Однородные члены предложения. Модульный урок.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ягафарова Гульдар Закиевна

 

Урок «Знаки препинания при однородных членах предложения »,  построенный на основе модульной технологии обучения, является уроком  усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Урок, составленный по модульной  технологии обучения  направлен на формирование у учащихся логических умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, воспитание самостоятельности, сообразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny_predlozheniya._modulnyy_urok.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения.

Цели:

  • усвоить правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, связанных союзами и отработать соответствующие пунктуационные навыки;
  • развивать способность сопоставлять, проводить сравнения, способность к обобщениям;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ, который спас от ужасов кровавого фашизма, осуществить идейно-эстетическое воспитание;
  • формировать самостоятельность, сообразительность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: модульная.

Учебник: «Русский язык» под редакцией К.З.Закирьянова, 7 класс.

Эпиграф к уроку:

                        Ровесникам, что пали в грохоте и дыме

                        За покой и честь родной земли,

                        На века остались молодыми,

                        На века бессмертие обрели,

                                                                 Посвящается…

Наглядность: 1)опорные конспекты предыдущего урока;

                        2)технологические карты урока (на каждую парту)

Ход урока:

У.Э (учебный элемент).0. Цели и задачи урока-модуля.

У.Э.1. Цель: повторить материал об однородных членах предложения.

        Задание 1. (коллективная работа) Изложите материал об однородных членах предложения по опорному конспекту (схема висит на доске).

        Задание 2.(коллективная работа) Какими случаями постановки знаков препинания между однородными членами мы знакомы с 5-го класса? (по очереди записывают на доске).

Запись схем:

1)[О, О, ]

2)[ О и О]

 3)[ О, ноа О]

        Задание 3. (парная работа) Установите соответствие между данными схемами и приведенными ниже предложениями.

1.[О, О, О]

2. [О, О, но О]

3 .[О1, О1, О2 и О2]

а)Родная! Чувство любви к тебе давало мне силы в борьбе, делало меня бесстрашным и смелым.

б)Я ушла из детства в грязную теплушку,

   В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

в)Мы сделали, товарищи, что смогли,  полегли, но родину спасли.

- Проверьте работу по ключу №1.

        Задание 4. (индивидуальная работа) Прочитайте эпиграф урока, составьте схему предложения.

        - Как вы поняли эпиграф?

        - О чем  будем вести разговор на уроке? Почему? (О Дне Победы, о 65 –летии Победы)        - Есть ли фамилии ваших близких, родных на обелиске?

У.Э.2. Цель: усвоить правила постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными разными видами сочинительных союзов; развивать способность сопоставлять, обобщать, критическое мышление.

        Задание 1. (индивидуальная)Прочитайте теорию по учебнику (стр. 159) методом инсерта (+ -известно, знаю; - новое; ?- есть вопросы).

- Что узнали нового о постановке знаков препинания между однородными членами?

- Сформулируйте правила в форме схем (сначала ученики пробуют писать на черновиках, только потом учитель вывешивает готовые схемы).

Схемы (нумеруется  как продолжение предыдущих схем)

4)[и (то, либо, или, ни) О, и (то, либо, или, ни) О ]

5)[как О, так и О]

   [не только О, но и О]

6)[О и О, О и О]

7)[О, и О, и О] (эту схему учитель сам объясняет)

У.Э.3. Цель: закрепить пунктуационные навыки по теме, развивать навыки выразительного чтения.

        Задание 1. (коллективная) Выразительно прочитайте стихи. В каких случаях на месте пропусков ставится запятая?

1)Сгорели в танках мои товарищи

   До пепла _ до золы _ дотла.

   Трава, полмира покрывающая,

   Из них, конечно, проросла.

   Мои товарищи на минах

   Подорвались _ взлетели ввысь,

   И много звезд, далеких _ и мирных,

   Из них, моих товарищей, зажглись.

   Про них рассказывают в праздники,

   Показывают в кино,

   И однокурсники _ и одноклассники

   Стихами стали уж давно.

                                                 (Б.Слуцкий. Сгорели в танках…)

2)Солдаты гибли

                         За сегодня _ за это утро _ этот свет.

   Солдаты гибли.

                         Их не поднять. Не воскресить.

   Солдаты гибли,

                        Но их дело бессмертно в памяти людей.

   Они живут

                        В садах _ в скверах _ в огнях вечерних площадей.

   Они живут

                       В глазах девчонки, бегущей в школу налегке.

   Они живут

                       В капелях звонких _ в весеннем небе – в ручейке.

                                                                     (А.Иванов. Спроси их)

3)Я знаю, мама, ты полна тревоги,

   Ты потеряла счастье _ и покой _

   И все глядишь, как пыль летит дорогой

   И засыпает след последний мой.

   Твое лицо в морщинках постоянно.

   Ты ждешь меня, тоскуя  _ и любя…

   Родная, знай – сегодня утром рано

   Горячий бой кипел и за тебя.

   Вот снова загудела канонада.

   Меня зовут. Родимая, прощай.

   И если я умру, не плач, не надо,

   И тихо так о сыне вспоминай:

   - Он посвятил всего себя Отчизне,

   Он честь её _ и славу защищал,

   Он не щадил своей солдатской жизни.

   Другим он жизнь дарил. Не зря он пал.

                                                                    (М.Харис)

4)И для отчизны не жалея

   Ни юных лет _ ни свежих сил,

   Матросов гибелью своею

   Бессмертие жизни  утвердил.

                                                            (Х.Гиляжев)

5)Куда б ни шел _ ни ехал ты,

   Но здесь остановись.

   Могиле этой дорогой

   Всем сердцем поклонись.

   Для меня _ и для тебя

   Он сделал все, сто мог:

   Себя в бою не пожалел _

   А родину сберег.

- Какова основная мысль данных текстов?

   (Погибшие за мир на земле бессмертны. Они живы в нашей памяти)

        Задание 2. (парная работа) Установите соответствие между схемами опорного конспекта и данными предложениями. Объясните постановку знаков препинания.

А)Не только юноши, но и юноши поднялись на борьбу с фашизмом.

Б)Знали цену жизни и любви, дружбы и братства.

В)Живи, товарищ, хорошо живи.

   Счастливым будь и в песне, и в любви. (Гревцев. Площадь победы)

- Проверьте работу по ключу № 2.

У.Э. 4. (индивидуальная работа) Цель: проверить уровень усвоения новой темы)

        Задание. Спишите предложения, расставляя, где нужно, запятые. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему.

1)Нынешняя молодежь помнит и тех, кто кровью и жизнью своей добыл ей в жестоких боях право свободно жить и трудиться видеть чистое небо над головой учиться и мечтать.

2)Песня «Священная война» была полна огромной силы укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе с врагом.

3)Её пели и бойцы Красной Армии и народные ополченцы и партизаны в тылу врага.

4)Сильные и смелые парни и девушки встали на пути гитлеровского вала под огнем шли вперед отбивали великое нашествие тьмы но сохранили для нового поколения совесть человечества.

        - Проверьте работу по ключу № 3.

У.Э. 5. Цель: уметь находить в тексте предложения с однородными членами, развивать речь учащихся.

         Работа с текстом.

        Когда военная тревога

Прогрохотала тяжело,

Вела Матросова дорога

В Чернушки – дальнее село.

Врагам готовил ты расплату, защитник мира и земли.

Ладони сами к автомату

Сильней железа приросли.

И клялся он: сквозь невзгоды

           Пройдем сквозь смерть,

                                       Пройдем сквозь дым…

           И кажется: вот он поднялся,

        Бессмертной жизнью наделен.

        Он в наших душах отозвался,

        В столетьях отзовется он.            (Х.Гиляжев)

        Вслушаемся в эти последние строки стихотворения. Они обращены и к тебе, слушатель, и ко мне, и к твоим товарищам, и ко всем нам. Они завещание двадцати миллионов, погибших за нас с тобой. За наше мирное небо. Они обращены к нашей совести и к нашему долгу не забыть о них.

        Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»

        Мир – это счастье для всех, живущих на земле.

        Мир – это утро, полное радости, надежд и света, это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.

        Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы.

Задания к тексту:

1)Найдите предложения, соответствующие схемам:

        а)[и О, и О, и О, и О]

б)[О, О]

в)[О и О]

2)Спишите и составьте схему однородных членов предпоследнего предложения.

3)Определите основную мысль текста. (не должны забывать о погибших за свободу нашей родины и знать цену мирной жизни).

4)Назовите пословицы о мире (если не вспомнят, несколько пословиц записать в тетрадь)

        Мир – счастье для народа.

        Цветам нужно солнце, а людям – мир.

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие моменты урока понравились?

 

Оценки (на этом уроке оценки не ставятся, следующий урок- урок закрепления).

Домашнее задание (на выбор)

1.Спишите, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы.

1)Поэты звали и к защите Родины, и к подвигу во имя победы над врагом.

2)Они были такие молодые, что даже война не смогла заставить их перестать радоваться солнцу, жизни, любить и тосковать по родному краю.

3)Они погибли за нас, но не отступали.

4)Как взрослые, так и дети видели ужасы войны.

5)И вернулись домой, на родную землю, многие легендами, песнями; одетые в бронзу и камень.

2.Спишите. Где нужно, ставьте запятые. Подчеркните однородные члены.

1)Если люди не забывали все беды ужасы страдания и страх и горе, принесенные человечеству войнами, то на земле давно не звучали бы больше выстрелы.

2)слово «мир» на фестивале стало самым дорогим, ибо в нем – жизнь и юность и будущее и счастье.

3)Хлебом и песней мечтой и стихами жизнью просторной каждой секундой каждым дыханием будьте достойны памяти павших.

4)Они погибли но живут в наших сердцах.

5)Надвинулись сроки последней расплаты

   За слезы за кровь за руины завода

   За острую боль сорок первого года.

3.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гибелью своей бессмертие жизни утвердил», «Памяти павших будьте достойны!», «И вернулись домой легендами, песнями…»

Технологическая карта урока «Знаки препинания  при однородных членах предложения»

У.Э.

Учебные материалы с указанием заданий

Советы

учителя

У.Э.1

Задание 1. (коллективная работа) Изложите материал об однородных членах предложения по опорному конспекту (схема висит на доске).

Задание 2.(коллективная работа) Какими случаями постановки знаков препинания между однородными членами мы знакомы с 5-го класса? (по очереди записывают на доске).

Задание 3.  Установите соответствие между данными схемами и приведенными ниже предложениями.

1.[О, О, О]

2. [О, О, но О]

3 .[О1, О1, О2 и О2]

а)Родная! Чувство любви к тебе давало мне силы в борьбе, делало меня бесстрашным и смелым.

б)Я ушла из детства в грязную теплушку,

   В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

в)Мы сделали, товарищи, что смогли,  полегли, но родину спасли.

        Задание 4. Прочитайте эпиграф урока, составьте схему предложения.

Будь активен!

Слушай товарища!

Работа в паре

Посоветуйтесь

друг с другом.

Проверьте работу по ключу №1.

Ты справишься!

У.Э.2

Ваша цель: усвоить правила постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными разными видами сочинительных союзов.

Задание 1. Прочитайте теорию по учебнику  методом инсерта (+ -известно, знаю; - новое; ?- есть вопросы).

- Сформулируйте правила в форме схем.

«Русский язык», с. 136

Выполни в черновике.

У.Э.3

Ваша цель: научиться ставить запятые между однородными членами.        

Задание 1. Выразительно прочитайте стихи. В каких случаях на месте пропусков ставится запятая?

1)Сгорели в танках мои товарищи

   До пепла _ до золы _ дотла.

   Трава, полмира покрывающая,

   Из них, конечно, проросла.

   Мои товарищи на минах

   Подорвались _ взлетели ввысь,

   И много звезд, далеких _ и мирных,

   Из них, моих товарищей, зажглись.

   Про них рассказывают в праздники,

   Показывают в кино,

   И однокурсники _ и одноклассники

   Стихами стали уж давно.

                                                 (Б.Слуцкий. Сгорели в танках…)

2)Солдаты гибли

                         За сегодня _ за это утро _ этот свет.

   Солдаты гибли.

                         Их не поднять. Не воскресить.

   Солдаты гибли,

                        Но их дело бессмертно в памяти людей.

   Они живут

                        В садах _ в скверах _ в огнях вечерних площадей.

   Они живут

                       В глазах девчонки, бегущей в школу налегке.

   Они живут

                       В капелях звонких _ в весеннем небе – в ручейке.

                                                                     (А.Иванов. Спроси их)

3)Я знаю, мама, ты полна тревоги,

   Ты потеряла счастье _ и покой _

   И все глядишь, как пыль летит дорогой

   И засыпает след последний мой.

   Твое лицо в морщинках постоянно.

   Ты ждешь меня, тоскуя  _ и любя…

   Родная, знай – сегодня утром рано

   Горячий бой кипел и за тебя.

   Вот снова загудела канонада.

   Меня зовут. Родимая, прощай.

   И если я умру, не плач, не надо,

   И тихо так о сыне вспоминай:

   - Он посвятил всего себя Отчизне,

   Он честь её _ и славу защищал,

   Он не щадил своей солдатской жизни.

   Другим он жизнь дарил. Не зря он пал.

                                                                    (М.Харис)

4)И для отчизны не жалея

   Ни юных лет _ ни свежих сил,

   Матросов гибелью своею

   Бессмертие жизни  утвердил.

                                                            (Х.Гиляжев)

5)Куда б ни шел _ ни ехал ты,

   Но здесь остановись.

   Могиле этой дорогой

   Всем сердцем поклонись.

   Для меня _ и для тебя

   Он сделал все, сто мог:

   Себя в бою не пожалел _

   А родину сберег.

Задание 2. Установите соответствие между схемами опорного конспекта и данными предложениями. Объясните постановку знаков препинания.

А)Не только юноши, но и юноши поднялись на борьбу с фашизмом.

Б)Знали цену жизни и любви, дружбы и братства.

В)Живи, товарищ, хорошо живи.

   Счастливым будь и в песне, и в любви. (Гревцев. Площадь победы

Все вместе!

Обрати внимание на свою интонацию.

Работаем в паре

Проверьте

по ключу №2

У.Э.4

Проверим, как ты усвоил правила.

Задание. Спишите предложения, расставляя, где нужно, запятые. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему.

1)Нынешняя молодежь помнит и тех, кто кровью и жизнью своей добыл ей в жестоких боях право свободно жить и трудиться видеть чистое небо над головой учиться и мечтать.

2)Песня «Священная война» была полна огромной силы укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе с врагом.

3)Её пели и бойцы Красной Армии и народные ополченцы и партизаны в тылу врага.

4)Сильные и смелые парни и девушки встали на пути гитлеровского вала под огнем шли вперед отбивали великое нашествие тьмы но сохранили для нового поколения совесть человечества.

        

Ты справишься

и сам!

Проверьте работу по ключу № 3.

У.Э.5

Ваша цель: найти в тексте предложения с однородными членами.

        Когда военная тревога

Прогрохотала тяжело,

Вела Матросова дорога

В Чернушки – дальнее село.

Врагам готовил ты расплату, защитник мира и земли.

Ладони сами к автомату

Сильней железа приросли.

И клялся он: сквозь невзгоды

           Пройдем сквозь смерть,

                                       Пройдем сквозь дым…

           И кажется: вот он поднялся,

        Бессмертной жизнью наделен.

        Он в наших душах отозвался,

        В столетьях отзовется он.            (Х.Гиляжев)

        Вслушаемся в эти последние строки стихотворения. Они обращены и к тебе, слушатель, и ко мне, и к твоим товарищам, и ко всем нам. Они завещание двадцати миллионов, погибших за нас с тобой. За наше мирное небо. Они обращены к нашей совести и к нашему долгу не забыть о них.

        Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»

        Мир – это счастье для всех, живущих на земле.

        Мир – это утро, полное радости, надежд и света, это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.

        Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы.

Задания к тексту:

1)Найдите предложения, соответствующие схемам:

        а)[и О, и О, и О, и О]

б)[О, О]

в)[О и О]

2)Спишите и составьте схему однородных членов предпоследнего предложения.

3)Определите основную мысль текста.

Прочти внимательно!

Будь активен!

Ключ № 1.

1 – б          

2 – в

3 – а

Ключ № 2

А – 5

Б – 6

В – 4

Ключ № 3.

1)Нынешняя молодежь помнит и тех, кто кровью и жизнью своей добыл ей в жестоких боях право свободно жить и трудиться,  видеть чистое небо над головой,  учиться и мечтать.

1 И  О1  О2 и О2, О2, О2 и О2]

2)Песня «Священная война» была полна огромной силы, укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе с врагом.

[О, О и О]

3)Её пели и бойцы Красной Армии, и народные ополченцы,  и партизаны в тылу врага.

[и О, и О, и О]

4)Сильные и смелые парни и девушки встали на пути гитлеровского вала,  под огнем шли вперед, отбивали великое нашествие тьмы, но сохранили для нового поколения совесть человечества.

1 и О1 О2 и О2 О3, О3, О3, но О3]

Домашнее задание (на выбор)

1.Спишите, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы.

1)Поэты звали и к защите Родины, и к подвигу во имя победы над врагом.

2)Они были такие молодые, что даже война не смогла заставить их перестать радоваться солнцу, жизни, любить и тосковать по родному краю.

3)Они погибли за нас, но не отступали.

4)Как взрослые, так и дети видели ужасы войны.

5)И вернулись домой, на родную землю, многие легендами, песнями; одетые в бронзу и камень.

2.Спишите. Где нужно, ставьте запятые. Подчеркните однородные члены.

1)Если люди не забывали все беды ужасы страдания и страх и горе, принесенные человечеству войнами, то на земле давно не звучали бы больше выстрелы.

2)слово «мир» на фестивале стало самым дорогим, ибо в нем – жизнь и юность и будущее и счастье.

3)Хлебом и песней мечтой и стихами жизнью просторной каждой секундой каждым дыханием будьте достойны памяти павших.

4)Они погибли но живут в наших сердцах.

5)Надвинулись сроки последней расплаты

   За слезы за кровь за руины завода

   За острую боль сорок первого года.

3.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гибелью своей бессмертие жизни утвердил», «Памяти павших будьте достойны!», «И вернулись домой легендами, песнями…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Однородные члены предложения». Обобщающий урок.

         Урок проводился по учебно-методическому комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие уч...

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»

laquo;Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»...