презентация "Вторичные тексты в учебной деятельности"
презентация к уроку русского языка (10 класс) на тему

Презентация знакомит с вторичными текстами: текст-ответ и текст-исследование,- особенностями аннотации, реферата. тезисов и конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vtorichnyy_tekstt.ppt277.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вторичные тексты в учебной деятельности школьников

Слайд 2

Тексты Первичные Создаются как самостоятельные произведения Вторичные Являются результатом переработки первичного текста ( реакция на прочитанное) Изложение

Слайд 3

Разновидности вторичных текстов Вторичный текст-ответ Первичный текст встраивается в содержание вторичного в виде пересказа, цитирования Диалог с первичным текстом(отклик, отзыв) Вторичный текст -исследование Исходный текст подвергается интерпретации, анализу, толкованию(рецензия, литературно-критическая статья, комментарий)

Слайд 4

Трудности при создании вторичных текстов Незнание законов жанра вторичного текста Неумение правильно использовать средства языка и речи при оформлении содержания высказывания При создании не всегда учитывается специфика текста

Слайд 5

Аннотация как вид вторичного текста Определение Цель Структурно-смысловые блоки Речевые клише Краткая характеристика произведения Цель – информировать о книге, статье и т.д. Общая характеристика аннотируемого издания В книге собраны…, в книгу вошли…, в учебнике изложено… Краткая характеристика содержания Автор знакомит читателя с …; острый динамичный сюжет, глубокое проникновение во внутренний мир персонажей отличает эту книгу…; пособие представляет собой… Указание адресата Книга адресована… Стремление заинтересовать читателей Эта книга о том, что было скрыто от чужих глаз… Призыв прочитать книгу, совет познакомиться с книгой В рассматриваемой книге ставится ряд вопросов …

Слайд 6

Признаки реферата Определение Цель Структурно-смысловые блоки Речевые клише Краткое и вместе с тем полное изложение содержания текста 1.Вступление. (выходные данные книги, статьи, основные проблемы) В рассматриваемой статье, книге ставится ряд вопросов…; …освещаются следующие вопросы… 2. Основная часть. (передать содержание текста кратко, но полно; выделить несколько смысловых блоков) Автор рассматривает следующие вопросы…; делает выводы о …; особое внимание уделяется…; автор доказывает… 3. Заключение. ( подчеркнуть актуальность , ценность работы; отметить лёгкость(трудность) её понимания; выразить согласие(несогласие) с позицией автора; указать, кому предназначена работа В заключение необходимо отметить…; книга написана в форме диалога с читателем …

Слайд 7

Тезисы и конспект – краткое изложение текста тезисы Выделение тематических и смысловых предложений Исключение детализирующей информации, сокращение,обобщение и переформулирование содержания предложений конспект Выявление , систематизация и обобщение значимой информации +примеры,вопросы, замечания,оценки Запись основных положений с использованием рисунков,условных обозначений, цветовых выделений,сокращений слов

Слайд 8

Виды заданий Анализ вторичных текстов Распространение аннотаций Сравнение различных разновидностей вторичных текстов Сжатие текста Выделение ключевых слов, смысловых и тематических предложений в тексте Переформулирование смысловых и тематических предложений в абзацах с целью сокращения Анализ приёмов сокращения Создание вторичных текстов с учётом ситуации общения и особенностей коммуникативной задачи

Слайд 9

Использование памяток-инструкций при создании вторичных текстов Чтобы законспектировать прочитанное , нужно: Сформулировать тему, основную мысль текста, главную мысль каждого абзаца; Добавить к главной мысли каждого абзаца примеры; ОПРЕДЕЛИТЬ , какие части текста необходимо привести дословно; использовать сокращения слов, рисунки-символы, графические и условные обозначения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды учебной деятельности учащихся при работе с учебником и текстами

Очень эффективны в использовании, для организации самостоятельной  работы учащихся на уроках, листы с тезисной информацией по основным понятиям и разделам изучаемого материала. Такой вид текста н...

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...