« Однородные члены предложения». Обобщающий урок.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

 

           Урок проводился по учебно-методическому комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строилось на заданиях развивающего характера. Данный урок проводился после изучения темы «Однородные члены предложения» в нетрадиционной форме, как урок – парад Знаний. После каждого выполненного задания учащиеся в форме  самоконтроля  или взаимоконтроля определяли уровень усвоения материала и фиксировали его в индивидуальном оценочном листе.  В итоге получили заслуженный «приз».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc84.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc56 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku.doc83.5 КБ
Microsoft Office document icon annotaciya.doc41.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

            Однородные члены предложения (обобщающий урок)

Цели:

1. Обучающие:

  1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения и знаках препинания при них.
  2. Совершенствовать умение определять роль ОЧП в речи.

2. Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки, приемы взаимо- и самоанализа выполненных работ.

3. Воспитывающие:

  1. На материалах тематических текстов повышать познавательный интерес и общую культуру уч-ся. 
  2. Воспитывать у ребят чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

 Тип урока:  урок обобщения

Вид урока: урок - практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (тексты, таблицы, тесты).

Методический комментарий: Урок проводится по учебно-методическому комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится на заданиях развивающего характера. Данный урок проводится после изучения темы «Однородные члены предложения» в нетрадиционной форме, как урок – парад Знаний. После каждого выполненного задания учащиеся в форме  самоконтроля  или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и фиксируют его в индивидуальном оценочном листе.  В итоге получают заслуженный «приз».

1. Вступительное слово учителя.
-  Здравствуйте. Меня зовут Галина Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок-парад знаний (Слайд №1). Мы с вами торжественно прошагаем по площадям города (слайд №2)  , где живут однородные члены предложения, вспомним все, что мы  знаем о знаках препинания в предложениях с ОЧ, об их роли в речи, поговорим о нашей малой родине (слайд №3).  Руководить парадом буду я, а вас попрошу в каждой группе выбрать лидера, который будет мне помогать. Каждый из вас должен блеснуть своими знаниями по теме и честно оценить их, поэтапно внося баллы в оценочный лист. Он у вас на карточке голубого цвета

  - Откройте тетради, запишите число, тему урока.  

  1. Открытие парада (слайд № 4).

 Прежде, чем начать парадное шествие, я хочу проверить вашу готовность.              - Какими признаками обладают однородные члены предложения? (Слайд 4). Молодцы!                           1 балл                                                                        

  1. Практическая работа.                                                                                            -  Вот теперь мы начинаем парадное шествие и движемся по площади Новоселицкой (слайд №5).

Ребята, а какое событие наш район отмечает в этом году?  Перед вами текст из книги «Новоселицкий район в истории Ставрополья и России».                               – Кто автор этой книги?                                                                                                    – Что вы знаете об этом человеке?

 - Запишите предложения, найдите однородные члены, поставьте знаки препинания.  

         За время Великой Отечественной войны Новоселицкий район дал фронту свыше 2500 бойцов и командиров. Это по военным меркам 6-8 полков или 2-3 бригады или одна общевойсковая дивизия. Среди наших офицеров были командиры батальонов рот батарей эскадронов дивизионов полков.

                                                                                               (М.С. Мамонтов)

У доски расставить запятые, объясните их.       3 балла

4. Графический диктант.                Слайд №9

 - Торжественно движемся дальше и останавливаемся на Пушкинской площади. Вот перед вами памятник Пушкину в Петербурге, а это – иллюстрация к одному из его произведений.  – Какому?                                                                    -  Я читаю предложения, а вы в тетради чертите схемы, которые объясняют знаки препинания.

  1. Мы читаем, любим, заучиваем наизусть А.С.Пушкина.
  2. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
  3. А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
  4. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.  
  5. И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.

Самостоятельно проверьте свои работы (слайд №10) , оцените в баллах        (5 баллов)

 - Ребята, чем интересны схемы №4 и №5? Молодцы, ребята. Я вижу, что вы знаете правила постановки знаков препинания а значит, являетесь достойными участниками парада знаний.

5. Определение роли ОЧП в речи.    Слайд №11

- Наша колонна подходит к Площади Литературного творчества. Работа, которую вы будете выполнять сейчас, поможет вам совершенствовать умение более точно определять роль ОЧП в речи.

Работа в группах

Каждая группа выполняет задание по одному из трех текстов. Слайд №12                                            - В чем помогают  писателю однородные члены предложения? Определите их роль в тексте.

  1. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.                                     (И.С.Тургенев «Ася»)

Комментарий группы:  В первом отрывке дано описание Аси – героини одноименной повести И.С. Тургенева. В тексте Тургенева необычно сочетание определений «черные, светлые глаза», которые создают не только внешний, но и внутренний портрет героини: Ася – светлый образ.  

 - Ребята, а я в тексте заметила ошибку: автор забыл поставить запятые  между определениями: смугловатого круглого,  небольшим тонким? Вы как думаете?

2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. («Челкаш» М.Горький).

Комментарий группы: Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями, помогает, с одной стороны, показать динамику действий, с другой стороны, создает образ насыщенного трудового дня.

3.  Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин).

Комментарий группы: В данных примерах  перечисления однородных членов предложения помогают создать изобразительные средства языка. Благодаря рядам однородных членов создается развернутая метафора. Также мы видим такую стилистическую фигуру, как градация, то есть расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

Выводы

Давайте обобщим все сказанное и сделаем вывод о роли однородных членов предложения в речи:  Слайд №13

  1. создание психологического портрета героя;
  2. создание иллюзии движения;
  3. создание изобразительно-выразительных средств языка.

Этот далеко не полный перечень функций роли ОЧП в речи должен убедить нас в необходимости вдумчивого и внимательного подхода к анализу текста в каждом конкретном случае.                               3 балла

6. Релаксация

Творческая работа    (Музыка)

        - Посмотрите в окно. Какая все-таки природа искусная художница! Какие картины создает! Закройте глаза. Представьте, что вы случайно очутились зимой в дремучем лесу. Но вам не страшно. Вы смотрите вокруг, и вас переполняют чувства восхищения необычайной, сказочной красотой зимнего леса. Насладитесь ею…    

Откройте глаза.   Передайте свои ощущения от увиденного, составьте предложения с однородными членами.

 - Запишите любые два понравившихся предложения. (2 человека пишут на интерактивной доске.) 1 балл

7. Проверочная работа.  

Мы снова в городе Однородных членов и приближаемся к    Центральной площади. (Слайд №14)  Пришло время показать свои знания при выполнении тестовых заданий. 

                                        Тест     (Слайд №15)

                            Уровень А  (4 балла)

1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая:

а) С улицы раздались крики и гул машин.

б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

г) Погода была пасмурная и дождливая.

                                                                                                                                                                                   

2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах:

а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.

б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.

в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.

3. Укажите предложение с неоднородными определениями:

а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.

г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

в) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

г) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Проверяем      (до 4 баллов)   Слайд №16

Выполняя такие задания, вы потихоньку готовите себя к сдаче ЕГЭ.

8. Игра «Согласен – не согласен».    Слайд №6.                                                мы Парадное шествие движется по Площади Олимпийской. Возьмите в руки карточки желтого цвета. Перед вами -  таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или  «нет»

Проверяем. (Слайд №7)   

Критерии оценивания

  7 правильных ответов - 3 балла

5 – 6  правильных ответов – 2 балла

3 – 4  правильных ответов – 1 балл

Разбор отрицательных ответов.  (Слайд № 8).

  - Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.

   9.    Итог урока

И вот мы с вами на площади Победы         (слайд №17)

Посчитайте баллы.  От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам парада ………..

Поставьте себе оценки по следующим критериям.  Поднимите руки те, кто получил «5». Для вас – праздничный салют!                              

Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить ……….карточкас надписью «Итог моих знаний»

                                                                                                                                              8. Дифференцированное домашнее задание.

 Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»

                 Тема

«+» или «-»

Упр. 296 (устно)

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

№ 1, 2.

Легко могу начертить схему предложения с однородными членами

№ 4, 5.

Знаю группы сочинительных союзов

№ 6, 7.

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

№ 9, 10, 11.

Могу привести примеры неоднородных определений.

№ 12, 13, 14.

Обведите в кружок номера тех вопросов из упр. 296, напротив которых стоит знак «-».   Письменно – составить 3 – 4 предложения с однородными членами на тему: «История моего села». 

7. Рефлексия.  

Спасибо за урок!

3. Этап рефлексии.

– У каждого из вас на столе есть листочек с фразой: “Оказывается, что…”.

Напишите продолжение этой фразы по выводам нашего урока.



Предварительный просмотр:

                                           Оценочный лист  

                Вид работы

      Баллы

Проверка готовности

Самостоятельная работа

Графический диктант

Работа в группах

Творческая работа

Тест

«Согласен – не согласен»

                                                                                            Итого:

                                          Оценочный лист  

                Вид работы

      Баллы

Проверка готовности

Самостоятельная работа

Графический диктант

Работа в группах

Творческая работа

Тест

«Согласен – не согласен»

                                                                                            Итого:

                                         Оценочный лист  

                Вид работы

      Баллы

Проверка готовности

Самостоятельная работа

Графический диктант

Работа в группах

Творческая работа

Тест

«Согласен – не согласен»

                                                                                            Итого:

                                          Оценочный лист  

                Вид работы

      Баллы

Проверка готовности

Самостоятельная работа

Графический диктант

Работа в группах

Творческая работа

Тест

«Согласен – не согласен»

                                                                                            Итого:

                                             Оценочный лист  

                Вид работы

      Баллы

Проверка готовности

Самостоятельная работа

Графический диктант

Работа в группах

Творческая работа

Тест

«Согласен – не согласен»

                                                                                            Итого:



Предварительный просмотр:

                                     Согласен – не согласен

                              Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью

2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

3.

Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.

4.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

5.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая

6.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены

7.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую

                                         Согласен – не согласен

                              Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью

2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

3.

Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.

4.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

5.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая

6.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены

7.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую

                                          Согласен – не согласен

                              Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью

2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

3.

Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.

4.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

5.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая

6.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены

7.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую

                                                             Тест    

1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая:

а) С улицы раздались крики и гул машин.

б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

г) Погода была пасмурная и дождливая.

                                                                                                                                                                                 2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах:                                                                                                                                                    а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.                                                                                                               б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.                                               в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.                                           г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.

3. Укажите предложение с неоднородными определениями:

а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.

г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

а)  Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.            

б)  Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.  

в)  Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.                                                                                                          г) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

  1. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.

  1. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня.

  1. Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.

                 Тема

«+» или «-»

Упр. 296 (устно)

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

№ 1, 2.

Легко могу начертить схему предложения с однородными членами

№ 4, 5.

Знаю группы сочинительных союзов

№ 6, 7.

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

№ 9, 10, 11.

Могу привести примеры неоднородных определений.

№ 12, 13, 14.

                                            Итог моей работы

                               

                 Тема

«+» или «-»

Упр. 296 (устно)

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

№ 1, 2.

Легко могу начертить схему предложения с однородными членами

№ 4, 5.

Знаю группы сочинительных союзов

№ 6, 7.

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

№ 9, 10, 11.

Могу привести примеры неоднородных определений.

№ 12, 13, 14.

                 Тема

«+» или «-»

Упр. 296 (устно)

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

№ 1, 2.

Легко могу начертить схему предложения с однородными членами

№ 4, 5.

Знаю группы сочинительных союзов

№ 6, 7.

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

№ 9, 10, 11.

Могу привести примеры неоднородных определений.

№ 12, 13, 14.

                                          Итог моей работы

                 Тема

«+» или «-»

Упр. 296 (устно)

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

№ 1, 2.

Легко могу начертить схему предложения с однородными членами

№ 4, 5.

Знаю группы сочинительных союзов

№ 6, 7.

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

№ 9, 10, 11.

Могу привести примеры неоднородных определений.

№ 12, 13, 14.

                                   

                     Итог моей работы



Предварительный просмотр:

  1. Самоанализ открытого урока  русского языка, проведенного в

8 классе  учителем Кузьминой Г. Ив. 3 февраля 2010 года.

Урок проводился по учебно-методическому комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строилось на заданиях развивающего характера. Данный урок проводился после изучения темы «Однородные члены предложения» в нетрадиционной форме, как урок – парад Знаний. После каждого выполненного задания учащиеся в форме  самоконтроля  или взаимоконтроля определяли уровень усвоения материала и фиксировали его в индивидуальном оценочном листе.  В итоге получили заслуженный «приз».

Тема урока:  « Однородные члены предложения». Обобщающий урок.  

Цель моего урока имеет комплексный характер: в ней имеются и образовательный, и развивающий, и воспитательный аспекты.

Цель:                                                                                                                                   1. Воспитывающая:

  1. На материалах тематических текстов повышать познавательный интерес и общую культуру уч-ся. 
  2. Воспитывать у ребят чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

2. Развивающая:

  1. Развивать логическое мышление учащихся, их творческие и аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки, приемы взаимо- и самоанализа выполненных работ.

1. Обучающая:

  1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения и знаках препинания при них.
  2. Совершенствовать умение определять роль ОЧП в речи.

Тип урока соответствует цели: урок обобщения знаний, умений и навыков об однородных членах.

Структура урока: урок - практикум. Структура соответствует типу урока, этапы последовательны и взаимосвязаны, что способствует достижению цели урока.

Методы (технологии): технология сотрудничества, коммуникативные, исследовательские, компьютерные  технологии

Метод по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернера, М.Н.Саткина):

Частично-поисковый .

1. Воспитательную цель я реализовывала через подборку текстового материала.  Были взяты отрывки из литературных произведений,  также использовала краеведческий материал. Посредством определения роли однородных членов предложения в речи ребята учились чувствовать авторский язык и находить нужные языковые средства. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в группе учит работать в коллективе.

2. Развитие логического мышления осуществлялось на  всех этапах работы, аналитические способности развивались в процессе игры «Согласен – не согласен», где учащиеся должны были не только выразить свое согласие или несогласие, но и аргументировать свое мнение.  Творческие способности дети проявили при составлении предложений о зиме. В процессе работы в группах формировались коммуникативные навыки учащихся. А самостоятельное оценивание своих знаний и знаний своего товарища способствовало совершенствованию навыков адекватной оценки и самооценки.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  1. Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, анализ языковых средств.
  2. Функциональный.  Определяли роль однородных членов предложения в тексте, работа с тестом для подготовки к ЕГЭ.  
  3. Коммуникативно-деятельный: работа в группе, работа со словарями.  
  4. Интегрированный. Связь с историей района, литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текстов  и иллюстраций из произведений И.С.Тургенева, А.С. Пушкина, М Горького.
  5. Организация самостоятельной деятельности учащихся  на различных этапах урока.
  6. Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу с тестом к ЕГЭ.
  7. Метапредметный  подход  реализовывался через речевой анализ текста, графический диктант.
  8. Креативный подход - ?

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный  момент, необходимый для психологической готовности учащихся к уроку.

2.Устный опрос (повторение теоретического материала).

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся, куда я включила различные виды и формы учебной деятельности: работа со словарем, игровой материал, графический диктант, языковой анализ текста, тест, творческое задание.

5. Итоги урока были подведены учащимися .

6. Дано домашнее задание (дифференцированное, по выбору учащихся).

Метод обучения , использованный на уроке , частично-поисковый.

Частично-поисковый ,потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было  добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи,  анализировали , обобщали , делали выводы, тем самым формировали  осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения  качества образования учащихся . Через проектор выводились на экран различные виды самостоятельных работ. Все  это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий  на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, взятом из текстов к ЕГЭ, работа в паре, дифференцированные задания. Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся .

 Темп работы был несколько ускоренный , но учащиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

План урока    

Оценки учащимся объявлены .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Однородные члены предложения» УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ в 8 классе по теме Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 с. Китаевского Кузьмина Галина Ивановна

Слайд 2

Город однородных членов

Слайд 3

Цели: Повторить сведения об однородных членах предложения и знаках препинания при них. Совершенствовать умение определять роль ОЧП в речи, способствовать формированию коммуникативных навыков На материалах тематических текстов повышать познавательный интерес и общую культуру уч-ся.

Слайд 4

Однородные члены предложения Относятся к одному и тому же слову Образуют сочинительные словосочетания Отвечают на один и тот же вопрос Связаны сочинительной связью 1 балл Открытие парада

Слайд 5

За время Великой Отечественной войны Новоселицкий район дал фронту свыше 2500 бойцов и командиров. Это по военным меркам 6-8 полков или 2-3 бригады или одна общевойсковая дивизия. Среди наших офицеров были командиры батальонов рот батарей эскадронов дивизионов полков. (Из книги М.С. Мамонтова) Запишите предложения, найдите однородные члены, расставьте знаки препинания. Новоселицкая площадь

Слайд 6

За время Великой Отечественной войны Новоселицкий район дал фронту свыше 2500 бойцов и командиров. (1 балл) Это по военным меркам 6-8 полков или 2-3 бригады или одна общевойсковая дивизия. (1 балл) Среди наших офицеров были командиры батальонов рот батарей эскадронов дивизионов полков (1 балл)

Слайд 7

Пушкинская площадь

Слайд 8

 ,  ,  не только  , но и   и  ,  и   :  ,  ,  ,  ,  И  , и  -  ….. 7 баллов

Слайд 9

Площадь Литературного творчества - В чем помогают писателю однородные члены предложения? Определите их роль в тексте.

Слайд 10

Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. (И. С.Тургенев «Ася») 2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. (М.Горький «Челкаш») 3. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин)

Слайд 11

Роль однородных членов предложения в речи создание психологического портрета героя; создание иллюзии движения; создание изобразительно-выразительных средств языка. 3 балла

Слайд 12

- Составьте предложения с однородными членами о зиме. 1 балл

Слайд 13

Центральная площадь (подготовка к ЕГЭ)

Слайд 14

Тест Уровень А (4 балла) 1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая: а) С улицы раздались крики и гул машин. б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали. в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. г) Погода была пасмурная и дождливая. 2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах: а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых. б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря. 3. Укажите предложение с неоднородными определениями: а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь. б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями. в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой. г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. 4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду. б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них. в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем. г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

Слайд 15

Проверяем в г б в Итого: 4 балла

Слайд 16

Согласен – не согласен - Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ «да». Напротив утверждения, с которым не согласны, написать ответ «нет». Олимпийская площадь

Слайд 17

1. Нет 2. Да 3. Да 4. Нет 5. Нет 6. Да 7. Нет Критерии оценивания: 7 правильных ответов – 3 балла 5 – 6 правильных ответов - 2 балла 3 – 4 правильных ответов – 1 балл

Слайд 18

1.Однородные члены предложения связаны подчинительной связью. 1. Однородные члены предложения связаны сочинительной связью. 4. Однородными могут быть только второстепенные члены предложения. 4. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. 5. Пришли ни свет ни заря. В этом предложении пропущена запятая. 5. Ни свет ни заря - это устойчивое сочетание. Запятая не ставится. 7. Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую. 7. Царственный и дубовый – это неоднородные определения. Запятая не нужна. Исправить

Слайд 19

От 18 баллов – «5» 14 – 17 баллов – «4» до 14 баллов – «3» площадь Победы

Слайд 20

Домашнее задание Тема «+» или «-» Упр 296 (устно) Хорошо знаю признаки однородных членов предложения № 1, 2. Легко могу начертить схему предложения с однородными членами № 4, 5. Знаю группы сочинительных союзов № 6, 7. Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом № 9, 10, 11. Могу привести примеры неоднородных определений. № 12, 13, 14. Письменно – составить 3 – 4 предложения с однородными членами на тему: «История моего села».

Слайд 21

Спасибо за урок!

Слайд 22

Спасибо за урок!