Наречие 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Каменская Наталья Владимировна

Конспект урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской по теме "Наречие". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь- солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь « ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну а если скажешь ты «красиво»- Пред тобою сразу вся Россия!

Слайд 2

- овладение практическими навыками определения роли наречий в художественном и публицистическом текстах, - создание условий для исследовательской деятельности учащихся; - обогащение синтаксического строя речи наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным; - развитие связной письменной речи учащихся.

Слайд 3

- признаки наречия, - разряды наречий.

Слайд 4

- находить наречия в тексте, - определять роль наречий в тексте.

Слайд 5

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди . Крупные, красивые птицы летели треугольником , резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро , что воздух свистал вокруг . Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре . (И.С. Тургенев)

Слайд 6

__________ ночью пошёл дождь. Он ________ стучал в окна, __________ шумел в густой листве деревьев, __________ журчал в водосточных трубах. _______ он затихал, и _________ слышно было, как крупные дождевые капли ______ и _______ падают в бочку, стоявшую под окном. _______, как бы набравшись сил, дождь ________ начинал лить густым потоками. (Л.Лагин) Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо.

Слайд 7

Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.

Слайд 8

1. На солнце тепло, а возле матери хорошо. 2. Яблоко от яблони недалеко падает. 3. Завистливое око видит далеко. 4. Тяжело молоту - тяжело и наковальне. 5. Тише едешь – дальше будешь. 6. Подальше положишь – поближе возьмёшь. 7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 8. Дальше земли не упадёшь.

Слайд 9

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол.

Слайд 10

1. Упр. 260 в учебнике 2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Наречия в моей речи» 3.Подобрать выразительные тексты с наречиями и выписать на карточки.



Предварительный просмотр:

МОУ «Преображенская СОШ»

Киквидзенского муниципального района

Волгоградской области

                                                                  Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

                                                                                          Каменская Наталья Владимировна

2010г.

  1. -  овладение практическими навыками определения  роли наречий в художественном и публицистическом текстах,    
  2. - создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  3. - обогащение синтаксического строя  речи наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным;
  4. - развитие связной письменной речи учащихся.

 

- признаки наречия,

- разряды наречий.

- находить наречия в тексте,

- определять роль наречий в тексте.

 

 

 

 

Ход урока.

1 этап. Организационный момент. Формулирование темы урока.

- Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня урок мы начнём с красивого стихотворения. (слайд 1)

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь- солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь « ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!

- Какова главная мысль стихотворения?

(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова- сколько можно описать с помощью слов.)

- На каком приёме построено стихотворение?  (Приём ассоциаций)

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?  ( Наречие)

- В каком стиле речи мы встретили наречие? (В художественном)

- С каким стилем речи вы работали дома? ( С публицистическим)

 - На основе всего сказанного сформулируйте тему урока. ( Наречие в художественной и публицистической литературе.)

2 этап. Постановка целей урока, определение знаний и умений на уроке.(слайды 2, 3, 4)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

- Сегодня на уроке  мы определим  роль наречий в художественном и публицистическом текстах, обогатим нашу  речь наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным; будем развивать  связную монологическую речь.

Для этого вам понадобятся все полученные ранее знания о наречии.

  Навыки и умения вы сможете продемонстрировать, выполняя задания различной сложности .

3 этап. Проверка домашнего задания.

Учащиеся, которые хотят поделиться своим материалом, своими выводами по теме «Наречие в публицистическом стиле», выступают с  домашней работой. Те, кто не выполнил по каким – то причинам домашнее задание, выполняют работу в классе, пока остальные учащиеся делятся своими работами.

Индивидуальное задание:

1.Предлагаются статьи из газет и журналов, необходимо выписать наречия и определить их разряд. Попробовать сформулировать вывод: для чего нужны наречия в данных текстах.

2. Упр. 258 с.158

-Какой вывод можно сделать? Для чего употребляются наречия в публицистическом стиле речи?

(Характерной чертой данного стиля является   информативность изложения.    Сообщить и оценить  нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.

  Оценочность выражается не только употреблением прилагательных, существительных, но наречий со значением положительной или отрицательной оценки.  Наречия помогают материл изложить в хронологическом порядке.)

Оценка ответов учащихся.

4 этап. Работа с текстами художественного стиля.

( слайд5)

 

 

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно ра

ссекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми

товарищами, с вожаком, и

было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

-Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими  частями  речи употребляются наречия. Выпишите  словосочетания наречие +глагол, наречие + деепричастие,  наречие + прилагательное. ( Для сильных учеников дополнительное задание: определить разряд наречий).

- Что придают наречия  тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.)

(слайд 6)

-Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном ._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густым потоками. (Л.Лагин)

Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо, солидно.

- Чьим помощником  является  наречие? (глагола)

-Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них?

- Проверьте, так ли у вас получилось. ( слайд 7)

Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.  Иногда он затихал, и  тогда слышно было, как крупные дождевые капли  солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь    снова начинал лить густыми потоками.

- А теперь давайте прочитаем пословицы и поговорки, в которых тоже есть наречия. ( слайд 8)

- Что  помогают передать наречия в пословицах? Постараемся объяснить смысл каждой пословицы.

1. На солнце тепло, а возле матери хорошо.

2. Яблоко от яблони недалеко падает.

3. Завистливое око видит далеко.

4. Тяжело молоту -  тяжело и наковальне.

5. Тише едешь – дальше будешь.

6. Подальше положишь – поближе возьмёшь.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Дальше земли не упадёшь.

- Запишите 2-3 пословицы в тетрадь и подчеркните наречие как член предложения.

5. Работа  по карточкам. Самостоятельная работа.

Слабые ученики выполняют 1-2 карточки, сильные- не менее 3-х. Несколько учеников выполняют задания всех карточек на макбуке.

Задание в карточках – найти наречия, определить их роль в тексте.

Наречия  выписываются в тетради. Затем  записываются   выводы по каждой выполненной карточке.  Кто выполнил – подходит к учителю и получает оценку. Сильные ученики помогают учителю проверять.

Карточка №1.

Королева. Ну, прощайте, наш урок окончен.Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева. (ставит локти на стол и рассеянно следит за них).

Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

Профессор. Не смею сказать, ваше величество.

Королева. Ничего, я разрешаю.

Профессор ( робко). Поставил бы в угол.

(С. Маршак)

Карточка №2.

Аня.  Пройдёмте здесь. Ты, мама, помнишь какая эта комната?

Любовь Андреевна ( радостно, сквозь слёзы).Детская!

Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.

Пищик ( удивлённо). Вы подумайте!

( А. Чехов)

Карточка №3.

Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола , в облупленных и исцарапанных ножках, стояла кривая турецкая сабля.

(А.Гайдар)

Карточка №4.

В Индии растёт дерево баньян. Оно поражает прежде всего размерами. В его благодатной тени можно легко спрятать десятка два автомобилей. Сотни человек в состоянии расположиться здесь без боязни, что кто-то окажется на жарком солнце.

Ещё издали я обращаю внимание на верхушку дерева. Там сидят огромные грифы. Рядом головы орлов резко поворачиваются то вправо, то влево.

Карточка №5.

Вспомните, как ведёт себя Остап во время битвы запорожцев под Дубно. Какие части речи помогают охарактеризовать его поведение?

№1, №2  -наречия для уточнения интонации , поведения, указаний для актёра.

№3,№4 – наречия служат для связи слов в предложении.

№5 – наречия для характеристики героя.

- Скажите, есть ли среди текстов, текст публицистического стиля?( №4)

- Почему вы так решили?

6. Подведение итогов.

-Какова же роль наречий в нашей речи?

- Часто ли употребляются наречия в публицистическом и художественном стилях речи? В каком чаще?

-. ( слайд 9) Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.”  

По словам А.Пушкина,  наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол.

- Согласны вы с этими мнениями?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

- Домашнее задание вы выбираете сами. (слайд 10)

1. Упр. 260 в учебнике

2. Написать сочинение-миниатюру на тему  «Наречия в моей речи»

3.Подобрать выразительные тексты с наречиями и выписать на карточки.