поснительная записка
методическая разработка по русскому языку по теме

 

1.Пояснительная записка.

 

   В современных условиях модернизации образования все большую актуальность приобретает приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям и культуре. «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях»1.

   В Послании 2008 г. Д.А.Медведев выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу, которая образует личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Именно школа призвана содействовать сплочению нации на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций пред лицом внешних и внутренних вызовов, т.е. воспитывать гражданина и патриота, раскрывать их способности и таланты, готовить к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Не погоня за знаниями, за информацией, как говорят сегодня, а формирование человека, цельной и целомудренной нравственной личности становится главнейшей задачей образования в наши дни. Будущее нашего Отечества зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, от его доброты, честности, справедливости, трудолюбия, способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине. Есть много путей к доброте: через материнскую ласку, отцовский наказ, любовь к земле, поклонение Господу. Неразрывная связь между памятью детства и любовью к отчему дому привязывает нас к маленькой точке на нашей земле, а значит и к самой этой земле, к Родине. Не случайно «род» и «родина» слова одного корня. Д.С.Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном»

         1ДанилюкА.Я.,КондаковА.М.,ТишковВ.А.Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности граждан 

            России. Учебное издание. Серия стандарты второго поколения.-М.,Просвещение,2009,с.18.

предостерегал: к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Любовь к Родине – это, прежде всего, гордость своей историей. Незнание ее губительно сказывается на подрастающем поколении, теряющим связь с Родиной и похожим на степное растение перекати-поле. Малая родина – неотделимая и составная часть большого целого. Это должны понять учащиеся. 

   В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», говорится, что современный национальный воспитательный идеал  – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу  Отечества как свою личную,  осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального народа Российской Федерации».2                                                                                                                   

   Недавно была принята Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания.

Система уроков русского языка на базе школьного этнографического музея направлена на формирование личности ребенка в процессе его обучения, на развитие мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Обучение русскому языку, складывающееся в условиях модернизации российского образования, призвано решать вопросы духовно- нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания,и поликультурного мышления. Смена образовательных задач, усиление акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучение родного языка как средства выражения мировоззрения народа – все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.

           2ДанилюкА.Я.,КондаковА.М.,ТишковВ.А.Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности    

         граждан России. Учебное издание. Серия стандарты второго поколения.-М.,Просвещение,2009,с.11.

                  

 

  Проблема духовного развития личности учащегося применительно к методике преподавания русского языка может быть решена путем постижения средствами языка мировоззрения народа. Такое условие позволяет определить русский язык в качестве основной гуманитарной дисциплины, способной формировать опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к национальной культуре, к обществу и его современным реалиям. Личностное развитие школьников 5-7 классов характеризуется особенностями переходного подросткового периода. Именно на данном возрастном этапе, по мнению психологов, сфера деятельности ребенка значительно расширяется, усложняются ее виды и формы. Дети подросткового возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Ведущей становится деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений в обществе, т.е. происходит активное развертывание процесса социализации личности, в ходе которого подросток приобщается к нормам и ценностям общества. При этом уровень развития речи учащегося становится важным условием успешной адаптации в социуме, поскольку развитие речи в целом предопределяет развитие личности школьника. В этом контексте представляется закономерным выстроить методическую систему ценностно-ориентированного обучения русскому языку на основе теории принципов речевого развития учащихся и соотнести ее с общей моделью развития речи школьников, представляющей собою единство цели, содержания, принципов, методов, форм и средств обучения.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Записки путешественника"

Статья об обучающей поездке в Лондон....

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....