Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Открытый урок в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx772 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       МОУ-Нижнемактаминская СОШ № 2

Открытый урок

русского языка в 9 классе

по теме:

«Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными – введение»

                                                                             2011 год


Цели: 
совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

Задачи: 
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде. 

Оборудование: компьютер, фото-картины. 

Ход урока
1. Организационный момент. 

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Мотивация. Постановка темы и целей урока. 

"Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроке, применить в практике для составления проекта урока русского языка "Виды сложноподчинённых предложений. CПП с придаточными обстоятельственными - введение” для ваших младших товарищей.
Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня создать и принять такие проекты, чтобы им было легче и интереснее изучать русский язык.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка.


Метафора на формирование чувства уверенности "Всё в твоих руках”– известная притча. 

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках…”

– Друзья, все в ваших руках!
3. Актуализация опорных знаний. 

– Проверим, готовы ли мы к работе.
1.Вопросы для проверки знаний

Какие предложения называются простыми?
Какие предложения называются сложными?
Какие предложения называются бессоюзными?
Какие предложения называются союзными?
На какие группы делятся союзные предложения?
Какие предложения называются сложносочиненными?
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

– Я рада вашим ответам, друзья.
2.Практическая самостоятельная работа.

-На ваших столах лежат рабочие листы, где даны задания под номерами I, II, III. Расставьте знаки препинания.  (Учащиеся работают 2 минуты) Далее в процессе работы над темой вы проверите правильность поставленных знаков препинания.

4. Защита мини-проектов.

– Ребятам  вашего класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам пройденный материал по теме CПП с придаточным определительным, CПП с придаточным  изъяснительным, CПП с придаточным обстоятельственным.

– Предоставляется слово ребятам, которые расскажут нам подробнее об изученных видах СПП.

– Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты.


I ученик

1 слайд
Хотите разбираться в сложноподчинённых предложениях? Мы поможем вам!
 
2 слайд
СПП с придаточным определительным
3 слайд
Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?

 Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы.  (Анализ предложения) 
4 слайд
Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.

Мы любим дом, где любят нас. ( Анализ предложения)
5 слайд
Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.

Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой). (Анализ предложения)
6 слайд
Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова.

Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков) (Анализ предложения)
7 слайд

Изображение зимнего пейзажа

Учи тель:

-Перед вами фото-картины, опишем её, используя СПП с придаточными определительными.

Предлагаю  вам составить СПП с придаточными определительными по данной картине  и записать их. (Дети записывают)

"На картине изображен зимний пейзаж, который вызывает у нас чувство лёгкости, одухотворённости и ощущения небольшого морозца”.

(Дети читают свои предложения)

СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.
Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях. 

– Спасибо, Дамир, тебе  удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточным определительным.

II ученик
 1 слайд

СПП с придаточным изъяснительным 
2 слайд
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
(Исполняется отрывок из песни на стихи М. Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной”)

3 слайд

Портрет М.Цветаевой 

(Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»  стало известным благодаря фильму Э. Рязанова "Ирония судьбы или с легким паром" . Это стихотворение Цветаева посвятила Маврикию Александровичу Минцу, мужу своей сестры Анастасии. Марина Цветаева была ему благодарна за его тёплое отношение к её сестре.)

Почему была исполнена именно эта песня? (Ответы детей)

Учитель:

Стихотворение, положенное на музыку Михаэля Таривердиева, советского и российского композитора армянского происхождения,  состоит из СПП с придаточными изъяснительными. 

4 слайд

Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.

Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга.
 (А.С.Пушкин). (Анализ предложения)
5 слайд
Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.

Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) (Анализ предложения)
6 слайд
В главной части может быть указательное слово то в разных формах.

Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость.
 (А.А.Ахматова) (Анализ предложения)
7  слайд
Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним.

Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов). (Анализ предложения)
8 слайд
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

К.Г. Паустовский писал: "Слова у Пришвина цветут, сверкают”. К.Г. Паустовский писал, что « слова у Пришвина цветут, сверкают».

– Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными.


– Учитель: Я довольна твоим проектом, молодец!

III ученик 
СПП с придаточным обстоятельственным
1 слайд 
СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

– Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе.



– Учитель мне посоветовал рассмотреть роман "Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова, который мы прочитали летом и который нам предстоит скоро изучить
2 слайд
И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал.

Предложения имеют значение образа действия и степени, отвечают на вопрос:

как? каким образом? в какой степени? 
3 слайд
Он едет туда, где никто не бывал.

К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда? 
4 слайд
Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь”

СПП с придаточным времени, отвечает на вопрос:

когда? с какого времени? как долго?
 
5 слайд
Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

Придаточное условия, отвечают на вопрос:

при каком условии?

6 слайд
Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня

 Придаточное причины, отвечают на вопрос: почему? по какой причине?
7 слайд
Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа

СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как? 

8 слайд

Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся.

СПП с придаточным уступки, отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
 
9 слайд
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

CПП придаточной частью следствия, отвечает на вопросы: что из этого следует? Какой вывод из этого?
10 слайд

CПП с придаточным цели, отвечает на вопрос: зачем? с какой целью?

Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

11 слайд

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени?

Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

Учитель:

-Молодцы,. Мы принимаем проекты, представленные учениками?

Закрепим полученные знания на практике.

5.Закрепление

Задание: 

1.

Зачитываем предложения под номером IV, определяем вид придаточных обстоятельственных устно, расставляем  знаки препинания
1.Куда ни взглянешь, всюду холмы. (Места)
2.Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (Времени)
3.Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условие)
4.Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (Цели)
5.Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. (Уступки)
6.Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. (Следствие)
7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. (Причины)
8.Он бежал так, как раньше не бегал. (Сравнение)
9.Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок. (Образа действия и степени)
10.
 Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вёз не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту. (Меры и степени)

Словарная работа: прозодежда (мн.числа –нет), производственная одежда; специальная одежда для работы

2.
Тестовая работа (один ученик выполняет на доске синтаксический разбор предложении, остальные ученики – тест)

1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпишите, начерти его схему.
Воздух так чист, что видна каждая ветка. (степени)
Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи. {  тот сущ.  }, ( с.с.где   ).
Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня. (времени)

2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в, начерти его схему.
Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало. (определительное)
Нет истины ,где нет любви. {    }, (где  ).
Недаром говорится, что дело мастера боится. (изъяснительное)

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору. (обстоятельст.)
Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды. {  гл.}, (с.что).
Куда ни оглянись, всюду рожь густая. (обстоят.)

(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения.)

1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

(Проверка разборов)

Резервное задание: составьте по схемам предложения. 

1.(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).

[…сущ. ], (которая…).

2.(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).

[…, ( когда),… ].
3.(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).

(Чтоб …), [ ].

4.(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).

[ ], (хотя …).


Преподнесение домашнего задания. 

– Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души”.
Оценивание.

– Вы сегодня молодцы!
Подведение итогов.

– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой. 
Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы …
– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

                                                            Рабочие листы

I.Расставить знаки препинания

1.Воздух был полон свежести  которая бывает после грозы.  

2.Мы любим дом  где любят нас. 
3.
Петя поскакал к тому месту  откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)
4.
Из лесного оврага  на дне которого бежал маленький родничок неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)

II. Расставить знаки препинания

Мне нравится  что вы больны не мной,
Мне нравится  что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

1.Я был уверен  что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин).
2.
Генерал осведомился не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин)
3.
Он говорил о лете и о том  что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)
4.
Что он дурной человек  я не могу сказать… (А.П.Чехов).
5.К.Г. Паустовский писал: "Слова у Пришвина цветут, сверкают”.

К.Г. Паустовский писал, что «______________________________________________________».


III. Расставить знаки препинания

1.И лицо её стало так задумчиво, так грустно  что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так  как раньше не бегал.
2. Он едет туда  где никто не бывал.
3.Когда дым рассеялся  на земле лежала раненая лошадь”
4.Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине  если б его секунданты не поддержали.
5. Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов  потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня.
6.Он изучал все живые струны сердца человеческого  как изучают жилы трупа.

7.Вера больна, очень больна  хотя в этом и не признаётся.
8.Дождь лил как из ведра  так что на крыльцо нельзя было выйти.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Расставить знаки препинания

1.Куда ни взглянешь  всюду холмы.
2.Когда мы достигли вершины горы  солнце уже успело подняться.
3.Читатель ошибается  если представляет себе тайгу в виде рощи.
4.Я решил подняться на гору  чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
5.Савельич мало-помалу успокоился  хотя все еще изредка ворчал про себя.
6.Снег становился все белее и ярче  так что ломило глаза.
7.Вечером гости уехали  потому что в доме негде было поместиться.
8.Он бежал так  как раньше не бегал.
9.Щенок скулит так жалобно  как будто плачет ребенок.

v. Выполните задания


1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.

2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпиши, начертите его схему.
Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
Нет истины где нет любви.
Недаром говорится что дело мастера боится.

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
Куда ни оглянись всюду рожь густая.

VI.Составить предложения по схемам:

1.[…сущ. ], (которая…).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. […, ( когда),… ].

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. (Чтоб …), [ ].


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. [ ], (хотя …).


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. […, (как ни),…].


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________































                        Самоанализ урока


Цели: 
совершенствовать знания учащихся о трёх типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

Задачи: 
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству

Это один из уроков, когда учащиеся знакомятся с разными заданиями, которые развивают практические умения, необходимые при сдаче ГИА и ЕГЭ. Урок состоит из трёх частей: 1) презентации мини-проектов по изученным темам , которые будут использованы мною в работе с восьмым классом (они составлены, апробированы и приняты самими детьми), 2) презентация-введение по теме «СПП с придаточным обстоятельственным» с практическим самостоятельным заданием, 3)практическая часть,  тестовая часть. На уроке использованы материалы по литературе, так как учащихся необходимо научить правильно использовать примеры из литературных произведений. Также на формирование чувства уверенности использована метафора "Всё в твоих руках” ( известная притча). Составление предложений по фото-картине поможет учащимся при написании сочинений. На уроке много практической самостоятельной деятельности, так как темы детям знакомы, кроме CПП с придаточным обстоятельственным (изучалось как ознакомление в предыдущих классах).  Цели достигнуты, так как дети проекты приняли, на практике изученное могут использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»

конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

разработка урока с применением ЭОР «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9класс

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9классЦели урока: формирование умений:- различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средс...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...