записки.

  1. Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!
  2. Полно печалиться, дело поправится.
  3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
  4. Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдем твою потерю.
  5. Нечего искать иголку в стоге сена.

    - Правильный ответ – 1,2,4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3,5 ты не только не утешишь Иа-Иа, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написали цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов.

         КОНКУРС  КАПИТАНОВ

    - Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда рзвлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете ? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.

  1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
  2. О подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
  3. Благодарю, тебя о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня на земле друзья и невеста.

(1.Царь рассердится на тебя и бросит в темницу, подумай, как ответить ему в следующий раз.2.Ты не убедил царя, он не понял, почему ты не можешь остаться.3.Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье)

4 КОНКУРС  «Поздравления»

- Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик», но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнализируем карточками: 1) Мальвина; 2) Лиса Алиса; 3) Тортила.

1. Достопочтенная …! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам  быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад Вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.

2. Изобретательная …! Поздраваляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом, и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.

3. Милая …! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

      После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком.

      А теперь последнее, внеконкурсное, задание.Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка.Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости, напевая веселую песенку. (Ученица  исполняет куплет песенки Красной Шапочки.)

      Представили ? Так вот, по дороге вы обдумываете,как будете поздравлять свою любимую бабушку.

      (Пятиклассникам раздаются индивидуальные задания, они должны обвести кружочками предложения, которые, с их точки зрения,больше всего подходят для поздравления.Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы. Первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились бабушке Красной Шапочки.)

      Жюри подводит итоги. В конце урока зачитывается несколько лучших поздравлений и рассматриваются открытки малыщей, коллективно отбираются лучшие для помещения в классный журнал детского творчества. Пятиклассникам обьявляются оценки за пояснение  орфограмм.        

         - Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, поучились вежливо общаться друг с другом, вспомнили орфограммы – ведь грамотно писать поздраваления просто необходимо! Узнали значение и правописание слов – этикет, комплимент. А еще нарисовали прекрасные открытки для бабушки Красной Шапочки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а это просто необходимо, чтобы стать настоящим другом. В заключении давайте споем песенку Кота Леопольда, которая учит нас добру и умению дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием  информационных технологий...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...