Описание природы. Зима.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Конспект урока по развитию речи в 6 классе  на тему "Описание природы. Зима" помогает отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов, воспитывает любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_prirody._zima..doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Нина Георгиевна, учитель

 русского языка и литературы

Тема: Описание природы. Зима.

Цели:  совершенствовать навыки работы с художественными текстами,

            умения вычленять элементы описания, представленные художественными

средствами языка.

           отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов;

            воспитывать любовь к родной природе; учить детей видеть прекрасное в окружающей природе;

Оборудование:  мультимедиапроектор, компьютер

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

                                                                                                              Чародейкою Зимою
                                                                                                             Околдован, лес стоит –
                                                                                                              И под снежной бахромою,
                                                                                                              Неподвижною, немою,
                                                                                                              Чудной жизнью он блестит.
                                                                                                                                           Ф.И.Тютчев

-  чтение эпиграфа учителем – Слайд   2-3

- о чем говорится в эпиграфе?

- и, значит, какова тема урока?

- верно, мы сегодня поговорим о зиме, ее красоте, о том, как писателям и поэтам удается увековечить эту неземную красоту.

-  посмотрим, как оживает природа под «кистью» зимы-волшебницы -   Слайд 4-6 

-  мы с вами сегодня и выступим в роли волшебников, то есть попытаемся создать художественные зарисовки о зиме.

  1.  Повторение

- чем мы обычно занимаемся на уроках развития речи?

- правильно, в том числе и учимся создавать тексты;

- вспомним, какие типы речи существуют в русском языке?

- определим типы речи следующих текстов:  Слайды 7-9

- как вы думаете, ребята, а сегодня мы будем создавать тексты какого типа?

- а что характерно для описания? Чем оно отличается от других типов речи?

- верно, ребята, текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении:  в нём  указываются те признаки одного или нескольких предметов, которые автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом. Обычно в таком тексте сначала передаётся общее впечатление о предмете , а затем раскрываются его признаки, даётся его детальное описание;

- слова какой части речи чаще всего используются в описании? Почему?

- правильно, слова со значением признаков, то есть прилагательные, наречия;

- какие виды описания нам известны?

Описание

описание                 описание          описание         описание                   описание

предмета                  действий         местности        интерьера                  природы

- сегодня мы будем творить над описанием природы.

  1. Изучение нового.
  1. Работа с текстом  - Слайд 10.

- перед нами художественный текст Бунина А.И., читаем его;

- какая картина рисуется в вашем воображении?

- какое настроение вызывает этот текст?

- в каких словах текста выражена основная мысль его?

- если бы Бунин был художником, какие бы краски он использовал?

- но А.И.  – писатель, и что он использует при создании текста?

  1. Работа над средствами выразительности  - Слайд 11.

- какие вы уже знаете средства выразительности? Запишем в тетради;

- приведите примеры эпитетов и сравнений из данного текста;

  1. Словарная работа – Слайд 12.  

Глубокий - ?

Бездонный - ?

  1. Итак, еще раз назовем тему, основную мысль, тип речи, его элементы  - Слайд 13.
  2. А сейчас немного отдохнем. Приятно побродить по зимнему лесу.
  3. Физкультминутка  - Слайды – 14-15.

- какое настроение вызывает у вас зимний лес?

- какой он, зимний лес? Опишите устно.

  1. Творческая работа над текстом – Слайд 16.

-  вместо пропусков вставить подходящие по смыслу эпитеты и сравнения;

- чтение вариантов творческой работы, обсуждение работ.

                       8.  Чтение отработанного текста – Слайд 17.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание: зарисовка – зимний пейзаж

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Описание природы. Зима. 6 класс. Урок в лесу.

Урок проведен в Лосином острове...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

"Описание природы.Зима"

Урок развития речи...

Урок русского языка. Тема: "Описание природы. Зима".

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....